ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-14955/18 от 30.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1203/2018-359064(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2018 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Саливанов И.О., доверенность от 01.03.2018, Медведева Н.В.,
доверенность от 05.04.2018;
от заинтересованного лица: Пудова М.А., доверенность от 07.06.2018;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-14955/2018) Балтийско-Арктического морского  управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  25.05.2018 по делу № А56-13668/2018 (судья Синицына Е.В.), принятое 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Союз-ТТМ»


к Балтийско-Арктическому морскому управлению Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования 

об оспаривании приказа

УСТАНОВИЛ:

ООО «Союз-ТТМ» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга  и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным приказа  Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора от 13.11.2017 

 № 5/ВВ о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Союз-ТТМ».

Решением суда от 25.05.2018 заявление удовлетворено, оспариваемый  приказ признан недействительным как изданный с нарушением компетенции  административного органа. 

В апелляционной жалобе Балтийско-Арктическое морское управление  Росприроднадзора просит отменить решение суда от 25.05.2018 и отказать в  удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой  инстанции об издании приказа с превышением полномочий является ошибочным,  противоречащим нормативным правовым актам, регламентирующим  государственный экологический надзор. 

Согласно отзыву ООО «Союз-ТТМ» считает обжалуемое решение суда  законным и обоснованным. 

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали  свои правовые позиции. 

Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей лиц,  участвующих в деле, апелляционный суд считает, что обжалуемое решение  подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении  заявления. 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ  «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом,  индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности  обязательных требований и требований, установленных муниципальными  правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля 


(надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по  предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным,  растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам  истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и  музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской  Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда  Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное,  культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по  обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации  последствий причинения такого вреда (пункт 1). Основанием для проведения  внеплановой проверки, в числе прочих, является приказ (распоряжение)  руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в  соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении  внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в  органы прокуратуры материалам и обращениям (подпункт 3 пункта 2). 

В силу статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом  выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица,  индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников,  состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности  территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных  объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим  лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа,  предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных  требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами  (пункт 1). Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту  нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности  индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления  их деятельности (пункт 2). 

Как указано в статье 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при 


осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя,  заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя,  заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может  проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые  указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя  органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля  (пункт 1). В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя  органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля  указываются: 


7) перечень административных регламентов по осуществлению  государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; 

При проведении проверки должностные лица органа государственного  контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять  выполнение обязательных требований и требований, установленных  муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к  полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального  контроля, от имени которых действуют эти должностные лица (пункт 1 статьи 15  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля  (надзора) и муниципального контроля»). 

В силу статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране  окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимаются  деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на  предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их  руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными  предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические  лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных  в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в  соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные  требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц,  принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по 


пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и  деятельность уполномоченных органов государственной власти по  систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу  и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при  осуществлении органами государственной власти, органами местного  самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и  гражданами своей деятельности (пункт 1). Государственный экологический надзор  включает в себя: государственный надзор за геологическим изучением,  рациональным использованием и охраной недр; государственный земельный  надзор; государственный надзор в области обращения с отходами;  государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; государственный  надзор в области использования и охраны водных объектов; государственный  экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;  государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в  территориальном море Российской Федерации; государственный экологический  надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;  государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;  федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); федеральный  государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования  объектов животного мира и среды их обитания; федеральный государственный  контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;  федеральный государственный охотничий надзор; государственный надзор в  области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;  государственный надзор за соблюдением требований к обращению  озоноразрушающих веществ (пункт 2). Государственный экологический надзор  осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной  власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный  государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с  законодательством Российской Федерации в порядке, установленном  соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным  органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия  федеральных органов исполнительной власти по федеральному государственному  экологическому надзору могут передаваться для осуществления органам 


исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с  Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации» (пункт 4). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426  утверждено Положение о федеральном государственном экологическом надзоре,  который осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере  природопользования и ее территориальными органами в пределах своей  компетенции (пункт 3). 

Положение о Балтийско-Арктическим морском управлении  Росприроднадзора (далее – Положение) утверждено приказом Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования от 16.11.2016 № 725. Балтийско- Арктическое морское управление Росприроднадзора является территориальным  органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования на территории Калининградской  области, Ленинградской области, города федерального значения Санкт-Петербурга,  Республики Карелия, Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого  автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, в  акваториях внутренних морских вод Российской Федерации, в территориальном  море Российской Федерации примыкающим к административным границам  указанных субъектов Российской Федерации, на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации (пункт 1). 

В пункте 4 Положения определены полномочия, которые осуществляет  Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора в установленной  сфере деятельности; в пункте 5 Положения перечислены права, которыми  наделяется Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора с целью  реализации полномочий в установленной сфере деятельности. 

Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора  осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный  экологический надзор (пункт 4.1 Положения), включающий в себя, в том числе,  государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в  территориальном море Российской Федерации (пункт 4.1.7 Положения). 


Таким образом, территориальная компетенция Балтийско-Арктического  морского управления Росприроднадзора распространяется на акваторию  внутренних морских вод, примыкающих к административной границе  Калининградской области. 

ООО «Союз-ТТМ» осуществляет деятельность на территории  Калининградского морского порта, что не оспаривается лицами, участвующими в  деле. К материалам дела приобщен договор от 19.11.2007 № 14-11/07207 аренды  пирса № 6, расположенного в акватории порта. 

Согласно материалам дела поводом для проведения в отношении ООО  «Союз-ТТМ» внеплановой выездной проверки послужило поручение Правительства  Российской Федерации от 30.05.2017 № ФХ-П9-3430, в соответствии с которым  Росприроднадзору предписано организовать и провести комплексные выездные  проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей  среды при осуществлении деятельности морских портов и хозяйствующих  субъектов, расположенных на их территориях и акваториях. 

Виды государственного экологического надзора, перечисленные в пункте 5  приказа от 13.11.2017 № 5/ВВ, соответствуют полномочиям Балтийско-Арктического  морского управления Росприроднадзора, описанным в пунктах 4.1.1-4.1.13  Положения. 

При изложенных обстоятельствах оспариваемый приказ издан Балтийско- Арктическим морским управлением Росприроднадзора в пределах как  территориальной, так и предметной компетенции и не нарушает прав заявителя. 

В пунктах 5.8, 5.9 Положения, на которые имеется ссылка в обжалуемом  решении, определены отдельные права Балтийско-Арктического морского  управления Росприроднадзора, связанные с проверкой юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории  нескольких субъектов Российской Федерации. Эти нормы ошибочно истолкованы  судом первой инстанции как умаляющие иные права Балтийско-Арктического  морского управления Росприроднадзора, предусмотренные Положением, как  ограничивающие компетенцию административного органа по проверке юридических  лиц, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской  Федерации. 

Обжалуемое решение суда необходимо отменить, а в удовлетворении  заявления – отказать. 


Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 25.05.2018 по делу № А56-13668/2018 отменить. 

В удовлетворении заявления отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия. 

Председательствующий И.В. Юрков 

Судьи Н.И. Протас 

 В.М. Толкунов