ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
16 сентября 2015 года | Дело № А21-746/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Есиповой О.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-14190/2015 ) ООО "Престо" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2015 по делу № А21-746/2015(судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Престо"
к Конкурсному агентству Калининградской области
3-е лицо: 1. Правительство Калининградской области, 2. Агентство по имуществу Калининградской области
о признании незаконным решения по проведению повторного открытого аукциона
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Престо» (место нахождения: 238580, Калининградская область, поселок городского типа Янтарный, ул. Дачная, 10, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – ООО «Престо», общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решения и действий Конкурсного агентства Калининградской области (место нахождения: 236007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Конкурсное агентство) по проведению повторного открытого аукциона (Извещение № 261214/0027754/01 от 26 декабря 2014 года и Информационное сообщение № ОА-14091-П от 26 декабря 2014 года) по продаже государственного имущества Калининградской области – имущественного комплекса (бывший военный городок № 6б) по адресу: <...>, в/г № 6б (далее – спорное имущество, Объект), и обязании Конкурсного агентства отменить торги в форме открытого аукциона № 261214/0027754/01.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по имуществу Калининградской области (место нахождения: 236035, <...>, бокс – 023, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Агентство по имуществу) и Правительство Калининградской области (место нахождения: 236007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Правительство).
Решением от 27.04.2015 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО «Престо» обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ООО «Престо» указывает на неправомерность выводов суда первой инстанции о том, что Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее – Закон № 178-ФЗ) не устанавливает запрета на проведение повторного аукциона по продаже имущественного комплекса после признания первого аукциона несостоявшимся. По мнению подателя апелляционной жалобы в рассматриваемом случае после признания первого аукциона несостоявшимся вместо проведения продажи спорного имущества посредством аукциона Конкурсное агентство обязано было организовать продажу Объекта посредством публичного предложения. Нарушение порядка проведения торгов, по мнению общества, непосредственно затрагивает права и интересы ООО «Престо» и создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности ООО «Престо» по приобретению указанного имущественного комплекса.
Стороны и третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 18 сентября 2014 года (вх. № 4891-ДШ) в Конкурсное агентство поступило обращение Агентства по имуществу от 17 сентября 2014 года исх. № НМ-4519 (заявка) на организацию и проведение аукциона по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области: имущественной комплекс (бывший военный городок № 6б), расположенный по адресу: <...>, в/г № 6б (далее - Аукцион).
22 сентября 2014 года на основании решения об условиях приватизации и обращения (заявки) Агентства по имуществу Конкурсным агентством опубликовано в официальном печатном издании, а также, размещено на официальном сайте Конкурсного агентства (организатора торгов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о торгах www.zakupki.gov39.ru и на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru (далее - официальные сайты) информационное сообщение о проведении 14 ноября 2014 года аукциона № оа-14046-П по продаже имущества (извещение № 220914/0027754/01).
Согласно информационному извещению:
- форма торгов: аукцион открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене;
- собственник имущества – Агентство по имуществу (Продавец);
- организатор аукциона – Конкурсное агентство;
- срок приема заявок на участие в Аукционе установлен с 10:00 часов 22 сентября 2014 года до 16:00 часов 20 октября 2014 года;
- предмет аукциона: имущественный комплекс (бывший военный городок № 6б), расположенный по адресу: <...>, в/г № 6б. Перечень имущества, входящего в имущественный комплекс (далее – имущественный комплекс):
1. Котельная 1945 года постройки, Литер 1, общая площадь 240 кв.м;
2. Гараж 1945 года постройки, Литер 2, общая площадь 122 кв.м;
3. Пилорама 1985 года постройки, Литер 3, общая площадь 2 016 кв.м;
4. земельный участок с КН 39:02:010023:8, общая площадь 38 000 кв.м;
- начальная цена продажи: 23 053 135,59 рублей без учета НДС, включая стоимость земельного участка;
- размер задатка: 2 305 313,56 рублей;
- величина повышения цены предмета аукциона («шаг аукциона»): 1 152 656 рублей.
В установленный срок подачи заявок в Конкурсное агентство не поступило ни одной заявки на участие в Аукционе, вследствие чего Аукцион № оа-14046-П признан несостоявшимся в соответствии с протоколом от 27 октября 2014 года.
14 ноября 2014 года (вх. № 6180-ДШ) в адрес Конкурсного агентства поступило повторное обращение Агентства по имуществу от 13 ноября 2014 года исх. № НМ-5910 (заявка) на организацию повторного аукциона по продаже Объекта.
На основании указанного обращения (заявки) Агентства по имуществу и решения об условиях приватизации от 19 ноября 2014 года Конкурсным агентством опубликовано информационное сообщение о проведении 15 января 2015 года аукциона № оа-14077-П по продаже имущества (извещении № 191114/0027754/02). Срок приема заявок на участие в Аукционе установлен с 10:00 часов 19 ноября 2014 года до 16:00 часов 16 декабря 2014 года.
В связи с тем, что в установленный срок подачи заявок на участие в Аукционе в Конкурсное агентство не поступило ни одной заявки, Аукцион № оа-14077-П был признан несостоявшимся (протокол от 22 декабря 2014 года).
25 декабря 2014 года (вх. № 7305-ДШ) в адрес Конкурсного агентства поступило третье обращение Агентства по имуществу от 25 декабря 2014 года исх. № НМ-6732 (заявка) на организацию повторного аукциона по продаже Объекта.
На основании указанного обращения (заявки) Агентства по имуществу и решения об условиях приватизации 26 декабря 2014 года Конкурсным агентством опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона № оа-14091-П по продаже имущества (извещение № 261214/0027754/01). Дата проведения Аукциона установлена на 27 февраля 2015 года. Срок приема заявок на участие в аукционе с 10:00 часов 26 декабря 2014 года до 16:00 часов 09 февраля 2015 года.
В установленный срок подачи заявок на участие в Аукционе в Конкурсное агентство также не поступило ни одной заявки.
Общество, считая, что выставляя в третий раз на аукцион спорное имущество, вместо проведения продажи данного имущества посредством публичного предложения, Конкурсное агентство нарушает требования Закона № 178-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), Закона Калининградской области от 12.07.2006 № 31 «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Калининградской области» (далее – Закон КО № 31), Закона Калининградской области от 05.03.2011 № 557 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Калининградской области на 2012-2014 года» (далее – Закон КО № 557), а также права и законные интересы общества, ООО «Престо» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и действий Конкурсного агентства по проведению повторного открытого аукциона (Извещение № 261214/0027754/01 от 26 декабря 2014 года и Информационное сообщение № ОА-14091-П от 26 декабря 2014 года) по продаже Объекта и обязании Конкурсного агентства отменить торги в форме открытого аукциона № 261214/0027754/01.
Суд первой инстанции пришел к выводу, чтоЗакон №178-ФЗ не устанавливает запрета на проведение повторного аукциона по продаже государственного имущества после признания первого аукциона несостоявшимся. Кроме того, судом установлено, что перечисленные спорные аукционы, организованные Конкурсным агентством, являются повторными, а не вновь организованными на основании документов, представленных Агентством по имуществу, как специально уполномоченным органом в сфере имущественных отношений, статус которого определен Законом КО № 31. Нарушения прав и законных интересов ООО «Престо» указанными действиям Конкурсного агентства по проведению аукционов судом первой инстанции не выявлено. На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (статья 1 Закона N 178-ФЗ).
Из содержания подпунктов 2, 7 пункта 1 статьи 13 Закона № 178-ФЗ следует, что продажа государственного имущества на аукционе и продажа государственного имущества посредством публичного предложения являются различными способами приватизации.
Способы приватизации государственного имущества устанавливаются в отношении каждого объекта в прогнозном плане (программе) приватизации. При этом уполномоченный государственный орган не вправе выбирать способ приватизации, не утвержденный региональным законом.
Согласно части 4 статьи 14 Закона N 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 1, подпункту 4 пункта 2 статьи 5, пункту 6 статьи 35 Закона № 31 Правительство Калининградской области осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению государственным имуществом Калининградской области, поэтому принимает нормативные правовые акты, в частности, по вопросам приватизации, в том числе решения об условиях приватизации соответствующего государственного имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона № 31 Правительство принимает решение об условиях приватизации областного имущества, содержащее следующие сведения:
- наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
- способ приватизации имущества;
- начальная цена имущества;
- срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
- иные необходимые для приватизации имущества сведения.
Согласно пункту 1 Положения о Конкурсном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 № 1013 (далее - Положение), Конкурсное агентство осуществляет правоприменительные функции в сфере организации и проведения аукционов, конкурсов, продажи государственного имущества посредством публичного предложения и без объявления цены (далее - торги) в целях обеспечения максимальных поступлений в областной бюджет.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 Положения Конкурсное агентство в установленном порядке осуществляет полномочия в сфере организации и проведения торгов в целях обеспечения максимальных поступлений денежных средств в областной бюджет, в том числе, на основании решений Правительства Калининградской области и заявки, утвержденной специально уполномоченным органом в сфере имущественных отношений Калининградской области, организацию и проведение торгов по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области.
Из пункта 1 Положения об Агентстве по имуществу Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 15 октября 2014 года № 711, следует, что Агентство по имуществу является органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции государственным имуществом Калининградской области, то есть, является специально уполномоченным органом в сфере имущественных отношений Калининградской области, согласно статье 7 Закона КО № 31.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что для организации и проведения Конкурсным агентством торгов по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области, необходимо наличие двух документов: решения Правительства об условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Калининградской области и заявки, утвержденной Агентством по имуществу.
В силу части 1 статьи 34 Закона КО № 31 законом Калининградской области утверждается прогнозный план (программа) приватизации имущества Калининградской области на срок от одного года до трех лет.
Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод, что Законом КО № 557 в отношении Объекта установлен один способ приватизации - в виде аукциона, поскольку в соответствии с Таблицей 1 «Перечень иного имущества, планируемого к приватизации в 2014-2016 годах» Раздела II«Государственной имущество КО, приватизация которого планируется в 2014-2016 годах» Закона КО № 557 на 2014 год в отношении Объекта запланирован аукцион, на 2015-2016 годы в отношении спорного имущества запланирован аукцион, продажа посредством публичного предложения.
Возможность проведения приватизации Объекта посредством публичного предложения также установлена Законом КО № 351, которым утвержден прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Калининградской области на 2014-2016 годы. Согласно пункту 2 Перечня иного имущества, планируемого к приватизации в 2014-2016 годах Раздела II прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Калининградской области на 2014-2016 годы, утвержденного Законом КО № 351 определены предполагаемые способ и сроки приватизации имущественного комплекса бывшего военного городка № 6б, а именно: аукцион в период 2014 года; аукцион, продажа посредством публичного предложения в период 2015 - 2016 годов.
Правительством Калининградской области во исполнение Закона № 557 принято постановление от 05 сентября 2014 года № 592 «Об условиях приватизации имущественного комплекса (бывший военный городок № 66), расположенного по адресу: <...>, в/г № 66» (далее – Постановление № 592), в подпункте 1 пункта 1 которого выбран способ приватизации в виде аукциона в открытой форме подачи предложений о цене. Проведение продажи спорного имущества способом публичного предложения данным Постановлением Правительства Калининградской области № 592 не предусмотрено.
Согласно пункту 3 Постановления № 592 Конкурсному агентству предписано организовать и провести продажу спорного имущества в соответствии с условиями, указанными в пункте 1 Постановления № 592, после представления Агентством по имуществу документов и сведений, указанных в пункте 2 Постановления № 592 (сведения и документы о наличии или об отсутствии прав или притязаний третьих лиц в отношении имущественного комплекса), сведения, перечисленные в пункте 3 статьи 15 Закона № 178-ФЗ.
Постановление № 592 является нормативным правовым актом, вступило в силу с момента его подписания, а срок его действия не ограничен однократным проведением Конкурсным агентством Калининградской области аукциона.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан вывод, что в соответствии с решением Правительства об условиях приватизации имущественного комплекса Конкурсному агентству поручено организовать и провести его продажу способом, определенным решением об условиях приватизации указанного имущества - посредством аукциона в открытой форме подачи предложений о цене, в сроки определенные Законом о прогнозном плане.
Организация и проведение Конкурсным агентством аукционов осуществлялись, помимо решения Правительства Калининградской области об условиях приватизации, на основании заявок Агентства по имуществу Калининградской области. Спорные аукционы организованы и проведены в порядке, установленном Законами КО № 557 и № 351, Постановлением № 592 и заявками Агентства по имуществу.
Судом первой инстанции исследованы доводы ООО «Престо» о неправомерности проведения повторного аукциона по приватизации спорного имущества после признания первоначального аукциона несостоявшимся, основанные на части 1 статьи 123 Закона № 178-ФЗ. Суд пришел к выводу, что действия Конкурсного агентства проведены в порядке, установленном Законом №178-ФЗ и Положением № 585. По мнению суда первой инстанции, Закон №178-ФЗ не устанавливает запрета на проведение повторного аукциона по продаже государственного имущества после признания первого аукциона несостоявшимся. Как указал суд первой инстанции, правовые нормы статей 18, 23 Закона № 178-ФЗ не предписывают уполномоченному органу власти в случае признания аукциона несостоявшимся изменить способ приватизации на продажу имущества посредством публичного предложения, а лишь устанавливают обстоятельства, при которых возможна продажа государственного имущества посредством публичного предложения.
По мнению апелляционного суда, данные выводы суда первой инстанции ошибочны.
Пунктом 1 статьи 23 Закона №178-ФЗ определено, что продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (далее - продажа посредством публичного предложения) осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона N 178-ФЗ приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными данным законом.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что аукционы по продаже Объекта, организованные Конкурсным агентством, являются вновь организованными на основании документов, представленных Агентством по имуществу. В рассматриваемом случае, проведенные Конкурсным агентством аукционы являются повторными. В соответствии с письмами Агентства по имуществу № НМ-5910, полученное Конкурсным агентством 14 ноября 2014 года, № НМ-6732, полученное Конкурсным агентством 25 декабря 2014 года, Агентство по имуществу просит Конкурсное агентство повторно организовать проведение аукционов по продаже Объекта.
Торги по продаже государственного или муниципального имущества могут быть проведены лишь один раз, повторные торги проводиться не должны. Если такой аукцион признан несостоявшимся, то в дальнейшем имущество должно продаваться посредством публичного предложения (статья 23 Закона № 178-ФЗ). Таким образом, продажа имущества посредством публичного предложения следует за объявлением несостоявшимся первого и единственного приватизационного аукциона. Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, в пункте 1 статьи 23 Закона № 178-ФЗ закреплен определенный порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
То обстоятельство, что на дату размещения Конкурсным агентством информации об аукционах по заявкам Агентства по имуществу региональным законодательством (2014 год) не предусмотрена возможность проведения продажи спорного имущества публичным предложением не свидетельствует о наличии оснований для нарушения положений федерального законодательства – Закона № 178-ФЗ, предусматривающего порядок продажи государственного и муниципального имущества.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами ООО «Престо» о неправомерности проведения повторного аукциона по продаже Объекта после признания первого аукциона несостоявшимся.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ООО «Престо» в виду того, что обжалуемым решением и действиями Конкурсного агентства не нарушаются права и законные интересы общества, что является обязательным условием для признания ненормативного правового акта, решения или действия (бездействие) недействительным.
Как правомерно указал суд первой инстанции, исходя из того, что аукционы являлись открытыми по составу участников, все потенциальные участники аукциона находились в равных условиях и на участие в аукционах не было подано ни одной заявки, нельзя сделать вывод о том, что на дату проведения аукционов существовали хозяйствующие субъекты, претендующие на покупку Объекта.
Заявление ООО «Престо» не содержит сведений о том, что его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением и действиями Конкурсного агентства, доводы заявления и апелляционной жалобы о нарушении прав общества носят предположительный характер и сводятся к тому, что могло бы быть в случае выбора способа приватизации Объекта посредством публичного предложения. Материалы дела не содержат доказательств заинтересованности ООО «Престо» в реализации спорного имущества в период проведения спорных аукционов обществом. На основании изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что предмет заявленных требований не содержит порядка восстановления предполагаемого нарушенного права. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления ООО «Престо».
Таким образом, ошибочные выводы суда первой инстанции о правомерности проведения повторных аукционов в рассматриваемом случае не привели к вынесению неправосудного судебного акта. Решение суда, в связи с изложенным, отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27 апреля 2015 года по делу № А21-746/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Престо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | О.И. Есипова Н.И. Протас |