ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13436/20 от 09.07.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 июля 2020 года

Дело № А42-10843/2019

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-13436/2020 )  Муниципального унитарного предприятия Кольского района «Лавна» на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 12.03.2020 по делу № А42-10843/2019 (судья Карачева А.Е.), принятое

по заявлению  Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области

к  Муниципальному унитарному предприятию Кольского района «Лавна»

заинтересованное лицо: конкурсный управляющий МУП «Лавна» - Судья Светлана Николаевна

об обязании предоставить отчет

установил:

Администрация сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области (далее – истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Кольского района «Лавна» (далее – ответчик, Предприятие, МУП «Лавна») об обязании представить отчет о расходовании субсидии, полученных из бюджета сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий МУП «Лавна» - Судья Светлана Николаевна.

Решением от 12.03.2020 суд обязал муниципальное унитарное предприятие «Лавна» предоставить Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области отчеты о расходовании средств субсидии, предоставленных в соответствии с соглашением № 3 от 18.12.2014 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета с.п.Междуречье на увеличение уставного фонда МУП «Лавна» в размере 2 100 000руб. и соглашением № 1 от 19.11.2015 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета с.п.Междуречье Кольского района Мурманской области на увеличение уставного фонда МУП «Лавна» в размере 1 700 000руб.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что на дату обращения в суд истек общий срок исковой давности для обращения с требованием о возврате субсидии, а так же для обращения с требованием предоставления отчета. Ссылается на то, что Администрация не использовала возможные меры для исполнения имущественного требования. Указывает, что Администрацией было издано распоряжение о перечислении денежных средств в размере 100 000 руб. для формирования уставного капитала, отдельного соглашения на предоставление указанных денежных средств путем предоставления субсидии не заключалось, в связи с чем их предоставление не требует составления отчета об использовании. Полагает, что суду первой инстанции необходимо было привлечь Администрацию Кольского района Мурманской области к участию в деле в качестве третьего лица, а так же считает, что Администрация должна была заявить свои требования в рамках дела о банкротстве.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации сельского поселения Междуречье 03.04.2014 № 23 в сельском поселении Междуречье Кольского района Мурманской области было создано муниципальное унитарное предприятие сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области «Лавна» с уставным фондом 100 000 рублей.

В соответствии с распоряжением от 26.11.2014г № 85 унитарному предприятию «Лавна» было перечислено 100 000 руб. (платежное поручение № 1659 от 16.12.2014).

По факту поступившего ходатайства от МУП «Лавна» от 10.12.2014 № 26/1 об увеличении уставного капитала на сумму 2 100 000 руб., распоряжением Администрации от 23.12.2014 № 96, во исполнение постановления Администрации от 23.12.2014 № 92, в соответствии с соглашением № 3 от 18.12.2014, МУП «Лавна» было перечислено 2 100 000 руб. (платежное поручение № 111644 от 25.12.2014).

16.11.2015 в адрес Администрации поступило письмо МУП « Лавна» от 13.11.2015 № 595 с просьбой увеличения уставного капитала на сумму 1700000руб.

В соответствии с постановлением Администрации от 18.11.2015 № 204/1, распоряжением от 25.11.2015 № 162, соглашением №1 от 19.11.2015 МУП «Лавна» было перечислено 1 700 000 руб. (платежное поручение № 341705 от 25.11.2015).

Общая сумма денежных средств, перечисленных в уставной фонд МУП «Лавна» за период 2014-2015 годы, составила 3 900 000 руб.

Согласно условиям пункта 4.2. соглашений № 3 от 18.12.2014, № 1 от 19.11.2015 «О предоставлении и расходовании субсидий из бюджета сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области на увеличение уставного фонда МУП «Лавна»» Предприятием должны быть предоставлены отчеты о расходовании субсидий.

В связи с неисполнением МУП «Лавна» обязательства, предусмотренного пунктом 4.2 названных соглашений, Администрацией в адрес Предприятия направлено письмо (исх. № 863/1 от 19.09.2017) о необходимости представлении в срок до 26.09.2017 соответствующего отчета о расходовании целевых средств субсидии на сумму 3 900 000 руб., неисполнение, которого послужило основанием вынесения распоряжения от 31.10.2017 № 88 «О предоставлении отчета о расходовании целевых средств субсидии», которое также не было исполнено Предприятием, вследствие чего, Администрацией повторно направлено письмо (исх. № 1060 от 16.11.2017) о необходимости представления отчетов, с установленным сроком исполнения обязательства – в течение 10 дней (получено ответчиком – 17.11.2017).

Поскольку неоднократно направленные в адрес Предприятия требования об исполнении возложенных пунктом 4.2 соглашений обязательств по представлению отчетов о расходовании средств субсидии МУП «Лавна» исполнены не были, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании конкурсного управляющего Предприятия представить отчет о расходовании субсидии, полученных из бюджета сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области в рамках дела о банкротстве МУП «Лавна» № А42- 8846/2017.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2019 по делу № А42-8846/2017 указанное заявление Администрации, на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ, оставлено без рассмотрения.

25.10.2019 Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением в порядке отдельного искового производства.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закона № 161-ФЗ) уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона № 161-ФЗ уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью  сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Администрацией сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области принято постановление от 03.04.2014 № 23 «О создании МУП «Лавна»» (пункт 1). В целях осуществления деятельности указанного Предприятия, названным постановлением, утвержден устав Предприятия (пункт 2), а также уставной фонд МУП «Лавна» в размере 100 000 руб. (пункт 4). Перечисление указанных средств, произведено органом местного самоуправления на основании платежного поручения № 1659 от 16.12.2014 по распоряжению Администрации № 85 от 26.11.2014.

В удовлетворении требования Администрации в части предоставления отчета о расходовании предоставленных денежных средств как средств субсидии, в том числе в части перечисленных в счет формирования уставного фонда ответчика - 100 000 руб. судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку указанная сумма была перечислена Предприятию не в качестве субсидии, а как средства по формированию уставного фонда.

18.12.2014 по ходатайству Предприятия № 26/1 от 10.12.2014, содержащего сведения о необходимых затратах, связанных с осуществлением основного вида деятельности, между Администрацией и МУП «Лавна» заключено соглашение № 3 (далее – Соглашение № 3), регулирующее условия предоставления и расходования субсидии, выделяемой из бюджета сельского поселения Междуречье на увеличение уставного фонда для осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию жилищного фонда СП Междуречье Кольского района Мурманской области МУП «Лавна» (пункт 1.2 Соглашения № 3).

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения № 3 Администрация обязуется в пределах выделенных средств согласно решению Совета депутатов СП Междуречье от 06.02.2014 № 47/1 «О бюджете сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области на 2014 год» (с изменениями и дополнениями от 28.03.2014 года № 48/3, от 27.06.2014, № 50/9, от 30.10.2014 № 51/6) перечислить субсидию на увеличение уставного фонда МУП «Лавна» в сумме 2 100 000 руб.

В силу пунктов 2.1-2.3 Соглашения № 3 условием предоставления Субсидии является увеличение уставного фонда МУП «Лавна». Администрация в пределах лимитов бюджетных обязательств производит перечисление на расчетный счет Предприятия.

Представляемые в рамках настоящего Соглашения Субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Показателем результативности использования субсидии является деятельность МУП «Лавна» по ремонту и обслуживанию жилищного фонда. Отчет по результативности целевых назначений «Субсидии» предоставляется до 27.12.2015 (пункты 3.1-3.2 Соглашения № 3).

В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения № 3 Предприятие обязано: Предоставить Администрации до конца срока действия Соглашения копии документов, подтверждающих использование субсидии (отчет о расходовании Субсидии), заверенные копии платежных документов и расчетных документов, подтверждающих целевое использование Субсидии (пункт 4.2.1); обеспечить целевое использование предоставленной субсидии (пункт 4.2.4).

Пунктом 5.2 Соглашения № 3 определено, что в случае установленного факта неисполнения ил ненадлежащего исполнения Предприятием обязательств по  настоящему соглашению Администрация вправе сократить размер субсидии либо требовать возврата предоставленной субсидии.

В случае нецелевого использования субсидии, а также выявления факта предоставления недостоверных сведений в отчетности, денежные средства подлежат возврату в течение 10-ти банковских дней в размере нецелевого использования субсидии на расчетный счет Администрации. При не возврате средств, использованных не по целевому назначению, а также целевых средств, не использованных в текущем году, в указанный срок Администрация принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств в бюджет области в судебном порядке (пункт 7.1-7.2 Соглашения № 3).

Срок действия Соглашения № 3 определен в пункте 8.1 Соглашения, в соответствии с которым настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 27.12.2015.

Аналогичное соглашение за № 1 (далее – Соглашение № 1) заключено сторонами 19.11.2015 по результатам рассмотрения истцом ходатайства ответчика № 595 от 13.11.2015, в соответствии с пунктом 1.2 которого Администрация обязалась перечислить субсидию на увеличение уставного фонда МУП «Лавна» в сумме 1 700 000 руб.

В соответствии с пунктами 3.1-3.2 Соглашения № 1 показателем результативности использования субсидии является стабильная деятельность МУП «Лавна» по теплоснабжению и обеспечение работоспособности котельной сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области. Отчет по результативности целевых назначений Субсидии Предприятие обязано предоставить до 01.12.2016.

Пунктом 7.2 Соглашения № 1 определено, что при не возврате средств, использованных не по целевому назначению, а также целевых средств, не использованных в текущем году, в указанный срок Администрация принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств в бюджет сельского поселения Междуречье в судебном порядке.

Срок действия Соглашения № 1 определен в пункте 8.1 Соглашения, в соответствии с которым настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 01.12.2016.

Администрация исполнила обязательства по указанным соглашениям, перечислила Предприятию 2 100 000 руб. (платежное поручение № 111644 от 25.12.2014), 1 700 000 руб. (платежное поручение № 341705 от 25.11.2015).

Предприятие 06.05.2014 в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>; размер уставного фонда составляет 3 900 000 руб.

Факт неисполнения Предприятием требований пункта 4.2 соглашений установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.

Неисполнение принятых обязательств МУП «Лавна» послужило препятствием в осуществлении контроля за целевыми и эффективными использованием денежных средств, выделяемых по соглашениям.

В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к правомерному в выводу о  наличии оснований для удовлевтрения исковых требований в части обязания Предприятия предоставить Администрации отчеты о расходовании средств субсидии, предоставленных в соответствии с соглашением № 3 от 18.12.2014 и соглашением № 1 от 19.11.2015.

Доводы ответчика о пропуске исковой давности обосновано отклонены судом первой инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (пункт 2 статьи 29 Закона № 401-ФЗ).

В силу пункта 3 указанной статьи экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что Предприятие обязано обеспечить хранение документов, в том числе, обязанность представления которых предусмотрена пунктом 4.2 Соглашений в подтверждение целевого расходования предоставленных средств субсидий не менее пяти лет.

Оснований для рассмотрения заявления в рамках дела о банкротстве не имелось, поскольку Администрацией заявлено требование к МУП «Лавна» в виде понуждения к совершению определенных действий, которые по своей правовой природе являются требованиями неимущественного характера.

Кроме того, определении Арбитражного суда  Мурманской области от 19.08.2019 по делу № А42-8846/2017, исковые требования Администрации оставлены без рассмотрения, истцу разъяснено о возможности обращения с отдельным исковым заявлением в защиту нарушенного права.

Вопреки доводам подателя жалобы оснований для привлечения Администрации Кольского района в качестве третьего лица судом первой инстанции правомерно не установлено, поскольку принятый по делу судебный акт не влияет на права и обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчику была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию в федеральный бюджет РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 12 марта 2020 года  по делу №  А42-10843/2019   оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Кольского района «Лавна» - без удовлетворения.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия Кольского района «Лавна» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3 000 рублей по апелляционной жалобе.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 О.В. Фуркало