ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-12868/2015 от 21.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 июля 2015 года

Дело № А56-4091/2015

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Лопато И.Б., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:   Шамовой Г.А.

при участии:

от  заявителя: ФИО2 по доверенности от 12.01.2015;

от  заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 28.05.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1061/08 )Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2015  по делу № А56-4091/2015 (судья    Радынов С.В.), принятое

по заявлению ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области

о  признании незаконным и отмене постановления

установил:

           ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»  (187330, <...>, ОГРН <***>,  далее- ОАО «Пелла», общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской    с  заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (191023, Санкт-Петербург, ул.Зодчего Росси, д.1/3, подъезд 4.2, ОГРН <***>, далее- Комитет) от 23.01.2015 №5 о привлечении  общества  к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях за нарушение требований законодательства при строительстве объекта капитального строительства в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

        Суд первой инстанции  решением от 02.04.2015 изменил постановление Комитета от 23.01.2015 №5, снизив размер назначенного административного штрафа до 300 000 рублей.

        Не  согласившись  с  решением  суда, Комитет  направил апелляционную  жалобу, в которой просил решение суда  в части уменьшения размера штрафных санкций отменить.

         В судебном заседании представитель  Комитета,  поддержал доводы апелляционной жалобы  по тем основаниям, что суд  первой инстанции, уменьшая размер штрафных санкций, не учел то обстоятельство, что при назначении административного наказания обществу, с учетом смягчающих вину обстоятельств, назначен минимальный размер, предусмотренный  санкцией   части 1 статьи  9.5 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях.

       Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу  без удовлетворения, свою позицию изложил в отзыве на апелляционную жалобу.

        Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

       Выслушав представителей сторон, исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции  не  находит  оснований  для  ее  удовлетворения.

      Как  видно  из  материалов  дела,  в период с 13.11.2014  по 08.12.2014 на основании распоряжения от 10.11.2014 №ГСН 14/853 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области проведена документарная   выездная проверка ОАО «Пелла»  в отношении объекта капитального строительства «Судостроительный комплекс» по адресу: <...> уч. № 105.

На момент проверки  на указанном объекте осуществлялось строительство производственного корпуса со встроенными помещениями, административно-бытового комплекса с автостоянками и внутриплощадочными сетями, сухого дока, плиты с вытяжными путями, заготовительного отделения трубообрабатывающего цеха, склада труб и деталей МЧС с ТП, достроечного цеха с ТП, трубообрабатывающего и механомонтажного цех, малярно-изоляционного цеха, электромонтажного цеха, склада средне и малогабаритного оборудования с площадками газификаторов, склада крупногабаритного оборудования, компрессорной станции, склада невзрывоопасных и взрывоопасных газов с асфальтобетонной площадкой.

В ходе проверки было установлено, что застройщиком ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» от Администрации муниципального образования Кировского муниципального района Ленинградской области получено разрешение на строительство от 14.03.2013 № RU47509000-014. Строительство объекта капитального строительства осуществляется по проектной документации, разработчиком которой является ООО «ВЕКТОР-И» и на проектную документацию имеется положительное заключение экспертизы ГАУ «Леноблгосэкснертиза» от 15.02.2013г. № 4-1-4-0049-13.

При этом при осмотре территории строительства обнаружено, что на левом берегу реки Нева на 44-м километре от ее устья на искусственно созданном земельном участке, примыкающем к территории судостроительного комплекса, в водоохраной зоне осуществляется строительство судоспускового сооружения и достроечных набережных, общей протяженностью причального фронта  в 353,26 м., площадью достроечных набережных - № 1 - 11907,6 м 2, № 2 - 3185,1 м 2. Строительство ведется на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 47:16:0201048:94 площадью 7703 м.кв, находящемся в аренде согласно договору аренды земель с кадастровым номером 47:16:0201048:92 для несельскохозяйственных целей  от 03.08.2011 № 1770-3 ( с дополнительным соглашением от 02.12.2011г. № 1770-з/2), заключенному между КУМИ Администрации муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области и  ОАО «Пелла».  Разрешение на строительство, предусмотренное статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, на указанный объект строительства отсутствует.

Общество предоставило проверяющим уведомление государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы Ленинградской области» от 07.11.2014г. № 2453-14/ЛОЭ-1729, адресованное директору ООО «А.С.Строй», осуществляющему строительные работы.

          Согласно названному уведомлению  обществу в соответствии с пунктом 7.3 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»  предложено откорректировать проектную документацию и представить на повторную экспертизу, поскольку в проектной документации отсутствует заключение государственной экологической экспертизы искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации.

       Таким образом, на момент проверки отсутствовало положительное заключение экспертизы проектной документации и разрешение на строительство, которое в дальнейшем в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ  должно прилагаться с другими документами для получения разрешения на строительство.

        По выявленному правонарушению 14.01.2015  Комитетом составлен  протокол  об  административном  правонарушении и 23.01.2015  вынесено  постановление   №5   о  привлечении ОАО «Пелла»   к  административной  ответственности  по части 1 статьи 9.5  Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  в  виде  штрафа  в  размере  500 000 рублей.

       Общество, не согласившись с указанным постановлением в части  размера назначенного ему административного штрафа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  его незаконным по тем основаниям, что назначенное обществу наказание, при наличии разрешения на строительство несоразмерно выявленному правонарушению и подлежит снижению с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ №4-П от 24.02.2014.

       Суд  первой  инстанции,   удовлетворяя требования общества в части снижения размера штрафных санкций,  дал  полную  оценку  обстоятельствам  дела,  правильно  применив  нормы  материального  и  процессуального  права.

       В соответствии с частью 1 статьи 9.5 Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях  строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительствопредусматривает наказание для юридических лиц - от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Объективной стороной правонарушения в данном случае является посягательство на установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию. То есть объектов капитального характера.

       В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). При этом  частью 2 ст.51 настоящего Кодекса установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при  его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

       Согласно части 1 той же статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

       Факт осуществления на  земельном участке с кадастровым номером 47:16:0201048:94 строительства судоспускового сооружения и достроечных набережных , без получения  положительного заключения экспертизы проектной документации и разрешения на строительство подтверждается материалами административного дела и    ОАО «Пелла»  не отрицается.

       В силу части 2  статьи 2.1 Кодекса  РФ  об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если  будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  настоящим Кодексом или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена   административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

       Доказательств невозможности соблюдения требований в сфере градостроительства общество не предоставило, причины, препятствующие  обращению за получением разрешения на строительство, не озвучило. В рассматриваемом случае, общество причинило существенный вред охраняемым общественным правоотношениям,  приведя к невозможности осуществления государственного контроля за осуществляемым им строительством.

        Процессуальных  нарушений  в  ходе  привлечения  общества  к  административной  ответственности  судом  не  установлено.

Однако суд первой инстанции, установив  основание для  снижения размера штрафных санкций, с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ №4-П от 24.02.2014, принял решение об отмене оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в  решении суда указано на несоответствие размера штрафа  тяжести совершенного правонарушения и необеспечению достижения целей административного наказания. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда, поскольку  из материалов дела  усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя и обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности (остановка строительства и принятие мер до получения необходимого разрешения л.д.24).

При  таких  обстоятельствах  апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой  инстанции  в  полном  объеме  исследовал  фактические  обстоятельства  дела,  дал  им  надлежащую  оценку,  нарушений  или  неправильного  применения  норм  материального  и  процессуального  права  судом  первой  инстанции  не  допущено,    оснований  для  удовлетворения  апелляционной  жалобы  и  отмены  решения  суда  не  имеется.

      На  основании  изложенного,  руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный  суд

                                                ПОСТАНОВИЛ:

       Решение  Арбитражного  суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 02 апреля  2015 года по  делу  № А56-4091/2015  оставить  без  изменения,  апелляционную  жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области -  без  удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.Б. Лопато

 Е.А. Сомова