ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13185/2018 от 05.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1191/2018-283301(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2018 года  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Барминой И.Н., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,  при неявке лиц, участвующих в деле, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-13185/2018) Администрации МО "Зеленоградский  городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от  02.04.2018 

по делу № А21-10643/2017 (судья Лобанова Е.А.), принятое

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Калининградской области 

к Администрации МО "Зеленоградский городской округ"

третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов России  по Калининградской области 

об обязании,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН <***>,  ИНН <***>, место нахождения : <...>) (далее - Территориальное управление, истец) обратилось в  Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации  муниципального образования «Зеленоградский городской округ» (ОГРН  <***>, ИНН <***>, место нахождения: Калининградская область, 


Зеленоградский район, г.Зеленоградск, ул.Крымская,5А) (далее - Администрация,  ответчик) и, уточнив исковые требования, просит обязать Администрацию передать  в собственность Российской Федерации нежилое здание площадью 302,3 кв.м,  расположенное по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район,  г.Зеленоградск, ул.Ленина, д.22, путем издания распорядительного акта, в течение  10 дней с момента вступления в законную силу судебного акта. Уточненные исковые  требования приняты судом к рассмотрению в соответствии со статьей 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной  службы судебных приставов по Калининградской области (далее - УФССП). 

Решением от 02.04.2018 суд обязал администрацию муниципального  образования «Зеленоградский городской округ» передать в собственность  Российской Федерации нежилое здание площадью 302,3 кв.м, расположенное по  адресу : <...>, в установленном порядке. 

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с  апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать. 

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом  уже рассматривался спор между истцом и ответчиком по передаче вышеуказанного  помещения в собственность РФ и по данному спору имеется вступивший в законную  силу судебный акт по делу № А21-5646/2008. 

Перераспределения полномочий между УФССП по Калининградской области  и Администрацией МО "Зеленоградский городской округ" не производилось.  Порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества,  находящегося в муниципальной собственности, предполагает волеизъявление  органов местного самоуправления на такую передачу и не допускает  принудительную передачу имущества. 

В канцелярию апелляционного суда от Территориального управления  23.05.2018 поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражает  против доводов ответчика, поддерживает решение суда, полагает его законным и  обоснованным, вынесенным с учетом представленных в материалы дела  доказательств и норм права, просит в удовлетворении апелляционной жалобы  отказать. 


Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте  судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со  статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не  является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании. 

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной  жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц,  участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее. 

Согласно пункту 1.4 срок действия договора определен с 01.12.1999г. по  31.12.2048г. В соответствии с пунктом 2.6 договора арендатор обязался провести  реконструкцию арендуемых помещений до 01.01.2001г. 

Постановлением администрации муниципального образования  «Зеленоградский район» от 15.06.2000г. № 414 Управлению юстиции администрации  Калининградской области в долгосрочную аренду сроком на 49 лет предоставлен  земельный участок площадью 1300 кв.м по ул.Ленина, 48 а в г.Зеленоградске под  реконструкцию нежилого строения под административное здание. 13.06.2000г. на  основании указанного постановления заключен договор аренды земельного участка. 

Согласно дополнительному соглашению от 01.04.2005г. к договору аренды  нежилого помещения арендатором помещения является УФССП. Постановлением  главы администрации муниципального образования «Зеленоградское городское  поселение» от 28.04.2009г. № 94 утверждено решение приемочной комиссии по  приемке работ по переустройству и (или) перепланировке жилых (нежилых)  помещений от 09.04.2009г. о принятии в эксплуатацию административного здания  по адресу : <...> после произведенной перепланировки. 

В названном акте в качестве застройщика указано УФССП. 04.03.2010г.  Управлением Федеральной регистрационной службы по Калининградской области  зарегистрировано право собственности муниципального образования  «Зеленоградский район» на административное здание судебных приставов 


площадью 302,3 кв.м, инвентарный номер 249, литер А, расположенное в  г.Зеленоградске, ул.Ленина,д.22. 

Согласно дополнительному соглашению от 01.02.2016г. к договору аренды  нежилого помещения арендодателем является Администрация. 30.05.2017г.  Территориальное управление обратилось в Администрацию с письмом о  предоставлении в его адрес пакета документов, необходимого для принятия  решения о передаче спорного объекта в федеральную собственность с  последующим закреплением на праве оперативного управления за УФССП. 

В письме от 03.07.2017г. Администрация сообщила, что на данный объект  заключен договор аренды с УФССП, плата по которому поступает в бюджет  муниципального образования «Зеленоградский городской округ», главным  приоритетом которого остается социальная направленность . В связи с этим  Администрация считает нецелесообразным передачу объекта из муниципальной  собственности в федеральную . 

Ссылаясь на то, что в соответствии с положениями части 11 статьи 154  Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу  некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием  федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) спорный объект недвижимости  не может находиться в муниципальной собственности и подлежит безвозмездной  передаче в федеральную собственность, Территориальное управление обратилось  в арбитражный суд с настоящим иском. 

Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного  производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции  законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей  удовлетворению в связи со следующим. 

 Как следует из Положения о Федеральной службе судебных приставов,  утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1316  «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Федеральная служба  судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом 


исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного  порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и  должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение  государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по  возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности  (далее-государственный реестр), и осуществление федерального государственного  контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в  государственный реестр. ФССП России подведомственна Минюсту России и  осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные  органы. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее- ГК РФ) особенности приобретения и прекращения права  собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в  зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или  юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской  Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.  Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в  государственной или муниципальной собственности. 

Кроме того, частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ  установлено, что передача имущества из федеральной собственности в  собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность,  из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность  или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в  федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации  осуществляется в следующем порядке. 

Находящееся в собственности субъекта Российской Федерации имущество,  которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной  передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного  имущества в собственности субъекта Российской Федерации не допускается, в том  числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами  государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской  Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами  государственной власти, федеральными государственными унитарными 


предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей,  установленных в соответствии с данным Федеральным законом. 

В случае неисполнения субъектом Российской Федерации обязанности по  передаче имущества в федеральную собственность нарушенное право Российской  Федерации может быть защищено посредством обращения в арбитражный суд с  иском об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой. 

При этом передача имущества из собственности субъектов Российской  Федерации в федеральную собственность осуществляется в соответствии с  положениями пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и Постановления  Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов,  необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной  собственности в собственность субъекта Российской Федерации или  муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в  федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной  собственности в федеральную собственность или собственность субъекта  Российской Федерации". 

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской  Федерации в федеральную собственность принимаются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества,  если иное не установлено Правительством Российской Федерации; указанные  решения являются основаниями возникновения права собственности Российской  Федерации на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации. 

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от 30.06.2006 N 8-П, по смыслу статей 5 (часть 3), 8 (часть 2), 11 (часть 2), 55 (часть  3), 71 (пункт "д"), 72 (пункт "г" части 1), 73 Конституции Российской Федерации право  собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено, если  такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и по своему  характеру соразмерно тем конституционно значимым целям, ради которых оно  вводится. Федеральным законом, разграничивающим государственную  собственность и устанавливающим порядок передачи имущества в результате  разграничения публично-властных полномочий, должен быть обеспечен баланс  интересов Российской Федерации и ее субъектов. 

Таким образом, процесс безвозмездной передачи в федеральную  собственность имущества, находящегося в собственности субъекта Российской 


Федерации, предполагает необходимость учета финансово-экономических  интересов органов государственной власти Российской Федерации и их  фактическую заинтересованность в соответствующем объекте для решения  вопросов государственного значения, включая возможность финансовой поддержки  на содержание передаваемого имущества. 

Согласно нормам Федерального закона N 122-ФЗ нахождение спорного  имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том  числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами  государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской  Федерации и органами местного самоуправления. 

Территориальное подразделение УФССП занимает спорное здание,  находящееся в собственности муниципального образования, и использует его в  пределах компетенции. 

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанций приходит к выводу о  том, что спорные помещения отвечают требованиям абзацев 1 - 4 части 11 статьи  154 Федерального закона N 122-ФЗ, Учреждение использует их в пределах его  компетенции, и, таким образом, в силу положений Федерального закона N 122-ФЗ и  статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" помещения  подлежат отнесению к федеральной собственности, и обоснованных причин для  отказа в передаче названных объектов из собственности субъекта Российской  Федерации в собственность Российской Федерации не имеется. 

Поскольку спорный объект используется ФССП России для осуществления  его полномочий и в результате разграничения полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами власти субъектов Российской  Федерации и органами местного самоуправления в силу критериев, установленных  пунктом 11 статьи 54 Федерального закона от 22.08.2004 N 122- ФЗ, подлежат  передаче в федеральную собственность. 

Доводы подателя апелляционной жалобы отклонены, как не нашедшие  объективного подтверждения в судебном заседании. Ссылка ответчика на судебную  практику также не может быть принята во внимание, поскольку в данном споре  рассматриваются иные фактические обстоятельства. 


При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой  инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана  надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном  исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены  правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться  основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией  не установлено. 

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.04.2018 по делу   № А21-10643/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий В.И. Желтянников  Судьи И.Н. Бармина 

 И.А. Тимухина