ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-14314/19 от 16.07.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 июля 2019 года

Дело № А56-15807/2019

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Протас Н.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от заявителя: Денисенко Т.П. по доверенности от 23.04.2019

от заинтересованного лица: Асташенкова Е.И. по доверенности от 22.01.2019

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-14314/2019 ) Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.04.2019 по делу № А56-15807/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое

по заявлению Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

к  УФАС по Санкт-Петербургу

3-и лица:  1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; 2) ООО "РЭО "Сервис"

об оспаривании решения и предписания

установил:

Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А; далее – заявитель, Комитет, КРПиПР) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 26.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18 и предписания от 17.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (ОГРН: 1027809244561, адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; далее – КИО, третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационная организация "Сервис" (ОГРН: 1037843115815, адрес: 192148, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, лит. А; далее - ООО "РЭО "Сервис", третье лицо-2).

Решением от 12.04.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, КРПиПР обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель КРПиПР поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель УФАС возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

КИО и ООО "РЭО "Сервис", извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Управлением в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выявило в распоряжении КРПиПР от 09.12.2013 № 3262-р «О бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А» (далее – распоряжение № 3262-р) признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ), выразившиеся в установлении и применении процедуры и порядка проведения конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства на право размещения в бизнес-инкубаторе, не соответствующих федеральному законодательству, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции за право доступа к инфраструктуре поддержки субъектов малого предпринимательства.

Комитету выдано Предупреждение от 06.07.2018 №78/20872/18 о необходимости в срок до 10.08.2018 изменения распоряжения № 3262-р, для чего привести процедуру предоставления в аренду субъектам малого предпринимательства (СМП) на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубатора в соответствие с требованиями Закона №135-ФЗ и приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Письмом от 22.08.2018 Комитет сообщил УФАС о неисполнении предупреждения в связи с несогласием с ним.

В связи с невыполнением предупреждения, УФАС возбуждено дело № 1-00-49/78-03-18, по результатам рассмотрения которого Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приняла решение от 26.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18 о признании нарушение Комитетом части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, выразившееся в применении распоряжения КРПиПР от 09.12.2013 №3262-р в части процедуры предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубатора по результатам конкурсного отбора, не соответствующей требованиям Приказа ФАС России от 10.02.2010 №67, что может иметь результатом ограничение конкуренции на право размещения в бизнес-инкубаторе,  и выдала предписание от 17.12.2018 по делу №1-00-49/78-03-18 об устранении указанного нарушения (т.1 л.д.9-18).

Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований. 

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что  организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее -  Закон № 209-ФЗ) установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

В силу требований части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.

Статья 15 Закона № 209-ФЗ определяет понятие инфраструктуры поддержки СМП, требования к ней и условия её поддержки.

Согласно части 1 указанной нормы Закона № 209-ФЗ, инфраструктурой поддержки СМП является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, обеспечивающих условия для создания СМП, и для оказания им поддержки.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМП, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Закона № 209-ФЗ).

            Законом № 209-ФЗ предусмотрена имущественная поддержка как СМП, так и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП, включающую в себя, в том числе организацию  бизнес-инкубаторов (часть 2 статьи15 Закона № 209-ФЗ).

В Санкт-Петербурге бизнес-инкубатор создан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2006 № 1425 «О мерах по созданию бизнес-инкубатора по адресу: ул. Седова, д. 37».

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» утверждена специальная подпрограмма «Бизнес-инкубатор», которая реализуется путем предоставления субсидий управляющим бизнес-инкубатором организациям, выбираемым на конкурсной основе КРПиПР.

Установлено, что порядок проведения конкурсного отбора управляющих организаций, а также требования к материально-техническому обеспечению бизнес-инкубаторов утверждаются КРПиПР.

Распоряжением КРПиПР от 28.08.2013 № 1610-р (в редакции от 14.06.2017) «Об утверждении специальной программы «Бизнес-инкубатор» утверждена специальная программа «Бизнес-инкубатор» (далее – Программа БИ), которая определяет механизм предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в Санкт-Петербурге путем предоставления СМП на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.

Реализация Программы БИ осуществляется путем предоставления субсидий управляющим бизнес-инкубатором организациям, выбираемым на конкурсной основе КРПиПР, на возмещение затрат бизнес-инкубатора, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

- предоставлением СМП в аренду (субаренду) нежилых помещений бизнес-инкубатора;

- обеспечением деятельности бизнес-инкубатора и оказание услуг СМП, размещенным в бизнес-инкубаторе;

- проведением оценки эффективности деятельности бизнес-инкубатора, разработкой рекомендаций по повышению эффективности деятельности бизнес-инкубатора по итогам оценки деятельности бизнес-инкубатора;

- проведением информационно-рекламных мероприятий, направленных на привлечение в бизнес-инкубатор СМП.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, указанная Программа не содержит перечня помещений бизнес-инкубатора, их частей (с указанием площади и иных характеристик), предназначенных для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности, что ограничивает доступность субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным ресурсам.

КРПиПР издано распоряжение от 09.12.2013 № 3262-р «О бизнес-инкубаторе, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А» (далее – Распоряжение № 3262-р), которым утверждено Положение о деятельности бизнес- инкубатора, расположенного по указанному адресу (далее – Положение № 3262-р) (т.3 л.д.249-259).

Согласно пункту 1 Положения № 3262-р бизнес-инкубатор, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А (далее - бизнес-инкубатор), создан в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2006 № 1425 «О мерах по созданию бизнес-инкубатора по адресу: ул. Седова, д. 37».

Бизнес-инкубатор является объектом инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.

Бизнес-инкубатор по характеру услуг, оказываемых размещенным в нем СМП, является общим (офисным).

Основной специализацией бизнес-инкубатора является сфера инноваций, информационных и высоких технологий, научно-технической и внедренческой деятельности (пункт 4 Положения № 3262-р).

Общее количество рабочих мест бизнес-инкубатора, предназначенных для размещения СМП, составляет 160 единиц общей площадью 3200 кв.м. (пункты 5, 6 Положения № 3262-р).

По результатам конкурсных отборов на право оказания услуг по управлению бизнес-инкубатором, проведенных в 2013, 2014, 2015 годах в соответствии с распоряжением КРПиПР от 23.09.2013 № 1942-р «О конкурсном отборе на право оказания услуг по управлению бизнес-инкубатором» (признано утратившим силу распоряжением КРПиПР от 13.05.2016 № 2315-р) управляющей организацией бизнес-инкубатора по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А выбрано ООО «РЭО «Сервис» без установления срока действия указанного права.

Таким образом ООО «РЭО «Сервис» признана организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, которой предоставляется субсидия на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности бизнес-инкубатора, перечень которых утверждается Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.

            Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на момент создания бизнес-инкубатора в 2006 году помещения здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А находились в доверительном управлении ООО «РЭО Сервис» с 1999 года, поскольку во исполнение распоряжения КУГИ от 01.02.1999 № 142-р (с изм. от 01.03.1999 №265-р), между КУГИ и ООО «РЭО Сервис» (доверительный управляющий) заключен договор от 15.03.1999 № 00-003876(13) (далее – договор ДУ) о передаче в доверительное управление помещения здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А общей площадью 13746,73 кв.м. сроком на 5 лет (но не далее, чем по 01.02.2004 – п.1.5 договора ДУ) (т.2 л.д.106-115).

В соответствии с абз.2 пункта 2 статьи 1016 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) договор продлен на тот на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором, а именно с 02.02.2004 по 30.12.2008, с 31.12.2009 по 28.11.2013, с 29.11.2013 по 27.10.2018, что подтверждается  письмом КИО в адрес Комиссии УФАС по СПб от 15.11.2018 №86420-7 (вх.№ 28861/18 от 16.11.2018) (т.2 л.д.97-102).

Дополнительным соглашением № 1 от 02.08.2011 к договору ДУ изменена общая площадь переданных в доверительное управление помещений, а именно площадь уменьшена до 10883,90 кв.м, а также добавлены цели доверительного управления, в том числе стимулирование хозяйственной деятельности в определенной области городского хозяйства в отношении помещений, используемых под бизнес-инкубатор (т.2 л.д.121-123).

На основании указанных документов антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о том, что помещения, переданные в доверительное управление ООО «РЭО Сервис», дополнительным соглашением № 1 от 02.08.2011 к договору ДУ условно разделены на помещения бизнес-центра и помещения бизнес-инкубатора, в связи с чем ООО «РЭО Сервис» оставаясь доверительным управляющим всех переданных по договору ДУ помещений, получило статус управляющего бизнес-инкубатором.

При этом дополнительным соглашением № 2 от 28.06.2016 к договору ДУ (т.3 л.д.140-147) изменены существенные условия договора ДУ, в том числе в части распределения доходов от передачи в пользование помещений, а также полномочий доверительного управляющего по распоряжению помещениями, используемыми как объекты инфраструктуры поддержки СМП – бизнес-инкубатор (пункт 6.7 дополнительного соглашения от 28.06.2016 № 2).

Таким образом, с даты заключения указанного дополнительного соглашения (с 28.06.2016) договор ДУ содержит право доверительного управляющего (ООО «РЭО «Сервис») на оказание услуг по управлению бизнес-инкубатором.

27.08.2017 сведения об ООО «РЭО «Сервис» как об организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со статьей 15.1 Закона № 209-ФЗ КРПиПР направил для включения в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 9.1 Положения № 3262-р установлено, что предоставление нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду СМП осуществляется по результатам конкурсного отбора СМП на право размещения в бизнес-инкубаторе (далее - конкурсный отбор).

Конкурсные отборы являются открытыми по составу участников. Организация и проведение конкурсных отборов осуществляются КРПиПР при взаимодействии с управляющей бизнес-инкубатором организацией (ООО «РЭО Сервис»).

Договоры аренды нежилых помещений, дополнительные соглашения к ним, а также соглашения о предоставлении справки о результатах хозяйственной деятельности заключаются управляющей организацией (ООО «РЭО Сервис») с победителями конкурсного отбора (п.9.2 Положения № 3262-р).

На основании указанных пунктов Положения антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что формой поддержки СМП является предоставление права аренды государственного имущества в бизнес-инкубаторе на льготных условиях. При этом субсидии на реализацию указанного права предоставляются управляющей бизнес-инкубатором организации (ООО «РЭО Сервис»), на возмещение затрат бизнес-инкубатора, связанных, в том числе с предоставлением СМП в аренду (субаренду) нежилых помещений бизнес-инкубатора.

Пунктом 10 Положения № 3262-р определен порядок организации и проведения конкурсного отбора.

Так, в соответствии с п.10.2 Положения № 3262-р, объявление о проведении конкурсного отбора размещается на официальном сайте КРПиПР в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://crppr.gov.spb.ru. На этом же сайте предусмотрено опубликование информации о критериях отбора СМП, планируемых заседаниях конкурсной комиссии и принимаемых ею решениях, а также о результатах конкурсного отбора (п.п. 10.9, 10.12, 10.14 Положения № 3262-р).

Пунктом 10.4 Положения № 3262-р установлены форма заявления и перечень документов, подаваемых для участия в конкурсном отборе субъектами малого предпринимательства, а пунктом 10.6 Положения - основные критерии конкурсного отбора (качество бизнес-плана, осуществление СМП деятельности в сфере инноваций, информационных и высоких технологий, научно-технической и внедренческой деятельности).

Согласно пункту 10.10 Положения № 3262-р  победителями конкурсного отбора признаются участники, документы которых, представленные для участия в конкурсном отборе, свидетельствуют о соответствии критериям, предусмотренным в пункте 10.6 Положения № 3262-р.

Субъекты малого предпринимательства, признанные победителями конкурсного отбора, но не размещенные в бизнес-инкубаторе по причине отсутствия свободных нежилых помещений бизнес-инкубатора, имеют первоочередное право на предоставление нежилых помещений бизнес-инкубатора при их освобождении (п.10.11 Положения № 3262-р).

В оспариваемом решении антимонопольный орган правомерно указал, что порядок реализации права аренды государственного недвижимого имущества - нежилых помещений бизнес-инкубатора, установленный Распоряжением № 3262-р, не может считаться надлежащим в виду несоответствия его положениям Закона о защите конкуренции.

Так в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Во исполнение положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции ФАС России издан Приказ от 10.02.2010 № 67, которым утверждены:

- Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила проведения конкурсов №67);

- Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Перечень видов имущества № 67).

Приказом № 67 регламентирована, в том числе процедура предоставления бизнес-инкубаторами субъектам малого и среднего предпринимательства государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду).

Пунктом 10 Перечня видов имущества № 67 установлено, что заключение договоров в отношении нежилых помещений инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенных в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предоставляемых бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 не предусмотрено проведение иных процедур, в том числе конкурсного отбора СМП на право размещения в бизнес-инкубаторе, по результатам которого заключаются договоры аренды нежилых помещений бизнес-инкубатора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (в данном случае - КИО) передает другой стороне (доверительному управляющему, в данном случае - ООО «РЭО Сервис») на определенный срок имущество (в данном случае - помещения бизнес-инкубатора по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 37, литера А) в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Согласно статьям 1016 и 1023 ГК РФ услуги доверительного управляющего носят возмездный характер, к числу существенных условий договора доверительного управления отнесено установление размера и формы вознаграждения управляющему.

Таким образом, в ходе доверительного управления осуществляется использование имущества публично-правового образования, что предполагает совершение управляющим в интересах собственника как юридических, так и фактических действий за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также возмещение необходимых расходов, произведенных при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества.

Как обоснованно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, фактическая передача бизнес-инкубатора в доверительное управление ООО «РЭО Сервис» не является исключением, указанным в пункте 10 Перечня видов имущества № 67, которое препятствует включению помещений бизнес-инкубатора в перечень государственного имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе СМП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМП, и проведение конкурсов на заключение договоров в отношении нежилых помещений бизнес-инкубатора.

 В ином случае данная ситуация будет противоречить цели создания и функционирования бизнес-инкубатора как организации, образующей инфраструктуру поддержки СМП.

Не включение сведений о помещениях бизнес-инкубатора в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, свидетельствует об отсутствии доступной информации о таких объектах.

Соответственно, СМП не располагают достаточными сведениями о возможности аренды помещений бизнес-инкубатора, что может воспрепятствовать отдельным СМП реализации их права на получение государственной поддержки, создавать дискриминационные (неравные) условия входа на товарный рынок и осуществления деятельности такими хозяйствующими субъектами, что является нарушением пунктов 2, 6, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, содержащими запреты на осуществление деятельности, которая влечет указанные негативные последствия для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что положения Приказа № 67 в полной мере применяются к заключению договоров в отношении нежилых помещений бизнес-инкубатора.

При этом Правилами проведения конкурсов № 67 установлены следующие особенности в отношении бизнес-инкубаторов:

- максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года (п. 4.3 ст. 18 Закона № 209-ФЗ, п. п. 39, 113 Правил проведения конкурса № 67)

- исчерпывающие критерии оценки заявок на участие в конкурсе при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного и муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 77 и п/п 7 пункта 77 Правил проведения конкурса № 67).

Согласно пунктам 27 и 29 Правил проведения конкурса № 67 и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 № 767, информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов: torgi.gov.ru.

В силу пункта 30 Правил проведения конкурса № 67 извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил размещения.

Пунктом 31 Правил проведения конкурса № 67 установлены требования к содержанию извещения, в котором должно быть указано, в том числе: место расположения, описание и технические характеристики имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь; целевое назначение имущества, права на которое передаются по договору; начальная (минимальная) цена договора, срок действия договора.

Разделом VII Правил проведения конкурса № 67 установлены требования к конкурсной документации, которая должна содержать, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Необходимость реализации права аренды недвижимого имущества бизнес-инкубатора в соответствии с Приказом № 67 так же была подтверждена приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, вынесения оспариваемых ненормативных актов антимонопольным органом, а так же на дату вынесения обжалуемого судебного акта суда первой  инстанции.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Проанализировав содержание порядка организации проведения конкурсного отбора, определенного Распоряжением № 3262-р, сопоставив с приведенными выше положениями федерального законодательства, УФАС по Санкт-Петербургу и суд первой инстанции пришли к правомерным выводам о том, что нормы Распоряжения № 3262-р устанавливают процедуру конкурсного отбора и порядок его проведения, отличные от установленных федеральным законодательством процедур и порядка.

В том числе выявлено, что Распоряжение № 3262 содержит ограничение доступа заинтересованных лиц к участию в торгах на право заключения договора аренды ввиду публикации информации о конкурсном отборе только на официальном сайте КРПиПР (не размещение информации на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - www.torgi.gov.ru), что может обеспечить предоставление отдельным хозяйствующим субъектам доступ к информации в приоритетном порядке и является нарушением пункта 6 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Указанное Распоряжение не устанавливает в документации о конкурсном отборе критерии оценки с указанием величины значимости этих критериев, а также порядка оценки и сопоставления заявок, что не позволяет определить, каким образом члены комиссии оценивают и сопоставляют заявки участников конкурсного отбора, что может создать дискриминационные (неравные) условия доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга (п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

Так же в извещении о проведении конкурсного отбора и в документации о конкурсном отборе отсутствуют описания и технических характеристик имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площади, целевого назначения; начальной цены договора, срока действия договора и т.п., что создает препятствие к доступу к информации об объекте и условиях аренды и может создать препятствие в участии в конкурсном отборе, и, соответственно, в осуществлении СМП деятельности (ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции).

Как обоснованно указал суд, проведение процедуры предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду субъектам малого предпринимательства по результатам конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства на право размещения в бизнес-инкубаторе, не соответствующей единым требованиям федерального законодательства, предусмотренным Законом о защите конкуренции и  Приказом ФАС  № 67, приводит к нарушению порядка заключения договоров в отношении государственного имущества, может привести к недопущению, ограничению конкуренции при проведении конкурсного отбора на право заключения договоров аренды государственного имущества на территории бизнес-инкубатора, к необоснованному препятствованию реализации права СМП на государственную поддержку и осуществлению деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства на территории бизнес-инкубатора, в том числе путем ограничения доступа к информации о проведении конкурсной процедуры, нарушению порядка определения победителя, поскольку победитель определен по иной процедуре, к которой федеральным законодательством не установлено единых требований. Таким образом, Распоряжение № 3262-р содержит нарушение требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно отклонил требования Комитета.

Позиция КРПиПР, изложенная в апелляционной жалобе, соответствует  правовой            позиции, изложенной суду первой инстанции и получившей надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.

Довод апелляционной жалобы о неактуальности проведения конкурсного отбора в связи с неполной заполняемостью помещений бизнес-инкубатора, подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку соблюдение требований действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от заполняемости помещений.

Довод о необоснованном применении судом первой инстанции норм материального права – Приказа Минэкономразвития от 25.03.2015 №167, поскольку указанный Приказ не распространяется на Санкт-Петербург, подлежит отклонению. На дату рассмотрения дела апелляционным судом указанный Приказ утратил силу 20.06.2019 в связи с изданием Приказа Минэкономразвития от 14.03.2019 №125. Между тем, на дату вынесения обжалуемого решения  указанный Приказ являлся действовавшим и, как обоснованно указал суд первой  инстанции в обжалуемом судебном акте, устанавливал единые принципы предоставления нежилых помещений в аренду СМП в соответствии с Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, поскольку принятое по делу решение является законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 12 апреля 2019 года по делу №  А56-15807/2019   оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.И. Протас

 О.В. Фуркало