ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-15211/2022 от 29.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 июля 2022 года

Дело № А26-6670/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Галенкиной К.В., Кротова С.М.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии:  согласно протоколу судебного заседания от 29.06.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-15211/2022 )  Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.04.2022 по делу № А26-6670/2021, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о взыскании 150 103 руб. 14 коп.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Карельский экологический оператор» (далее – истец, ООО «КЭО», до смены наименования общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство) о взыскании 150 103 руб. 14 коп. расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО), расположенных на территории Прионежского района: 1) Заозерское сельское поселение, Ялгубское шоссе, за деревней Ялгуба, по направлению к деревне Суйсарь с правой стороны по ходу движения, 24 км от понтонного моста (координаты -с.ш. 61.888901, в.д. 34.557339);

2) Заозерское сельское поселение, <...> километр дороги г. Петрозаводск - дер. Суйсарь (координаты - с.ш. 61.955694, в.д. 34.583018);

3) Заозерское сельское поселение, <...> километр дороги г. Петрозаводск - дер. Суйсарь (координаты - с.ш. 61.887287, в.д. 34.544726);

4) Заозерское сельское поселение, 1-й километр вдоль обочины дороги из с. Заозерье в дер. Суйсарь (координаты - с.ш. 61.884604, в.д. 34.359533).

            Решением от 11.04.2022 иск удовлетворен.

            Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является собственником спорных земельных участков.

По мнению подателя жалобы, осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не связано с осуществлением полномочий по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, а следует из полномочий по обращению с отходами производства и потребления, по охране окружающей среды и созданию благоприятных условий для проживания населения.

            В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве. Министерство, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенного с Министерством ЖКХ по результатам конкурса, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Тарифы на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 № 29.

ООО «КЭО» (до смены наименования – ООО «Автоспецтранс») были выявлены следующие места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенные на территории Прионежского района:

1) Заозерское сельское поселение, Ялгубское шоссе, за деревней Ялгуба, по направлению к деревне Суйсарь с правой стороны по ходу движения, 24 км от понтонного моста (координаты -с.ш. 61.888901, в.д. 34.557339);

2) Заозерское сельское поселение, <...> километр дороги г. Петрозаводск - дер. Суйсарь (координаты - с.ш. 61.955694, в.д. 34.583018);

3) Заозерское сельское поселение, <...> километр дороги г. Петрозаводск - дер. Суйсарь (координаты - с.ш. 61.887287, в.д. 34.544726);

4) Заозерское сельское поселение, 1-й километр вдоль обочины дороги из с. Заозерье в дер. Суйсарь (координаты - с.ш. 61.884604, в.д. 34.359533).

В адрес Администрации Заозерского сельского поселения, Администрации Прионежского муниципального района были направлены уведомления от 25.04.2018 и от 28.06.2018 о необходимости ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов.

В связи с тем, что Администрацией Заозерского сельского поселения, Администрацией Прионежского муниципального района не обеспечена ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, ликвидация была осуществлена региональным оператором, заключившим с этой целью договоры подряда с ООО «Экоград-Петрозаводск» №01л/П от 26.05.2018, №02л/П от 30.06.2018, №03л/П от 02.07.2018, №04л/П от 07.07.2018.

Общая сумма, выплаченная истцом подрядчику по указанным договорам, составила 150 103 руб. 14 коп.

Взыскание данной задолженности производилось в рамках дела №А26-56/2019, в рамках которого истцу было отказано в удовлетворении требований.

В связи с чем претензией от 30.06.2021 № 2850 ООО «КЭО» потребовало от ответчика возмещения понесенных расходов, связанных с ликвидацией мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Поскольку Министерство от возмещения расходов отказалось, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных  участков,  обязаны  соблюдать  при  использовании земельных  участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным Кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу статей 1 и 2 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" (далее - закон № 1980-ЗРК) органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с п.п. 39,40 Положения Министерство предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов и на торгах.

Полномочие по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.

Таким образом, именно Министерство является надлежащим лицом по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Действующее законодательство в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами не ставит в зависимость обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов от наделения лица полномочиями по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В данном случае обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена именно на собственника земельного участка.

Правоотношения сторон были предметом рассмотрения спора по делу А26-56/2019, рассмотренному  с участием Министерства.

Как указал суд в решении, с учетом определенности компетенции органов исполнительной власти Республики Карелия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возложение на органы местного самоуправления поселения и района обязанности возмещения расходов на ликвидацию несанкционированной свалки за счет средств местных бюджетов, в отсутствие каких-либо государственных полномочий в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и соответствующего бюджетного финансирования, является недопустимым.

Довод Министерства о получении органами местного самоуправления дохода от передачи земель в аренду и дохода от продажи земельных участков, собственность на которые не разграничена, документально не подтвержден.

Материалами дела подтверждается, что истцом проведены работы по ликвидации несанкционированного размещения ТБО по указанным адресам в отсутствие заключенного с ответчиком договора.

Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составляет 150 103 руб. 14 коп. Представленный расчет проверен судом и признан правильным.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 11.04.2022  по делу №  А26-6670/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

                         К.В. Галенкина

С.М. Кротов