ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 июля 2022 года | Дело № А21-13153/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.
при участии:
- от истца: ФИО1 (доверенность от 10.01.2022)
- от ответчика: ФИО2 (доверенность от 01.02.2022)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-14474/2022 ) индивидуального предпринимателя Мещанкиной Галине Викторовне
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.04.2022 по делу № А21-13153/2021 ,
принятое по иску акционерного общества «Экосистема» к индивидуальному предпринимателю ФИО3
о взыскании
установил:
Акционерное общество «Экосистема» (далее – Общество, АО «Экосистема») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО3 задолженности за оказанные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 422 883,16 руб. за период с 01.01.2019 по 31.01.2020, пени в размере 153 522,92 руб. за период с 11.02.2019 по 04.08.2021 и 14 528 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда от 04.04.2022 заявленные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Указывает, что не является надлежащим ответчиком по делу, доказательства фактического оказания услуг отсутствуют, при определении размера задолженности использован неверный норматив накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), решение суда основано на недействующем нормативно-правовом акте.
Торговые помещения ответчика в спорном периоде времени находились в аренде у иных лиц, договорами аренды предусмотрен порядок вывоза ТКО силами арендаторов.
Расчет задолженности не обоснован и не подтвержден.
24.06.2022 от истца поступили возражения на жалобу.
В судебном заседании, проведенном в режиме веб-конференции с использованием электронной системы «Картотека арбитражных дел», представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области осуществляется Региональным оператором АО «Экосистема».
Порядок заключения договора региональным оператором определен пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому договор заключается по типовой 2 форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. (п.8(12)).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным.
В независимости от даты заключения договора, услуги Регионального оператора, согласно действующему законодательству РФ (ст. 425 ГК РФ), оказываемые Потребителю, подлежат оплате с 01.01.2019 .
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 29.09.2015, за должником на праве собственности зарегистрировано здание, назначение: нежилое, 3-этажный, расположенное по адресу: <...>.
Истцом использован норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области - 0,93 на 1 кв.м торговой площади установленной для категории «Магазин промтоварный».
С 01.01.2019 по 31.05.2019 тариф установлен Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-560 от 28.12.2018, тариф 460,26 руб.
С 01.06.2019 по 31.12.2019 тариф установлен Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-87 от 07.05.2019, тариф 444,02 руб.
С 01.01.2020 по 31.12.2020, тариф установлен Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-428 от 19.12.2019 в размере 444,02 руб.
Дополнительно проект договора Ж391/ТКО-2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 03.08.2021 направлялся в адрес ФИО3.
Информация о согласовании проекта договора в адрес Регионального оператора не поступала.
За период с января 2019 года по январь 2020 года, Региональным оператором оказаны услуги Потребителю на общую сумму 422 883,16 руб., которые ответчик не оплатил.
Направленная в адрес ответчика претензия осталась без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в порядке, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156).
Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8 (17) Правил № 1156.
Указано, что региональный оператор осуществляет извещение всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Также названным пунктом определены сроки для направления потребителем соответствующей заявки, порядок ее рассмотрения и последствия отсутствия со стороны потребителя соответствующего волеизъявления.
Пунктом 8 (12) Правил № 1156 предусмотрено, что в том случае, когда потребитель направлял региональному оператору заявку на заключение договора, региональный оператор направил потребителю проект договора, но если по истечении 15-ти рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель договор не подписал либо не представил мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в направленном проекте договора.
В силу пункта 8 (18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами в силу пункта 8 (15) Правил № 1156 считается заключенным на условиях типового договора.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.112016 № 1156.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 6 типового договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 22 типового договора региональному оператору предоставлено право в случае нарушения сроков оплаты предъявить потребителю неустойку в размере 1/130 ключевой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Составление и подписание сторонами акта оказанных услуг Правилами № 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Наличие у истца статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на территории г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон № 458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Между тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.09.2021 № 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона № 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Презумпцию образования ТКО как естественного результата жизнедеятельности ресторана и его посетителей ответчик не оспорил, а доводы не опровергают факт оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО.
Доводы о том, что обязанность по оплате услуг регионального оператора лежит на арендаторах, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Как разъяснено в ответе на вопрос № 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, в отсутствие между арендатором нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора аренды, обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на собственнике (арендодателе) нежилого помещения.
Указанные разъяснения применимы и к обязанности по внесению платы за услуги по сбору, транспортировке и размещению ТКО.
В силу абзаца второго пункта 3 статьи 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (пункта 2 статьи 616 ГК РФ) установлена в отношениях с арендодателем, а не с региональным оператором, который стороной договора аренды не является.
В отсутствие заключенного договора Общество не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется зданием, в том числе на основании договора аренды.
Поскольку материалами дела подтверждается отсутствие в спорный период заключенного между арендатором и региональным оператором договора оказания услуг на сбор, транспортировку и размещение ТКО, лицом, обязанным оплачивать данные услуги, является собственник здания, то есть ФИО3
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее - Правила № 505).
В силу пункта 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
С 01.01.2019 по 31.05.2019 тариф установлен приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области № 06-560 от 28.12.2018, тариф 460,26 руб.
Сумма оказанных услуг по обращению с ТКО за расчетный месяц составила 33 251,48 руб. (0,93 куб.м (норматив накопления) * 932,20 кв.м (общая площадь)/12 мес * 460,26 руб.).
С 01.06.2019 по 31.12.2019 тариф установлен приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-87 от 07.05.2019, тариф 444,02 руб.
Сумма оказанных услуг по обращению с ТКО за расчетный месяц составила 32 078,22 руб. (0,93 куб.м(норматив накопления) * 932,20 кв.м (общая площадь) /12 мес * 444,02 руб.).
С 01.01.2020 по 31.12.2020, тариф установлен приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-428 от 19.12.2019 в размере 444,02 руб.
Сумма оказанных услуг по обращению с ТКО за расчетный месяц составила 32 078,22 руб. (0,93 куб.м(норматив накопления) * 932,20 кв.м(общая площадь) /12 мес * 444,02 руб.).
Расчет суммы основного долга также приведен в Приложении №1 к договору №391/ТКО-2020 от 03.08.2021.
Норматив отменен Ульяновским областным судом 16.11.2020, дело №За-283/2020, при этом до 16.11.2020, действовал норматив установленный Приказом Минконкуренции Ульяновской области от 29.06.2017 № 06-77 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области».
Поскольку наличие обязательства со стороны ответчика и факт его ненадлежащего исполнения подтвержден материалами дела, требование о взыскании пени предъявлено обоснованно.
Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, расчет долга ответчиком не опровергнут, доказательств оплаты суду не представлено, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
Расчет задолженности и пени проверен судом, признан не противоречащим действующему законодательству.
Суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследовал в совокупности представленные в материалы дела документы и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.04.2022 по делу № А21-13153/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Е.В. Савина | |
Судьи | Н.А. Мельникова А.Ю. Слоневская |