ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 июля 2017 года | Дело № А26-11499/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): ФИО2 по доверенности от 01.01.2017 № 211-2017;
от ответчика (должника): ФИО3 по доверенности от 14.07.2017 № 16;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-13462/2017 ) УФАС по Республике Карелияна решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2017 по делу № А26-11499/2016 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ПАО "Территориальная генерирующая компания №1"
к УФАС по Республике Карелия
3-е лицо: ООО "ГеоПром"
о признании незаконным решения
установил:
публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее Управление, УФАС) от 26.09.2016 по жалобе № 04-45/42-2016 в части признания жалобы ООО «ГеоПром» обоснованной».
Решением суда от03.05.2017 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе УФАС просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Управления является правомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ПАО «ТГК-1» (ранее ОАО «ТГК-1») является производство электроэнергии, дополнительными - торговля и передача электроэнергии.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» настоящий закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения.
Решением Совета директоров ОАО «ТГК-1» от 18.07.2013 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение), которое разработано в целях исполнения, в том числе Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и которым урегулированы отношения, связанные с осуществлением заявителем закупочной деятельности.
На основании распоряжения от 24.06.2016 № 76-ДЛ ПАО «ТГК-1» организовало и провело на сайте www.zakupki.gov.ru открый конкурс предложений на предмет - Приведение высотных отметок реперов ГЭС каскада в единую сеть для нужд Каскада Кемских ГЭС филиала «Карельский» ОАО «ТГК-1» (3400/6.42-2442), максимальная стоимость работ 380000 руб. без НДС.
Извещение о закупке № 31603814318 размещено на сайте 24.06.2016 (том 2 листы 126-127), срок окончания приема заявок и вскрытия конвертов с заявками - 11.07.2016 (том 2 лист 132).
Согласно протоколу заседания Комиссии по подведению итогов запроса предложений (далее - Комиссия) от 11.07.2016 № 66/1-2016 на участие в запросе предложений поступило три заявки от: ООО «Инженерный центр ВНИИГ» (предложена цена 290000 руб. без НДС), ООО «ГеоПром» (предложена цена 300000 руб. без НДС) и ООО «Карельский геодезический центр» (предложена цена 301262 руб. 44 коп. без НДС; том 2 листы 105-106).
Согласно протоколу заседания от 28.07.2016 № 66/2-2016 Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения заявок и проведении их дополнительного анализа (том 1 листы 30-31).
В пункте 1.2.24 Положения указано, что уторговывание - добровольное снижение участниками закупки цен заявок на участие в закупке после процедуры вскрытия заявок в целях повышения предпочтительности таких заявок для заказчика. Уторговывание может проводиться только в случае, если информация о возможности его проведения предусмотрена в документации о закупке.
Информация о возможном уторговывании предусмотрена в разделе 5.4 документации по закупке № 31603814318 (том 3 лист 2).
Согласно протоколу заседания от 11.08.2016 № 66/3-2016 Комиссия признала все поступившие заявки удовлетворяющими условиям запроса предложений и назначила процедуру уторговывания (том 2 лист 103).
Письмами от 15.08.2016 № 16-03/162, № 17-03/162 и № 18-03/162 ПАО «ТГК-1» известила, соответственно, ООО «Карельский геодезический центр», ООО «Инженерный центр ВНИИГ» и ООО «ГеоПром» о проведении процедуры уторговывания, предложив участникам открытого запроса предложений до 10 час. 00 мин. (время московское) 18.08.2016 представить по адресу: 185035, <...>, отдел организации закупочной деятельности - конверты с новыми предложениями, включая новую сметную документацию.
В данных письмах отмечено, что участник запроса предложений, приглашенный на процедуру уторговывания, вправе не участвовать в ней, тогда его заявка остается действующей с ранее объявленной ценой.
Названные письма направлены участникам закупки по электронной почте 15.08.2016 и получены, соответственно, ООО «Карельский геодезический центр» в 13 час. 59 мин., ООО «Инженерный центр ВНИИГ» в 14 час. 01 мин. и ООО «ГеоПром» в 14 час. 02 мин. (том 2 листы 68-76).
Согласно протоколу заседания Комиссии от 11.08.2016 № 66/4-2016 в процедуре уторговывания участвовало только ООО «Карельский геодезический центр» с предложением стоимости работ в 261253 руб. 58 коп. без НДС (том 2 лист 103).
Согласно протоколу заседания от 25.08.2016 № 66/5-2016 Комиссия признала лучшей заявку ООО «Карельский геодезический центр» с ценой 308279 руб. 23 коп. (261253 руб. 58 коп. и НДС 18 процентов; том 2 листы 100-101).
02.09.2016 между ПАО «ТГК-1» (заказчик) и ООО «Карельский геодезический центр» (исполнитель) был заключен договор № 1254 на оказание услуг по приведению высотных отметок реперов ГЭС каскада в единую сеть (срок исполнения до 30.12.2016) стоимостью 308279 руб. 23 коп. (том 2 листы 90-99).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
09.09.2016 в Карельское УФАС России поступила жалоба ООО «ГеоПром» на действия ПАО «ТГК-1» при проведении закупки № 31603814318, обоснованная тем, что у него объективно не имелось возможности представить документы на процедуру уторговывания в определенный заказчиком срок. Соответственно, организатором закупки были нарушены установленные Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» принципы закупки. К жалобе приложена оферта о заключении договора на выполнение работ по приведению высотных отметок реперов ГЭС каскада в единую сеть на сумму 240000 руб. (283200 руб. с НДС).
В части 20 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «ГеоПром» УФАС вынесено оспариваемое решение о признании жалобы обоснованной и выдаче ПАО «ТГК-1» предписания о внесении изменений в Положение в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная правовая норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. Соответственно, указанное в статье 6 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о том, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и положения статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в жалобе ООО «ГеоПром», по результатам рассмотрения которой было вынесено оспариваемое решение, не содержится сведений об обстоятельствах, перечисленных в части 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что довод Общества об отсутствии у Управления полномочий на рассмотрение жалобы ООО «ГеоПром» является обоснованным, а оспариваемое решение - не соответствующим как части 10 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ввиду отсутствия оснований для подачи жалобы в антимонопольный орган, так и части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» ввиду отсутствия оснований у антимонопольного органа для рассмотрения жалобы по существу.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение УФАС правомерно признано судом первой инстанции недействительным в обжалуемой Обществом части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, сделанных по существу рассмотренного дела и основанные на неправильном толковании норм права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 мая 2017 года по делу № А26-11499/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | Л.В. Зотеева Е.А. Сомова |