ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13063/2015 от 22.07.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 июля 2015 года

Дело № А42-3302/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   июля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова

при ведении протокола судебного заседания:  К.А.Цубановой

при участии: 

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

от третьих лиц: 1) не явился (извещен); 2) предст. Демидова Е.Г. – доверенность №212/2/125 от 21.01.2015

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-13063/2015, 13АП-13065/2015 ) Администрации города Мурманска и Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.04.2015 по делу № А42-3302/2014 (судья Беляева Л.Е.), принятое

по иску (заявлению) открытого акционерного общества «Славянка»

к Администрации города Мурманска

третьи лица: 1) Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска, 2) Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконным отказа в установлении размера платы за содержание ремонт жилых помещений государственного жилого фонда

установил:

Открытое акционерное общество «Славянка» (ОГРН 1097746264219; далее - Общество, ОАО «Славянка») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа Администрации города Мурманска (ОГРН 1025100849366; далее - Администрация) в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, изложенного в письме от 06.02.2014 № 28-08-06/419.

В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Администрацию города Мурманска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Славянка», и в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории муниципального образования город Мурманск.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по жилищной политики администрации города Мурманска (ОГРН 1115190008702; далее - Комитет) и Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284).

Решением суда первой инстанции от 16.04.2015 заявленные Обществом требования удовлетворены.

На решение суда от 16.04.2015 подано две апелляционные жалобы.

В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 16.04.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы считает, что Администрация города Мурманска не является надлежащим ответчиком по делу, так отказ в установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения изложен в письме Комитета по жилищной политике от 06.02.2014 № 28-08-06/419.  Податель жалобы также указывает на то, что собственником жилых помещений в спорных жилых домах (Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации) принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами в виде управления управляющей организацией (ОАО «Славянка»), что исключает обязанность органов местного самоуправления устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилых помещений.

В апелляционной жалобе Комитет также просит отменить решение от 16.04.2015, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Комитет ссылается на то, что собственником жилых помещений в спорных жилых домах (Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации) принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами в виде управления управляющей организацией, однако в нарушение требований статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник не определил цену договору управления и не установил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения и порядок внесения такой платы; орган местного самоуправления вправе устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений только в случаях, когда ими не избран способ управления многоквартирным домом и на общем собрании не установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Таким образом, по мнению подателя жалобы, письмо от 06.02.2014 № 28-08-06/419 не нарушает права и законные интересы Общества, так как в письме правомерно указано на то, что решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принимают собственники жилья по предложению управляющей компании.

В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Общество, Администрация и Комитет извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. ОАО «Славянка» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит оставить решение суда от 16.04.2015 без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО «Славянка» и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации по результатам закрытого конкурса заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России № 1-УЖФ от 02.08.2010 с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городов, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городов. В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление ОАО «Славянка», включены также многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Мурманск, пр. Героев Рыбачьего, д. 1 и д. 3, ул. Садовая, д. 9, ул. Ивченко, д. 19.

В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора Общество обязуется осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за найм), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Общество обратилось в Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска с письмом от 31.10.2013 № 6193 об утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений домов по адресу г. Мурманск, пр. Героев Рыбачьего, д. 1 и д.3. с приложением необходимых материалов по расчету в отношении вышеуказанных многоквартирных жилых домов.

Письмом Комитета по жилищной политике Администрации города Мурманска от 06.02.2014 № 28-08-06/419 Обществу отказано в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в указанных многоквартирных домах государственного жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования, а также в домах, расположенных по адресу: г. Мурманск ул. Садовая, д. 9, ул. Ивченко, д. 8 и д. 19, со ссылками на то, что установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, выбравших способ управления в виде управления управляющей организацией, не относится к компетенции органов местного самоуправления.

Полагая отказ Администрации незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходил из следующего.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно части 3 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Таким образом, исходя из буквального толкования нормы, закрепленной в части 3 статьи 156 ЖК РФ следует, что к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы - Санкт-Петербурга относится установление размера платы:

- за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда

и

- за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 19 государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции, из представленных в материалы дела документов следует, что жилищный фонд, в котором находятся спорные жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить Общество, относится к государственному жилищному фонду. При этом, обязанность управляющей компании по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории муниципального образования город Мурманск, условиями договора управления № 1-УЖФ от 02.08.2010 не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, находящегося на территории муниципального образования города Мурманска, возложена на Администрацию.

Доводы подателей жалоб о том, что обязанность по принятию решения об утверждении размера платы за содержание и ремонт имущества, в том числе для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, возлагается на собственника помещений в многоквартирном доме по итогам общего собрания, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность органов местного самоуправления по установлению размера платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда прямо установлена частью 3 статьи 156 ЖК РФ.

Доводы Администрации о том, что в соответствии со статьями 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 162 ЖК РФ договор управления № 1-УЖФ от 02.08.2010 является ничтожным, подлежит отклонению, поскольку согласно статье 162 ЖК РФ в договоре управления должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В договоре № 1-УЖФ от 02.08.2010 указан такой порядок, а именно: плата за пользование жилым помещением (платы за наем), плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда рассчитывается на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы Администрации о том, что Администрация города Мурманска не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, со ссылками на то, что отказ в установлении размера платы за содержание ремонт жилого помещения изложен в письме Комитета по жилищной политике от 06.02.2014 № 28-08-06/419.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по жилищной политике администрации города Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманская от 31.05.2011 № 37-242, Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, созданным для оказания муниципальных услуг и осуществления муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, нормативными правовыми актами Совета депутатов города Мурманска полномочий администрации города Мурманска в жилищной сфере.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным, как несоответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, отказ Администрации в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда (в данном случае жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации) и обязал Администрацию (орган местного самоуправления) в порядке устранения допущенных нарушений прав Общества (часть 5 статьи 201 АПК РФ) в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории муниципального образования город Мурманск.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда от 16.04.2015 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 апреля 2015 года по делу № А42-3302/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы                      Администрации города Мурманска и Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

О.И. Есипова

 В.М. Толкунов