ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 июля 2022 года | Дело № А26-7779/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 (руководитель), ФИО3 по доверенности от 27.10.2021
от заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 02.02.2022 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-14108/2022 ) ООО «Петростройпроект» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.03.2022 по делу № А26- 7779/2021 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Петростройпроект"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о признании незаконным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Петростройпроект» (далее – заявитель, Общество, недропользователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, (далее – ответчик, Министерство) о признании незаконным решения, изложенного в приказе от 23.06.2021 №1370 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 00877 ТР.
Решением суда от 25.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не применены положения статьи 20 Законы 294-ФЗ и проигнорировано грубое нарушение Министерством положений Закона 294-ФЗ, выразившиеся в отсутствии у Министерства оснований для направления Заявителю уведомления от 20.02.2020 года о предстоящем прекращении лицензии, а также непосредственно для издания оспариваемого Приказа. Указывает, что материалы дела не содержат доказательств наличия оснований для досрочного прекращения у заявителя прав пользования недрами и нарушения Заявителем ст. 20 ФЗ «О недрах». Также ссылается на то, что судом не приняты во внимание доказательства исполнения лицензионных требований.
В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представители Общества поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Министерства просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Петростройнроект» Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия 18.06.2002 выдана лицензия ПТЗ 00877 TP с целью геологического изучения и добычи габбродиоритов на участке недр «Алхо-3» для производства щебня, площадью 104,8 га, место расположения: Республика Карелия, Лахденпохский район. Срок действия лицензии установлен до 30.04.2012.
В соответствии с условиями лицензии по результатам проведенных поисково-оценочных работ выполнена государственная экспертиза запасов, что подтверждается протоколом Министерства от 26.12.2007 № 61-07. Запасы утверждены по категории С2, что влечет дальнейшую разведку месторождения.
20.08.2009 Министерством в отношении Общества проведена плановая камеральная проверка соблюдения ООО «Петростройнроект» обязательных условий лицензии, по итогам которой принято решение о направлении уведомления о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с нарушениями обязательных условий лицензии, что подтверждается актом № 20-08-2009 от 20.08.2009.
По причине финансово-экономического кризиса на основании заявки Общества от 29.09.2009 № 29/09-09, лицензия ПТЗ 00877 TP была приостановлена Приказом Министерства от 12.10.2009 № 266 на срок до 01.10.2010.
Уведомление №8580 от 17.11.2011 о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 00877 TP направлено Обществу 17.11.2011.
Приказом Министерства № 1369 от 13.09.2012 о внесении изменений в лицензию изменен срок её окончания – 30.04.2037, изменены сроки проведения разведочных работ, проектирования карьера, начала промышленной добычи и выхода на проектную мощность, изменены сроки и порядок оплаты разовых платежей.
Этим же приказом Министерства уведомление №8580 от 17.11.2011 аннулировано, внесены изменения в лицензию, так как Обществом представлены документы, свидетельствующие о проведении работ, направленных на устранение нарушений.
В 2014 году Обществом завершена разведка месторождения, утверждены запасы по категории С1.
В 2017 году в Министерство поступил технический проект «Разработка месторождения диоритов (строительный камень) Алхо-3, расположенного на территории Лахденпохского района Республики Карелия», который был рассмотрен на заседании Комиссии Министерства по согласованию технических проектов 01.03.2017.
Приказом Министерства от 03.03.2017 № 391 в согласовании проекта отказано по причине наличия недостатков в проектной документации и отсутствия заключения государственной экспертизы.
Приказом Министерства от 16.02.2018 № 330 внесены изменения в условия лицензии в части корректировки сроков работ для предоставления дополнительного времени по доработке технического проекта.
Таким образом, с момента регистрации лицензии Общества изменения в нее вносились 6 раз, в том числе в части корректировки сроков выполнения работ, тем самым предоставлялось дополнительное время недропользователю для исполнения обязательств по лицензии.
Поскольку с момента внесения последних изменений в лицензию ПТЗ 00877 TP в 2018 году от Общества в адрес Министерства не поступало информации относительно производства работ согласно лицензии, недропользователю было направлено уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 20.02.2020 № 2551.
В связи с нарушениями Условий пользования недрами, Обществу направлено уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 20.02.2020 № 2551, с предложением устранения указанных нарушений в трехмесячный срок. Указанное уведомление получено Обществом 02.03.2020, о чем свидетельствует отметка в почтовом уведомлении.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешения и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» на основании решения Комиссии Минприроды по вопросам пользования участками недр местного значения от 20.08.2020, срок устранения нарушений по уведомлению № 2551 от 20.02.2020 был продлен на 1 год - до 02.06.2021.
Информация о продлении срока для устранения нарушений направлена Обществу письмом от 01.09.2020 №13263/МПРиЭ-и, и получено им 19.09.2020.
На заседании Комиссии Министерства 16.06.2021 принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО «Петростройпроект» по лицензии ПТЗ 00877 TP для геологического изучения и добычи габбро-диоритов на участке недр «Алхо-3» для производства щебня, в соответствии с пунктами 2, 3, 5 части второй статьи 20, статьи 21 Закона № 2395-1.
На основании указанного решения Министерством принят Приказ от 23.06.2021 № 1370 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного Обществу по лицензии ПТЗ 00877 ТР.
Не согласившись с указанным приказом, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого приказа, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с положениями статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в соответствии с уведомлением от 20.02.2021 Обществом допущены следующие нарушения Условий пользования недрами:
- нарушение сроков подготовки, согласования в установленном порядке и утверждения технического проекта разработки месторождения и проекта горного отвода- июль 2018 года (нарушение пп. 3.9 п. 3 Условий пользования недрами);
- непредставление в орган, предоставивший лицензию, Акта государственной комиссии о приемке предприятия (карьера) в эксплуатацию (нарушение пп. 3.11 п. 3 Условий пользования недрами);
- нарушение срока начала промышленной добычи - август 2019 года (нарушение пп. 3.12 п. 3 Условий пользования недрами);
- непредставление в срок до 5 февраля следующего за отчетным года отчетов в соответствии с данными маркшейдерских обмеров по формам 5-гр, 70-ТГТ (нарушение пп. 3.13 п. 3 Условий пользования недрами);
- не оплата разового платежа при наступлении определенных событий: «согласование и утверждение технического проекта разработки месторождения» и «ввод объекта в эксплуатацию», оговоренных условиями пользования недрами лицензии (нарушение пп. 4.1 п.4 Условий пользования недрами);
- не установление минимального согласованного уровня добычи полезного ископаемого - после проведения государственной экспертизы запасов (нарушение пп. 5.2 п. 5 Условий пользования недрами).
В рамках действия уведомления в Министерство поступила заявка от Общества от 29.04.2021 № 29/04-21 (вх. № 6346 от 30.04.2021), содержащая сведения о планируемых мероприятиях по реализации инвестиционного проекта, а именно:
- деятельность по реализации проекта в рамках лицензии была приостановлена из-за пандемии;
- подготовлена проектная документация, разработчик ООО «Геостром»;
- разработан бизнес-план реализации инвестиционного проекта разработки месторождения;
- направлен комплект документов в АО «Корпорация развития» для сопровождения инвестпроекта и его представления на рассмотрение в МЭР РК;
- ведутся переговоры с кредитными организациями и с лизинговыми компаниями.
Указанная заявка рассмотрена Комиссией по вопросам пользования участками недр местного значения 27.05.2021, информация принята к сведению.
Вместе с тем, за время действия уведомления доказательств устранения нарушений, указанных в уведомления, в Министерство не поступало.
Вопреки мнению Общества, не является обстоятельством, освобождающим недропользователя от надлежащего исполнения условий (требований) лицензионного соглашения, факт принятия им каких-либо мер для соблюдения таких требований.
При этом, Министерством принято во внимание, что по состоянию на момент принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами (2021 год) пользователь недр даже не завершил подготовку проектной документации по разработке месторождения по лицензии выданной в 2002 году.
Кроме того судом первой инстанции обоснованно установлено, что на момент принятия Министерством оспариваемого приказа от 23.06.2021 №1370 Обществу обеспечена установленная Законом №2395-1 возможность устранения нарушений лицензионных требований в течение трех месяцев с момента получения соответствующего уведомления.
Также судом установлено, что уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного Обществу по лицензии ПТЗ 00877 TP, направлено по всем известным ответчику адресам: <...>; <...> (выписка из ЕГРЮЛ от 18.02.2020 № ЮЭ9965-20-13228708). Указанная корреспонденция возвращена ФГУП «Почта России» в связи с истечением срока хранения. Уведомление, направленное по почтовому адресу Общества: <...>, получено 02.03.2020, о чем свидетельствует отметка в уведомлении.
В соответствии с пунктом 11.5 Условий пользования недрами недропользователь в случае изменений в учредительные документы (изменение юридического адреса, адреса фактического местонахождения, состава учредителей и др.) обязан направить соответствующие документы в уполномоченный орган.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Министерством соблюден порядок досрочного прекращения права пользования недрами.
Довод Общества об отсутствии у Министерства оснований для направления Заявителю уведомления от 20.02.2020 года о предстоящем прекращении лицензии правомерно отклонен судом первой инстанции.
Так, в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.
Согласно части 2 статьи 11 Закона Республики Карелия от 26.10.2007 № 1122-ЗРК «О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия» решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами принимает уполномоченный орган.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 9 Положения Министерство в сфере регулирования отношений недропользования распоряжается совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Республики Карелия; контролирует выполнение условий пользования участками недр местного значения; организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; принимает решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Таким образом, следует признать, что оспариваемый приказ Министерства принят в полном соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и Республики Карелия, в том числе в соответствии с Законом о недрах.
В связи с вышеизложенным является обоснованным вывод суд первой инстанции о том, что решение Министерства о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 00877 ТР принято в рамках полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 марта 2022 года по делу № А26-7779/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Петростройпроект» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк Л.В. Зотеева |