ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13467/20 от 09.07.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 июля 2020 года

Дело № А26-10680/2019

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

от 3-их лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-13467/2020 )  общества с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.03.2020 по делу № А26-10680/2019 (судья Богданова О.В.), принятое

по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия

к обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс»

3-е лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрация Пудожского муниципального района

об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» (далее – ответчик, Общество, ООО «Автоспецтранс») об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрация Пудожского муниципального района.

Решением суда от 17.03.2020 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "АВТОСПЕЦТРАНС" в срок до 01.06.2020 устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах путем очистки от мусора и других горючих материалов полосы вдоль стены леса общей протяженностью 731 метр, шириной не менее 10 метров, примыкающей к выделам 10, 11, 13 квартала 49 Пудожского участкового лесничества.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что судом не учтено, что действие договоры аренды, между Администрацией и Обществом закончился 31.10.2019, с 01.11.2019 Общество не пользуется земельным участком, собственником является Администрация, в связи с чем суд неправомерно возложил обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности в лесах на лицо, которое не является его владельцем.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 10.07.2019 должностными лицами ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество» при проведении осмотра земельного участка, предназначенного для свалки твердых бытовых отходов в квартале 49 Пудожского участкового лесничества, и имеющего общие границы с лесным фондом (выдела 10,11,13), выявлен факт нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.

Арендатором земельного участка площадью 5700 кв.м. с кадастровым номером 10:15:0080301:273 в соответствии договором аренды от 21.10.2014 № 1427, заключенным с администрацией Пудожского муниципального района, является ООО «Автоспецтранс».

Земельный участок предоставлен ООО «Автоспецтранс» для свалки твердых бытовых отходов по акту приема- передачи.

В соответствии с условиями договора аренды ООО «Автоспецтранс» обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях; соблюдать при использовании участка противопожарных и иных правил, в том числе порядок пользования лесными объектами (пункты 4.4.5, 4.4.8).

Осмотром от 10.07.2019, проведенным в отсутствие представителя Общества, которое было уведомлено надлежащим образом, установлено, что на земельном участке, прилегающем к лесным насаждениям выделов 10,11,13 квартала 49 Пудожского участкового лесничества произведено складирование твердых бытовых отходов, вывезенных из населенных пунктов, как специализированной организацией, так и местным населением самостоятельно.

Общая граница с землями лесного фонда квартала 49 Пудожского участкового лесничества составляет 1016м (1,016км).

Министерством в адрес ООО «Автоспецтранс» 09.08.2019 направлена претензия № 1426 с требованием приведения территории земельного участка, прилегающего к лесному фонду, в соответствии с положениями Правил пожарной безопасности в лесах, а именно обеспечить очистку от мусора и других горючих материалов полосы общей протяженностью 731 метр, шириной не менее 10 метров от леса выделов 10,11,13 квартала 49 Пудожского участкового лесничества в срок до 30 августа 2019 года.

После истечения указанного срока истцом 03.09.2019 с целью проверки выполнения требований претензии № 1426 от 09.08.2019 проведен осмотр земельного участка, прилегающего к лесным насаждениям выделов 10, 11, 13 квартала 49 Пудожского участкового лесничества, о проведении которого ответчик был уведомлен, в ходе которого установлено, что качество очистки, проводимой ООО «Автоспецтранс» неудовлетворительное, очистка земельного участка от мусора и других горючих материалов в полном объеме не произведена.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Согласно части 1 статьи 96 ЛК РФ Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) представляет собой деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с частью 2.1 статьи 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанные в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право на осуществление патрулирования лесов.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.

В силу статьи 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и указанным Кодексом.

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417, установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах.

Пунктом 9.1 Правилами пожарной безопасности в лесах установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок для организации свалки твердых бытовых отходов передан в аренду ООО «Автоспецтранс» до 31.10.2019 года по акту приема-передачи и договору № 1427 от 21.10.2014 года.

В соответствии с частью 2 статьи 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Доказательства прекращения арендных отношений, передачи земельного участка арендодателю Администрации ООО «Автоспецтранс»   предоставлено не было.

В соответствии с пунктами 4.4.5, 4.4.8 условиями договора аренды Общество обязано не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях; соблюдать при использовании участка противопожарных и иных правил, в том числе порядок пользования лесными объектами.

Факт ненадлежащего исполнения Обществом возложенных обязательств установлен судом первой инстанции, подтверждается осмотрами от 10.07.2019, от 03.09.2019.

Общество обязано было исполнить требование претензии об устранении нарушений в срок 30 августа 2019 года. Вместе с тем, выявленные нарушения не устранены.

Таким образом, поскольку обязанность устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах возникла у Общества в период действия договора, не была им исполнена, следует признать, что  суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 17 марта 2020 года по делу №  А26-10680/2019   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс" - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 О.В. Фуркало