ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-14617/19 от 16.07.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

24 июля 2019 года

Дело № А56-135844/2018

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Протас Н.И., Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 17.01.2019

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-х лиц - 1, 2: ФИО3 по доверенностям от 21.01.2019, 03.12.2018

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-14617/2019 ) ИП Чесницкого О.А. на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 по делу № А56-135844/2018 (судья Егорова Д.А.), принятое

по заявлению ИП ФИО4

к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области

3-е лицо:  1) ООО "Земельный Ресурс", 2) ФИО5

об оспаривании решения

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО4 (ОГРНИП <***>; далее - ИП ФИО4, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (ОГРН <***>, адрес: 197198, <...>, лит. А; далее – административный орган, Управление) о признании незаконными действия должностного лица Управления - государственного регистратора Ленинградской области ФИО6 от 17.07.2018, выразившееся в государственном кадастровом учете земельных участков; обязании Росреестра внести в ЕГРН записи о прекращении государственного кадастрового учета земельных участков, восстановлении записи о государственном кадастровом учете земельного участка.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Земельный Ресурс" (ОГРН <***>, адрес: 197183, Санкт-Петербург, ул. Школьная, д. 15, лит. А, пом. 9Н; далее - ООО "Земельный Ресурс", третье лицо-1);  ИП ФИО5 (ОГРНИП <***>; далее – ИП ФИО5, третье лицо-2).

Решением от 02.04.2019 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ИП ФИО4 обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель ИП ФИО4 поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель третьих лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 АПК РФ.

Ходатайство подателя апелляционной жалобы о назначении по делу экспертизы на предмет возможного обеспечения проезда от земель общего пользования к земельному участку с кадастровым номером 47:07:0157001:2584, а так же наличия нарушений Правил землепользования и застройки при составлении межевого плана от 02.07.2018 подлежит отклонению, поскольку основания, предусмотренные статьей 82 АПК РФ, регламентирующие порядок назначения судебной экспертизы, а так же вопросы, для разъяснения которых необходимы специальные знаний, отсутствуют.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, ИП ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:07:0157001:1600 на основании Договора купли-продажи земельного участка от 25.12.2017, о чем 03.04.2018 сделана регистрационная запись № 47:07:0157001:1600-47/012/2018-6.

17.07.2018 заместителем начальника отдела регистрации земельных участков и объектов капитального строительства Управления Росреестра по Ленинградской области, государственным регистратором Ленинградской области ФИО6 произведен государственный кадастровый учет десяти земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0157001:1601, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный район, на основании межевого плана от 02.07.2018, представленного совместно с заявлением о представлении дополнительных документов на государственный кадастровый учет от 16.07.2018 № 47-0-1-84/3002/2018-213.

Образованным земельным участкам присвоены следующие кадастровые номера: 47:07:0157001:2582, 47:07:0157001:2583, 47:07:0157001:2584, 47:07:0157001:2585, 47:07:0157001:2586, 47:07:0157001:2587, 47:07:0157001:2588, 47:07:0157001:2589, 47:07:0157001:2590, 47:07:0157001:2591.

Посчитав указанное решение государственного регистратора Ленинградской области незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей заявителя и третьих лиц, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Порядок проведения государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета установлен статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее -Закон № 218-ФЗ), в соответствии с которой государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учет осуществляются по результатам правовой экспертизы документов на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество. Решение о приостановлении, проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимаются в каждом конкретном случае государственными регистраторами самостоятельно по результатам правовой экспертизы, представленных на государственную регистрацию прав, документов.

Положительное решение о проведении государственной регистрации, отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд.

Статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что эго не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В соответствии с частью 3 статьи 209 ГК РФ, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Как следует из материалов дела, исходный земельный участок имел площадь 287150 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельного участка - садоводческое и дачное объединение, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Право собственности на исходный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке за ФИО5 на праве частной собственности, о чем 02.03.2018 сделана регистрационная запись № 47:07:0157001:1601 -47/018/2018-2.

На основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 15.06.2018      № 47-0-1-100/3008/2018-8465, осуществлен кадастровый учет десяти земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0157001:1601, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, на основании межевого плана от 02.07.2018, представленного совместно с заявлением о представлении дополнительных документов на государственный кадастровый учет от 16.07.2018 № 47-0-1-84/3002/2018-213.

Образованным земельным участкам присвоены следующие кадастровые номера:            47:07:0157001:2582, 47:07:0157001:2583, 47:07:0157001:2584, 47:07:0157001:2585, 47:07:0157001:2586, 47:07:0157001:2587, 47:07:0157001:2588, 47:07:0157001:2589, 47:07:0157001:2590, 47:07:0157001:2591.

На основании заявления о государственной регистрации прав 47/112/101/2018-3116, поданного одновременно с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 15.06.2018 № 47-0-1-100/3008/2018-8465, на вновь образованные земельные участки зарегистрировано право собственности ФИО5 в силу части 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в которой указано, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

В отношении сведений об обеспечении образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0157001:1601 земельных участков доступом к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования, территории общего пользования, в соответствии с пунктом 56 Приказа Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Приказ № 921), также могут указываться слова "земли общего пользования" или слова "территория общего пользования" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования или территории общего пользования.

В соответствии с частью 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно части 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Учитывая вышеуказанное, к землям (земельным участкам) общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в соответствии с частью 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации также относятся земли лесного фонда.

Таким образом, в случае наличия общих границ образуемых земельных участков с границами земель лесного фонда кадастровым инженером допускается в качестве обеспечения доступом к образуемым земельным участкам указывать слова «земли общего пользования» либо кадастровый номер земельного участка лесного фонда.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что сведения ЕГРН содержат информацию о сформированных частях земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 47:00:0000000:1, имеющих общую границу с исходным земельным участком с кадастровым номером 47:07:0157001:1601.

В отношении земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 47:00:0000000:1 сформирована часть земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 47:00:0000000:1/1229, содержание обременения — «для строительства линейных объектов: дороги автомобильной с переходным типом дорожного покрытия, линии электропередачи воздушной напряжением 10 кВ».

Согласно представленному на государственную регистрацию межевому плану в качестве обеспечения доступа к образуемому земельному участку с кадастровым номером 47:07:0157001:2584 указаны земли общего пользования, ко всем остальным образованным земельным участкам - земельный участок с кадастровым номером 47:07:0157001:2584.

Учитывая изложенное, какие-либо противоречия в части обеспечения доступа к вновь образованным земельным участкам отсутствуют.

Из материалов дела также следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0157001:1600, образован одновременно с земельным участком 47:07:0157001:1601, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0157001:1417 в соответствии с межевым планом от 16.12.2015.

Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:07:0157001:1600 ФИО4 приобретено на основании Договора купли-продажи земельного участка от 25.12.2017, о чем 03.04.2018 сделана регистрационная запись № 47:07:0157001:1600- 47/012/2018-6.

Из анализа сведений, содержащихся в межевом плане от 16.12.2015 и Договоре купли-продажи земельного участка от 25.12.2017, следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0157001:1600 сформирован в целях обеспечения проезда к земельным участкам.

В соответствии пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет приостанавливается в случае если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.

В силу статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Управлением при рассмотрении документов, представленных совместно с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 15.06.2018 № 47-0-1-100/3008/2018-8465, обстоятельств, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, правомерно не установлено.

Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Согласно материалам дела, ФИО4 оспаривает действия Управления, заключающиеся в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:0157001:2582, 47:07:0157001:2583, 47:07:0157001:2584, 47:07:0157001:2585, 47:07:0157001:2586, 47:07:0157001:2587, 47:07:0157001:2588, 47:07:0157001:2589, 47:07:0157001:2590, 47:07:0157001:2591, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:0157001:1601 на основании Решения о разделе от 15.06.2018 (включено в состав межевого плана от 02.07.2018).

Довод апелляционной жалобы об отсутствии в сведениях межевого плана от 02.07.2018 информации о доступе (проходе или проезде от земельных участков общего пользования) к образуемым земельным участкам, подлежит отклонению апелляционным судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Частью 2 названной нормы установлено, что в межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Как указывалось выше, согласно представленному в Управление на государственную регистрацию межевому плану в качестве обеспечения доступа к образуемому земельному участку с кадастровым номером 47:07:0157001:2584 указаны земли общего пользования, ко всем остальным образуемым земельным участкам - земельный участок с кадастровым номером 47:07:0157001:2584.

В соответствии с Приказом № 921, в графе "3" раздела "Сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования,  земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам" указываются:

кадастровый номер или обозначение земельного участка, посредством которого обеспечивается доступ (проход или проезд от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам;

слова "земли общего пользования" или слова "территория общего пользования" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к землям общего пользования или территории общего пользования;

кадастровый номер или обозначение земельного участка и слова "(земельный участок общего пользования)" или слова "(расположен в границах территории общего пользования)" соответственно, если образуемый (измененный) земельный участок имеет непосредственный доступ к земельным участкам общего пользования или земельным участкам, расположенным в границах территории общего пользования.

Факт доступа образуемого земельного участка с кадастровым номером 47:07:0157001:2584 к землям общего пользования подтверждается чертежом земельных участков и их частей межевого плана.

 Участок с кадастровым номером 47:07:0157001:2584 по точкам от 63 до 65 прилегает к автомобильной дороге, которая и является землями общего пользования, доступ к которым не ограничен, при этом, поскольку земельный участок не сформирован и не находится ни в муниципальной, ни в государственной собственности, следовательно, отсутствует необходимость по представлению как акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, так и какого-либо иного соглашения.

Таким образом, наличие в межевом плане соответствующих сведений исключало возможность Управления приостановить кадастровый учет по предусмотренному в пункте 26 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ основанию.

Довод апелляционной жалобы о несоответствии межевого плана требованиям пункта 55 Приказа № 921 подлежит отклонению как основанный на неверном толковании положений законодательства, регламентирующих данные правоотношения.

Из пункта 72 указанного Приказа следует, что для оформления графической части межевого плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к Требованиям. Однако указанное Приложение не содержит специальных обозначений для отражения такого рода сведений в графической части межевого плана.

Кроме апелляционный суд отмечает также, что в полномочия Управления, установленные Положением «Об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области», утвержденным приказом Росреестра от 30.05.2016 № П/0263, не входит обследование территории образуемых земельных участков, на предмет фактического доступа к таким участкам.

Доказательства существования автомобильной дороги на части лесного участка с учетным номером 47:07:0000000:1/1229, также подтверждается заключением кадастрового инженера от 27.11.2018, подготовленного ФИО7 (квалификационный аттестат № 78-14-856 от 12.03.2014).

Пунктом 2 части 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости.

Частью 10 статьи 41 Закона № 218-ФЗ закреплено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 той же статьи.

Совместно с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 15.06.2018 № 47-0-1-100/3008/2018-8465 представлен межевой план по образованию новых земельных участков, в дальнейшем совместно с заявлением о представлении дополнительных документов на государственный кадастровый учет от 16.07.2018 № 47-0-1-84/3002/2018-213 был представлен межевой план от 02.07.2018.

Одновременно с указанными заявлениями ФИО5 представляла заявления о государственной регистрации права собственности на образуемые участки от 15.06.2018 № 47/112/101/2018-3116 и заявление о представлении дополнительных документов для государственной регистрации прав от 10.07.2018 47/112/021/2018-4139 соответственно.

В соответствии с пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Таким образом, требование о прекращении кадастрового учета, а также регистрации прав собственности на земельный участки с кадастровыми номерами 47:07:0157001:2584, 47:07:0157001:2582, 47:07:0157001:2583, 47:07:0157001:2585, 47:07:0157001:2586, 47:07:0157001:2587, 47:07:0157001:2588, 47:07:0157001:2589, 47:07:0157001:2590, 47:07:0157001:2591, в отношении которых зарегистрировано право собственности ФИО5 и ООО «Земельный ресурс», правомерно отклонено судом первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 апреля 2019 года по делу №  А56-135844/2018   оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чесницкого Олега Александровича - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.И. Протас

 И.Б. Лопато