ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-14302/2015 от 19.08.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 августа 2015 года

Дело № А21-9846/2014

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Баркановой Я.В., Кашиной Т.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца: ФИО2, доверенность от 13.01.2015,

от ответчика: ФИО3, доверенность от 10.12.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-14302/2015 ) Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области

на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 27.04.2015 по делу      № А21-9846/2014 (судья  Талалас Е.А.), принятое

по иску Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области

к ООО "Торфо"

об обязании заключить дополнительное соглашение к договору,

установил:

Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Агентство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Торфо» (ИНН <***> ОГРН <***>; далее - Общество) об обязании ответчика заключить дополнительное соглашение от 15.08.2014 к договору № 110-т аренды лесного участка в целях разработки месторождений полезных ископаемых.

Решением от 27.04.2015 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на несоответствие изложенных в решении выводов обстоятельствам дела, Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы Агентство указывает, что в соответствии с Выпиской из государственного лесного реестра спорный  участок относится к категории защитных лесов – леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах (суммарная площадь по выделам в кварталах 166,35 га). На основании указанных характеристик Агентство полагает, что при расчёте арендной платы должен применяться повышающий коэффициент, учитывающий категорию защитности лесов. По мнению подателя жалобы, заключение дополнительного соглашения к Договору с указанием надлежащим образом рассчитанного размера арендной платы представляет собой приведение положений Договора в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов, между Агентством (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор от 19.08.2009 № 110-т аренды лесного участка в целях разработки месторождений полезных ископаемых (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2011), по условиям которого арендатору предоставлен лесной участок площадью 380 га, имеющий следующие основные характеристики: Калининградская обл., Полесское лесничество, Ильичевское участковое лесничество, квартал № 35, выделы 10, 14, 15, квартал № 36, выдел 9, 11, 12, квартал № 37, выдел 7, 8, 9, квартал 42, выделы 3, 7, 8, квартал № 43, выдел 1, 3, 4, квартал № 53, выдел 3, 11, 12, квартал № 54, выдел 1, 10, 11, квартал № 66, выдел 1,5, 6, квартал № 67, выдел 1, 3, 4, квартал № 68, выдел 1, 5, 6.

Размер, сроки и порядок внесения арендной платы установлен в разделе 2 договора и Приложением № 5 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2011).

Срок действия договора установлен с 19.08.2009 по 01.09.2020.

Договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке.

Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации была проведена проверка исполнения Агентством переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий на 2013 год и составлен акт от 19.04.2013.

В результате проверки правильности исчисления и своевременности внесения платежей в федеральный бюджет по договорам аренды лесных участков, был установлен недополученный доход федерального бюджета, в частности, в отношении ООО «Торфо» был выявлен факт неприменения повышающего коэффициента защитности.

В связи с выявлением указанных нарушений Агентство обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском  о взыскании с Общества задолженности по арендным платежам, исчисленным с повышающим коэффициентом.

 Решением  суда от 09.06.2014 по делу №А21-1610/2014 в удовлетворении иска отказано в связи с отсутствием задолженности и необоснованностью применения Агентством при расчете арендной платы поправочного повышающего коэффициента.

Агентство направило в адрес Общества проект дополнительного соглашения от 15.08.2014. Согласно данному проекту и прилагаемому к нему расчету арендной платы (приложение № 1), устанавливается поправочный коэффициент - 0,1 и повышающий коэффициент защитности лесов - 4; размер арендной платы с учетом повышающего коэффициента устанавливается с 01.09.2014.

Ссылаясь на то обстоятельство, что Общество дополнительное соглашение не подписало, мотивированные возражения на предложение (оферту) не выразило, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, суд первой инстанции отказал в иске.

Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК) использование лесов в Российской Федерации является платным.

Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Пунктом 1 статьи 73 ЛК РФ определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

В силу пункта 3 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.

Как установлено пунктом 4 статьи 73 ЛК РФ, для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления

Таким образом, цены (плата за пользование лесным участком, находящегося в государственной собственности) по договору аренды лесного участка являются регулируемыми.

Постановлением Правительства РФ N 310 от 22.05.2007 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (далее - Постановление N 310).

Указанным Постановлением N 310 утверждены ставки платы в зависимости от видов и целей использования лесного участка, от вида и от объемов предоставляемых в пользование лесных ресурсов.

В соответствии с пунктом 2 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2011) арендуемый лесной участок предоставляется непосредственно под торфоразработки и производственную базу торфоместорождения на срок действия лицензии.

Пунктом 27 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2011) установлено, что передаваемый в аренду лесной участок расположен в границах участка «Полесское II» торфоместорождение «Тарасовское» болота «Тарасовское» с промышленными залежами торфа.

Приложением к Постановлению N 310 является Таблица N 14, в которой определены Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых (далее - Таблица N 14).

Согласно указанной Таблице N 14  ставка платы в Калининградской области для мягколиственных древесных пород  составляет 4 504, 70 рублей за 1 гектар в год.

Постановлением Правительства РФ N 907 от 09.11.2009 в Примечание к Таблице N 14 введен новый - пятый абзац, которым установлено, что при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых болотами, для разработки месторождений торфа применяется наименьший размер ставки платы, установленной для субъекта РФ (муниципального образования), с коэффициентом 0,1.

Примечания к Таблице N 14 предусматривают особенности применения ставок, указанных в самой Таблице N 14. Абзац 5 пункта 8 указанной Таблицы N 14 был введен в действие Постановлением Правительства РФ N 907 от 09.11.2009.

Положения указанного абзаца являются императивной нормой при определении поправочных коэффициентов к ставкам платы за пользование для целей торфоразработок лесным участком, занятым болотом.

В соответствии с частью 2 статьи 67 Лесного кодекса РФ Правительством Российской утверждена Лесоустроительная инструкция (Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции"), в соответствии с пунктом 96 которой на нелесных землях при таксации лесов образуются лесотаксационные выделы из следующих категорий:

земли, не пригодные для выращивания леса без проведения специальных мелиоративных мероприятий - болота, скалы, гольцы, каменистые россыпи, пески, безлесные крутые склоны и другие неудобные земли;

земли, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами;

земли, занятые лесными дорогами, постоянными лесными складами, просеками, противопожарными разрывами, трассами линий электропередачи, линиями связи, трубопроводами и другими линейными объектами, торфоразработкой, усадьбами, объектами переработки заготовленной древесины и другой лесной продукции и другие земли.

К болотам относятся лесные участки с поверхностным слоем торфа глубиной не менее 30 сантиметров в неосушенных местах и 20 сантиметров - в осушенных местах при отсутствии на них древесной растительности или при наличии ее с полнотой 0,3 и менее для молодняков и 0,2 и менее для других возрастных групп.

В соответствии со статьёй 5 Водного кодекса Российской Федерации граница болота определяется по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Агентством не оспаривается, что спорный земельный участок, располагается на территории болота и был предоставлен под торфоразработку и производственную базу.

Следовательно, спорный участок был предоставлен для использования его в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

Довод апелляционной жалобы о том, что при расчете арендной платы должен применяться повышающий коэффициент, учитывающий категорию защитности лесов, а именно для защитных лесов (леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепны, лесотундровых зонах, степях, горах) - 4, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку Примечание к Таблице N 14 Постановления N 310 не содержит указаний на применение помимо понижающего коэффициента 0,1 (абзац 5 пункта 8 примечаний) иных повышающих коэффициентов, предусмотренных Примечанием к Таблице N 14.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 27.04.2015 по делу № А21-9846/2014   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

Судьи

Я.В. Барканова

 Т.А. Кашина