ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-1345/2022 от 06.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 апреля 2022 года

Дело № А56-88007/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Богдановской Г.Н., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 02.03.2022;

от ответчика (должника): не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-1345/2022 )   Жилищно-строительного кооператива "ЦДС-Мурино" на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2021 по делу № А56-88007/2021 (судья  Петрова Т.Ю.), принятое

по заявлению Жилищно-строительного кооператива "ЦДС-Мурино"

к  Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области

о признании недействительным предписания,

установил:

Жилищно-строительный кооператив «ЦДС - Мурино» (далее - Кооператив, ЖСК «ЦДС - Мурино», заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 06.08.2021 № 1116.

Решением от 01.12.2021 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.

ЖСК «ЦДС - Мурино» не согласившись с  решением суда от 01.12.2021, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на то, что конференция Кооператива в лице делегатов конференции была проведена 27.10.2017, то есть за два года до принятия приказа Минстроя России от 28.01.2019 №44/пр; при наличии соглашения участников отношений о порядке проведения собраний членов ЖСК, применение по аналогии положений Жилищного кодекса РФ по проведению общих собраний собственников помещений не допустимо.

Также податель жалобы считает, что ссылки в решении суда на ФЗ №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» к ЖСК не применимы. Также протокол по выбору делегатов ЖСК, а равно и проведение собрания по данному вопросу инициировалось  в большей степени для решения внутриуставных вопросов, проверка законности принятых решений по которым не входит в полномочия органов государственного жилищного надзора, в связи с чем протокол по выбору делегатов Кооператива составленный в 2008 году не может подлежать восстановлению при его утрате. Кооперативном был  представлен протокол учредительного собрания  в котором избрано и правление, инициировавшее общее собрание членов ЖСКот 31.10.2008, в котором содержатся необходимые данные, в связи с чем требование о предоставлении иных документов незаконно.  

Податель жалобы указывает, что в настоящее время ЖСК «ЦДС - Мурино» не ведет реестр членов, в связи с чем не может его предоставить,  закон не возлагает на Кооператив данную обязанность, поскольку действия статьи  123.1 ЖК РФ на ЖСК «ЦДС-Мурино» не распространяется ввиду неосуществления самостоятельной деятельности по строительству. Данное требование также не содержит и Устав ЖСК «ЦДС - Мурино». Полномочия по управлению МКД переданы в адрес управляющей организации, которая в соответствии с нормами жилищного законодательства ведет реестр собственников помещений жилого многоквартирного дома. Составление реестра членов ЖСК при голосовании делегатами не требуется, что соответствует принятому Положению о проведении общих собраний ЖСК «ЦДС - Мурино» и свидетельствует о неисполнимости выданного предписания.

Комитет извещен  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направил, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом,   Комитетом на основании распоряжениям от 23.07.2021 № 1116 проведена проверка на предмет исполнения Кооперативом ранее выданного предписания от 15.03.2021 № 203.

По результатам проверки, оформленной актом от 06.08.2021 № 116, Комитетом установлено, что ранее выданное предписание № 203 не исполнено, а именно:

- не представлены документы, удостоверяющие личность инициатора конференции (копия, оригиналы для ознакомления);

- не представлены документы, подтверждающие вступление инициатора в члены ЖСК;

- не представлен реестр членов ЖСК;

- не представлен реестр вручения членам ЖСК уведомлений о проведении 27.10.2017 конференции (или документы, подтверждающие иной способ уведомления о проведении конференции);

- не представлен список членов ЖСК, присутствовавших на конференции;

- не представлены доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей членов ЖСК, присутствовавших на конференции;

- не представлен протокол общего собрания (конференции) членов ЖСК 27.10.2017 № 20/3;

- не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка созыва конференции ЖСК;

- не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка избрания делегатов конференции ЖСК.

Кооперативу выдано предписание от 06.08.2021 № 1116 о необходимости в срок до 05.11.2021 представления указанных выше документов.

Не согласившись с вынесенным предписанием, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания Комитета, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Кооператива, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 01.12.2021 ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в части распространения требований об оформлении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, на общие собрания членов (конференций) ЖСК, в соответствии с п. 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр и действовавших до 04.03.2019, п. 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр и действующих с 04.03.2019, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:

а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;

б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;

в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 ЖК РФ;

г) списки присутствующих и приглашенных лиц;

д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;

е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;

ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 1.1 Устава, ЖСК создано как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами паевых взносов.

Пунктом 8.1 Устава предусмотрено формирование Конференции ЖСК, являющейся высшим органом управления (ч. 1, 2 ст. 116 ЖК РФ). Таким образом, конференция ЖСК является высшим органом управления ЖСК.

Конференция ЖСК вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов ЖСК в соответствии со ст. 116 ЖК РФ, включая утверждение взносов на содержание общего имущества собственников в МКД, принятие решения об утверждении Устава ЖСК, о ликвидации или реорганизации ЖСК, избрании членов Правления ЖСК и др.

При таких обстоятельствах конференция ЖСК принимаемыми решениями оказывает значительное влияние, обеспечивая принятие решений по вопросам управления МКД, которые затрагивают интересы, как членов ЖСК, так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.

Делегаты Конференции ЖСК избираются общим собранием членов ЖСК из числа членов ЖСК по представлению Председателя Правления ЖСК до момента, когда число членов ЖСК превысит 50 членов (пункт 8.17 Устава ЖСК).

Конференция ЖСК созывается Правлением ЖСК по собственной инициативе, по заявленному в Правление требованию Председателя Правления, Ревизора ЖСК, группы членов ЖСК численностью не менее 1/2 от общего числа членов ЖСК (пункт 8.9.1 Устава ЖСК).

Общее собрание членов Кооператива на любом из своих заседаний, созываемых до того момента когда количество членов кооператива превысит число пятьдесят, вправе избрать делегатов Конференции. Делегаты Конференции ЖСК избираются из числа членов Кооператива по представлению председателя правления (пункт 7.15 Устава ЖСК).

Согласно пункту 2 Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, действовавшего до 04.03.2019, правление жилищно-строительного кооператива обязано направить копии решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ, лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее - копии решений, протокола), в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

Согласно пункту 3 указанного Порядка, передача копий решений, протокола осуществляется в течение пяти дней с момента получения правлением жилищно-строительного кооператива от лица, инициировавшего общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, данных копий. Передача копий решений, протокола должна осуществляться способами, позволяющими подтвердить факт и дату ее получения органом государственного жилищного надзора, а также путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.

Таким образом по состоянию на дату принятия решений конференции ЖСК 27.10.2017 в обязанности Кооператива входило направлении копий решений и протокола общего собрания в Комитет как орган жилищного надзора, в том числе в электронном виде путем размещения на специализированном электронном ресурсе.

С 11.01.2018 направлению в Комитет подлежат подлинники таких решений и протоколов.

Судом первой инстанции установлено, что в Комитетуказанные в предписании документы Обществом представлены не были.

Доказательств размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства копии протокола в материалы дела не представлено.

Доводы подателя апелляционной жалобы о неисполнимости предписания Комитета ввиду того, что подлинники протоколов, а также истребуемых приложений к ним не сохранились, рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно им отклонен.

Как правомерно указал суд первой инстанции, специальных сроков хранения протоколов общих собраний (конференций) жилищно-строительных кооперативов действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем при решении данного вопроса надлежит руководствоваться законодательством об архивном деле.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 утвержден Перечень управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (действовал до 17.02.2020), в соответствии с п. 18 которого протоколы общих собраний пайщиков, собраний, сходов граждан подлежат постоянному хранению.

Указанный приказ действовал в период проведения конференции ЖСК от 26.06.2017 и оформления ее результатов.

В настоящее время сроки хранения таких документов также определены как постоянные на основании п. 18 Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения".

Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплен в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.

Из буквального прочтения подпункта д(3) пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, усматривается, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются также оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Истребование данных документов осуществляется в целях защиты прав и законных интересов собственников помещений в МКД, членов ЖСК, поскольку в случае выявления соответствующих нарушений комитет на основании ст. 20 ЖК РФ имеет право обратиться в суд с требованием о признании решений конференции ЖСК недействительными.

Довод ЖСК о том, что документы отсутствуют в связи с тем, что они в 2017 году не составлялись не могут быть приняты во внимания в виду их голословности.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на то, что отсутствие документации на дом у управляющей организации не освобождает ее от исполнения обязанности по хранению технической и иной документации и передаче ее надзорному органу. В случае отсутствия необходимой документации управляющая организация обязана за свой счет восстановить утраченную документацию.

Таким образом, оспариваемое предписание от 06.08.2021 № 1116 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Кооператива (не возлагает на Кооператив дополнительных обязанностей помимо установленных законом), в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого Кооперативом предписания не имеется.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Кооперативом требований.

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу и влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения

Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 01.12.2021 по делу №  А56-88007/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Г.Н. Богдановская

 А.Б. Семенова