ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-13932/2018 от 18.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

8/2018-354205(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

в составе:
председательствующего И.В. Сотова
судей И.В. Масенковой, В.В. Черемошкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Панковой
при участии:
от истца, третьих лиц: не явились, извещены

от ответчика: представители ФИО1 и ФИО1 по доверенностям от  16.04.2018 и 16.07.2018 г. соответственно 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-13932/2018) ООО «Ремстройкомплект» на  решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2018 г. по делу № А26- 12076/2017 (судья И.В. Шалапаева), принятое 

по иску КУ РК «Управтодор РК»
к ООО «Ремстройкомплект»
3-и лица: ООО «Служба заказчика» и ГКП РК «Мост»

о взыскании 50 000 руб.

установил:

Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных  дорог Республики Карелия» (далее – истец, Управление) обратилось в  Арбитражный суд Республики Карелия (далее – арбитражный суд) с иском к  обществу с ограниченной ответственностью «Ремстройкомплект» (далее –  ответчик, Общество) о взыскании с ответчика причиненного ущерба в размере  50000 руб. 

В ходе рассмотрения спора - определением от 25.01.2018 г. - к участию в  деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены общество с 


ограниченной ответственностью «Служба заказчика» и государственное  унитарное предприятие Республики Карелия «Мост». 

Решением арбитражного суда от 30.03.2018 г. иск удовлетворен, а именно - с  ответчика в пользу истца взыскано 50 000 руб. убытков, возникших в связи с  ненадлежащим исполнением контракта 26-э/15, а также 2 000 руб. расходов по  госпошлине. 

Данное решение обжаловано ответчиком в апелляционном порядке, в  жалобе ее податель просит решение отменить, принять по делу новый судебный  акт, мотивируя жалобу несоответствием изложенных в решении выводов  обстоятельствам (материалам) дела и нарушением судом первой инстанции норм  материального и процессуального права, и приводя в обоснование жалобы  доводы, заявленные им в качестве возражений на иск, а именно - ссылаясь на то,  что работы по устранению деформаций и повреждений асфальтобетонного  покрытия при глубине ям более 40 мм и площадью более 1 метра ответчику в  рамках госконтракта не поручались (что следует из технического задания –  приложения № 3 к контракту, на который сослался сам суд); между тем,  Управление привлечено к административной ответственности в связи с наличием  на проезжей части выбоин глубиной 5 и более см и площадью более 1 метра; в то  же время, выводы суда о «двухэтапности» выполнения работ основаны  исключительно на объяснениях истца, противоречат условиям контракта и  соответствующим нормативно-правовым актам, приведенным истцом и не  подлежащим применению в настоящем случае (при неправомерности также и  вывода суда об отнесении дорожного полотна спорной автодороги к  асфальтобетону облегченных дорожных одежд). 

Также (в т.ч. с учетом изложенного выше) Общество указывает на отсутствие  его вины в возникновении у истца убытков (доказательств ненадлежащего  исполнения им обязательств по госконтракту) и причинно-следственной связи  между его действиями и привлечением истца к административной  ответственности (и в частности - ввиду наличия именно вины последнего в  возникших у него вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по  содержанию дорог убытках), в т.ч. ввиду ненаступления указанного Заказчиком  срока для устранения выявленных 24.04.2017 г. на спорной автодороге  недостатков (выбоин) при неправомерности – в силу предмета спора (заявленных  требований) - ссылки суда на пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ и  отсутствии в материалах дела актов передачи дорог (включая спорную дорогу) на  содержание ответчику и ведомостей планируемых видов, объемов и стоимости  работ по содержанию дорог на весеннее-летний-осенний период, как это  предусмотрено контрактом; кроме того, податель жалобы в этой связи ссылается  на представленный в дело и подписанный сторонами календарный график  выполнения объемных видов работ, которым он и руководствовался (и которым  устранение выбоин было запланировано только на июль 2017 г.), при том, что  истец, как Заказчик вправе не оплачивать работы, не согласованные сторонами  контракта, а со стороны Управления имело место недофинансирование работ  согласно условиям контракта (Обществом в полном объеме были освоены  выделенные средства). 

В заседании апелляционного суда ответчик поддержал доводы своей  жалобы (с учетом допорлнения к ней – а именно еще раз указывая на  неправомерность ссылки суда на пункт 2.18 ОДН 218.046-01, утвержденных  распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2000 г. № ОС-35-Р, применительно к типу  дорожного покрытия (фактически – капитального, как это следует из конкурсной  документации на его ремонт) и полное выполнение Обществом работ в пределах  выделеннного ему истцом финансирования в апреле 2017 г.). 


Истец представил отзыв (письменные возражения) на жалобу, в котором он  возражал против ее удовлетворения; при этом, Общество, а также третьи лица по  делу (отзывов (возражений) на жалобу не представили) в заседание  апелляционного суда не явились, однако о месте и времени судебного  разбирательства надлежаще извещены, в т.ч. считаются они извещенными и в  соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (с  учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащихся в  пункте 5 постановления от 17.02.2011 г. № 12, и при соблюдении требований  абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ), в  связи с чем и в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в их  отсутствие. 

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке,  предусмотренном статьями 266, 268 и 269 Арбитражного процессуального  кодекса РФ, апелляционный суд пришел к следующим выводам: 

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами  дела, в соответствии с пунктом 2.1 Устава Управление создано для организации  выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту,  ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них  Республики Карелия регионального или межмуниципального значения; для  достижения целей истец выступает в качестве заказчика по строительству,  реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных  дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или  межмуниципального значения (пункт 2.3 Устава). 

В связи с этим, 16.09.2015 г. между Управлением (заказчик) и ответчиком  (подрядчик) заключен государственный контракт № 26-э/15 (далее – Контракт), в  соответствии с пунктами 1.1 и 4.1 которого заказчик поручает, а подрядчик  принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по  содержанию сети автомобильных дорог в Пряжинском, Кондопожском районе,  части сети Прионежского, Олонецкого районов (далее - объект); Контракт  вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12. 2020 г.  при условии полного исполнения сторонами своих обязательств. 

Согласно пунктам 5.1.2 и 5.1.3 Контракта подрядчик обязуется обеспечить  круглогодичное, круглосуточное безопасное и бесперебойное движение  транспортных средств и пешеходов по сети автомобильных дорог, указанных в  перечне дорог (Приложение № 2 к Контракту) не ниже уровня содержания  предусмотренного Техническим заданием (Приложение № 3 к Контракту), а также  обеспечить сохранность имущества, входящего в состав объекта; кроме того,  подрядчик обязуется своевременно, качественно, в установленные сроки  выполнять комплекс работ в соответствии с условиями Контракта и  действующими нормативными актами, регламентирующими требования по  осуществлению работ по содержанию. 

Также пунктом 8.7 Контракта предусмотрено, что подрядчик при наличии  вины несет имущественную, административную и иную ответственность,  предусмотренную законодательством Российской Федерации, за последствия  дорожно-транспортных происшествий, произошедших вследствие  неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших  вследствие обстоятельств непреодолимой силы), а также за факт  неудовлетворительного состояния сети автодорог и конструктивных элементов. 

Как ссылается истец, 24.04.2017 г. были выявлены недостатки в содержании  дорожной автомобильной дороги «Крошнозеро-Эссойла», поскольку не были  соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при 


содержании автомобильной дороги, выразившиеся в несоблюдении требований  пунктов 3.1.1, 3.1.3 ГОСТ Р 50597-93, а именно - в наличии на проезжей части  автомобильной дороги повреждений асфальтобетонного покрытия – выбоин,  размеры которых составили от 30 до 98 см - по длине, от 20 до 105 см по ширине  и от 6 до 10 см – по глубине; по данному факту в отношении Управления  государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Пряжинскому району  был составлен протокол от 15.06.2017 г. № 10АЮ003227 об административном  правонарушении (л.д. 15 т. 1), а постановлением Мирового судьи судебного  участка № 13 г. Петрозаводска Республики Карелия от 24.07.2017 г. (л.д. 12-14 т.  1) истец был признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, ему  назначено административное наказание в виде административного штрафа в  размере 100 000 руб., и платежным поручением № 264414 от 28.07.2017 (л.д. 11 т.  1) штраф оплачен в размере 50 000 руб. (в размере половины суммы наложенного  штрафа в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ), что послужило  основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением (поскольку  содержанием спорного участка дороги занималось Общество на основании  Контракта, в связи с чем наложенный на Управление штраф, последнее  квалифицирует, как убытки, подлежащие взысканию с Общества в соответствии  со статьями 15, 309, 310, 393, 702, 721 и 748 Гражданского кодекса РФ). 

Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами (статьи 15,  309, 310, 393, 702 пункт 1, 721 пункт 1 Гражданского кодекса РФ), признал исковые  требования подлежащими удовлетворению, исходя в этой связи из того, что  пунктом 2 Технического задания, являющегося приложением к Контракту,  определены целевые задачи при содержании сети: выполнение комплекса работ  по содержанию автомобильных дорог в соответствии с Классификацией работ по  капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог,  утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402  (далее - Классификация), согласно которой в состав работ по содержанию  автомобильных дорог по дорожным одеждам входят устранение деформаций и  повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других  дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений  бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях,  восстановление и заполнение деформационных швов (подпункт «в» пункт 2  раздела IV). 

Таким образом, вопреки утверждению ответчика, устранение деформаций и  повреждений дорожного полотна относилось к предмету контракта именно в  рамках содержания автомобильных дорог; при том, что ямочность участка дороги,  выявленная ОГИБДД, и отраженная в протоколе об административном  правонарушении, превышает установленные ГОСТ Р 50597-93 предельные  размеры просадок и выбоин, составляющие по длине 15 см, по ширине – 60 см, по  глубине – 5 см и не отвечает эксплуатационному состоянию автомобильной  дороги, обеспечивающему безопасность дорожного движения. 

Оценивая же довод ответчика об указанных в техническом задании  параметрах дефектов асфальтобетонного покрытия, подлежащих по условиям  Контракта устранению, не превышающих по глубине 40 мм и по площади 1 кв.м,  суд принял во внимание объяснения истца относительно двухэтапности работ по  устранению аварийных ям и выбоин (первый этап – добавление щебеночно- песчаной смеси, второй – проливка битумом и последующее асфальтирование с  укладкой асфальта толщиной 4 см, с применением ручных трамбовок), при том,  что в том же разделе технического задания указан вид работ – устройство  выравнивающих слоев из щебеночно-песчаной смеси; объяснения истца 


соответствуют как видам работ, указанным в техническом задании, так и пункту  2.18 ОДН 218.046-01, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2000  г. № ОС-35-Р, о толщине асфальтобетонного покрытия облегченных дорожных  одежд, равной 4-6 см, а из покилометровой ведомости по содержанию автодороги  за период с 15 по 19 июля 2017 г. (л.д. 14-15 т. 3) следует, что именно таким  способом, с устройством выравнивающих слоев, подрядчиком выполнялись  работы по устранению аварийных дефектов спорного участка дороги в июле 2017  года. 

При таких обстоятельствах и в силу указанных выше норм, возникшие у  истца расходы по оплате наложенного на него административного штрафа суд  квалифицировал как убытки, возникшие в результате ненадлежащего исполнения  ответчиком своих договорных обязательств, поскольку факт нарушения  Обществом обязательств по содержанию дорог в соответствии с Контрактом  подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств,  негативные последствия для истца выразились в оплате штрафа в размере 50000  руб., при том, что согласно пункту 8.10 Контракта в случае, если Заказчик будет  подвергнут административному наказанию контролирующих органов, надзорных  ведомств, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения порученных  Подрядчику работ по Контракту, в том числе по причине неисполнения или  ненадлежащего исполнения требований нормативных актов (нормативно- технических и иных документов), требования которых Подрядчик обязан  соблюдать в ходе реализации Контракта, Подрядчик обязан в полном объеме  возместить по требованию Заказчика убытки, возникшие вследствие назначения  соответствующего вида и размера административного наказания; кроме того, в  соответствии с пунктом 8.12 Контракта подрядчик по требованию заказчика  обязан компенсировать последнему убытки, штрафные санкции и т.п., возникшие  в результате невыполнения подрядчиком принятых на себя обязательств по  Контракту, а применение предусмотренных Контрактом санкций не лишает  заказчика права на возмещение в полном объеме убытков, возникших в  результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) подрядчиком своих  обязательств. 

В этой связи суд также отклонил довод ответчика о том, что заключение  Контракта с истцом на проведение работ не освобождает последнего от  обязанности осуществления контроля за надлежащим исполнением подрядчиком  условий настоящего Контракта, за качеством проведенных работ, в целях  обеспечения дорожного движения, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи  748 Гражданского кодекса РФ подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший  работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и  надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой  контроль и надзор возложена на заказчика законом; как не приняты судом и  возражения ответчика об отсутствии финансирования с мая 2017 г., так как  согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского кодекса РФ в случае  непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения  обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о  том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона,  на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение  своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и  потребовать возмещения убытков; при этом, сторона, намеревающаяся  приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от его  исполнения лишь на основании обстоятельств, очевидно свидетельствующих о  том, что другая сторона не произведет исполнение в установленный срок, обязана  в разумный срок предупредить последнюю об этом (пункт 3 статьи 307 


Гражданского кодекса РФ - пункт 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ  от 22.11.2016 г. № 54), и в данном случае ответчик о приостановлении работ в  связи с ненадлежащим финансированием не заявлял, от исполнения  обязательства не отказывался, и несет последствия, связанные с ненадлежащим  исполнением. 

Также суд в связи с удовлетворением иска сослался на пункт 2 статьи 401  Гражданского кодекса РФ (согласно которому отсутствие вины доказывается  лицом, нарушившим обязательство, лицо признается невиновным, если при той  степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по  характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для  надлежащего исполнения обязательства - пункт 1 статьи 401 Гражданского  кодекса РФ) и статью 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в нарушение  которой доказательств отсутствия вины в допущенных нарушениях подрядчиком  (ответчиком) не представлено, при том, что договором подряда предусмотрена  обязанность подрядчика по возмещению заказчику штрафных санкций. 

Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с данными  выводами, отклоняя ввиду этого доводы апелляционной жалобы, как не  влияющие на правомерность обжалуемого решения, при вынесении которого суд  первой инстанции, подробно проанализировав совокупность всех обстоятельств  дела и соответствующих правовых норм, а также условий договора (Контракта)  между сторонами, пришел к правильному выводу, что ответственность за  надлежащее содержание дорог и – как следствие – возникшие в связи с  неисполнением этой обязанности расходы Заказчика несет именно Общество, как  подрядчик по Контракту, а доводы последнего, заявленные им в жалобе (в  качестве возражении на иск в суде первой инстанции) основаны на неверном  толковании условий Контракта, общий смысл которого состоит в поддержании  дорог в надлежащем содержании (пункты 1.1, 4.1, 5.1.2, 5.1.3 и т.д. Контракта с  учетом положений указанной выше Классификации работ по капитальному  ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом  Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 г. № 402), как установлена им  (Контрактом – пункты 8.7, 8.10, 8.12 и т.д.) и ответственность Общества, как  подрядчика, за ненадлежащее исполнение им своих обязательств по Контракту,  что установление такой ответственности соответствует (не противоречит), как  общим (статья 15, 309, 310, 401 и 393), так и специальным нормам Гражданского  кодекса РФ (статьи 702, 721 и 748). 

В этой связи, сама по себе ссылка на то, что условиями Контракта  (Техническим заданием) не предусмотрены те или иные работ (в данном случае –  устранение выбоин глубиной более 4 см и площадью более 1 метра) не снимает  ответственность с ответчика, обусловленную указанными нормами и  положениями Контракта в целом, при том, что даже если признать отсутствующей  у подрядчика обязанность по устранению подобных дефектов, он в силу  указанных (общих) положений Контракта должен был своевременно выявить эти  дефекты, сообщить о них Заказчику для согласования с ним работ по их  устранению или принятию последним мер для их устранения путем привлечения  иных лиц, что Обществом сделано не было (соответствующе доказательства им  не представлены и из материалов дела совершение им таких действий  (информирования Управления о выявленных дефектах) не следует, а кроме того,  как не воспользовался ответчик и правами, предусмотренными пунктом 5.1.24  Контракта, а именно – по принятию самостоятельно в нештатных ситуациях и в  целях обеспечения безопасного проезда решения и – соответственно - по  обеспечению выполнения работ по расчистке проезжей части, изменению 


маршрута движению, временному ограничению и/или запрещению движения по  поврежденным и/или опасным для движения транспорта участкам. 

Также апелляционный суд полагает, что наличие или отсутствие  финансирования со стороны истца (освоение подрядчиком к моменту выявления  спорных дефектов выделенных заказчиком средств) само по себе – с учетом, как  правильно отметил суд первой инстанции, пункта 2 статьи 328 и пункта 3 статьи  307 Гражданского кодекса РФ - не освобождает подрядчика от обязанности  (ответственности), обусловленных Контрактом (при том, что как обоснованно  сослался истец, пунктом 3.8 Контракта в общую стоимость Контракта включен  резерв средств на непредвиденные затраты в размере 3 %, за счет которого и мог  быть произведен ремонт выявленных дефектов дорожного полотна), как не  влияет на эту обязанность (иное подателем жалобы надлежаще не обосновано) и  наличие у Управления отношений с иными (третьими) лицами, связанных с  ремонтом спорной дороги, а также и включение работ по устранению дефектов в  календарный плат работ, т.е. их планирование только на будущее. 

При таких обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое  решение соответствующим нормам материального и процессуального права и  фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований,  предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса  РФ), а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269 и  271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2018 г. по делу   № А26-12076/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО  «Ремстройкомплект» - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий И.В. Сотов 

Судьи И.В. Масенкова 

В.В. Черемошкина