ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-1528/2021 от 03.03.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 марта 2021 года

Дело № А42-5461/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Протас Н.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (должника): не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-1528/2021 )  акционерного общества «Управление отходами» на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 24.12.2020 по делу № А42-5461/2020 , принятое

по заявлению  акционерного общества «Управление отходами»

к  Административной комиссии Октябрьского административного округа г.Мурманска

об оспаривании постановления,

установил:

акционерное общество «Управление отходами» (далее – заявитель, Общество, АО «Управление отходами») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск (далее – административный орган, Комиссия) от 17.06.2020 по делу                 № 694/07-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО), прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Решением от 24.12.2020 Арбитражный суд Мурманской области в удовлетворении требования акционерного общества «Управление отходами» об отмене постановления административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 17.06.2020 по делу № 694/07-05 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», отказать. В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по делу прекращено.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Общество не могло допустить загрязнение территории, поскольку не является собственником и образователем этих отходов и несет ответственность за обращение с отходами только с момента погрузки таких отходов в автотранспортное средство в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов (п. 13 Правил 1156), п. 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

По мнению подателя жалобы, то обстоятельство, что на дату 30.04.2020 в районе дома № 21 по пр. Ленина было выявлено скопление ГКО на контейнерной площадке, не свидетельствует о несвоевременном вывозе КГО.

Обязанность содержания в надлежащем санитарном состоянии контейнерных площадок, отнесенных к элементам благоустройства Правилами 7 благоустройства, возложена на правообладателей (п.10.3.1, 10.3.2 Правил благоустройства).

Податель жалобы указывает, что региональный оператор не является правообладателем и лицом, ответственным за содержание мест (площадок) накопления ТКО и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, на него не возложена обязанность обеспечения своевременной уборки таких площадок и непосредственно прилегающих к ним территорий. Таким образом, с учетом возложенных на регионального оператора обязанностей, АО «Управление отходами» не может нести ответственность за перенакопление ТКО на контейнерной площадке у дома № 21 по пр. Ленина в городе Мурманске, и несвоевременный вывоз ТКО.

АО «Управление отходами» не является лицом, ответственным за нарушения требований Правил благоустройства при оказании услуг по обращению с ТКО, а, следовательно, не является субъектом 8 административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», и не могло быть привлечено к административной ответственности.

Также податель жалобы считает, что отходы, выявленные на контейнерной площадке, не относятся к твердым коммунальным отходам.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.04.2020 в период времени с 11 час. 59 мин. по 12 час. 01 мин. ведущим специалистом Управления Октябрьского административного округа администрации города Мурманска совместно с помощником прокурора Октябрьского округа в ходе обследования территории Октябрьского административного округа города Мурманска в месте (площадке), для накопления твердых коммунальных отходов (включая крупногабаритные) расположенной у многоквартирного дома № 21 по пр. Ленина (далее – контейнерная площадка), выявлено: перенакопление крупногабаритных отходов (далее – КГО), в виде картонной тары, отходов по составу соответствующим отходам от ремонтно-строительных работ (стекла, обрезки линолеума, пришедшая в негодность мебель, картонная тара, фрагменты застывших строительных смесей, пенопласта, пришедшей в негодность сантехники, бой кирпича), сложенных навалом и складированных в мешки. В виду перенакопления указанного вида отходов, часть крупногабаритных отходов не помещается в сборник для КГО и находится за его пределами. Указанные отходы по составу соответствуют отходам, образующимся в процессе текущего ремонта жилищ и помещений в многоквартирных домах.

Результаты осмотра отражены в акте № 2852 от 30.04.2020 и приложенными к нему фототаблицей и видеозаписью.

На основании служебной записки начальника отдела по взаимодействию со структурами ЖКК и благоустройству управления Октябрьского административного округа города Мурманска № 384 от 08.05.2020 указанные материалы проверки переданы в отдел по контролю за исполнением административного законодательства (далее – Отдел) для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении.

Установив, что АО «Управление отходами» в лице Мурманского филиала, будучи региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с отходами на территории Мурманской области (включая своевременный вывоз отходов с мест их накопления), в нарушение пунктов 10.2.7.1, 10.2.7.2, 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства, не обеспечило своевременный вывоз крупногабаритных отходов с вышеуказанной контейнерной площадки, предназначенной для сбора твердых коммунальных отходов от жителей многоквартирных домов №№ 19, 21, 23, 25 по пр. Ленина, МКД № 2 по ул. Полярные Зори в соответствии с реестром (паспортизации) контейнерных площадок совместного пользования (таблица № 9.1.1) приложения № 1 к Постановлению администрации города Мурманска от 01.12.2014 № 3934 «Об утверждении Генеральной схемы очистки территории муниципального образования город Мурманск», что привело к перенакоплению отходов, складированию их вне сборника для КГО (вне установленного места), заместителем начальника отдела по контролю за исполнением административного законодательства управления Октябрьского административного округа города Мурманска, в присутствии представителя Общества по доверенности, в отношении АО «Управление отходами» составлен протокол № 26-11-03/408 от 29.05.2020 об административном правонарушении, ответственность за которое, предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Одновременно, указанный протокол с материалами дела об административном правонарушении передан в Комиссию для рассмотрения по подведомственности на основании определения.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении (о чем составлен соответствующий протокол по делу № 694/07-05 от 17.06.2020) Комиссия постановлением по делу № 694/07-05 от 17.06.2020 привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по административному делу, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявленных требований. В отношении требования Общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении суд посчитал, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи, с чем в указанной части производство по делу  прекратил.

Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации и не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Квалифицируя действия Общества по названной норме, заинтересованным лицом Обществу вменено нарушение пунктов 10.2.7.1, 10.2.7.2, 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства №40-712.

Согласно пункту 10.2.7.5 Правил благоустройства крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.

Согласно пункту 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.

В соответствии с пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства запрещается, в том числе, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.

Организацией, участвующей в обслуживании жилищного фонда города Мурманска, является Общество как региональный оператор, осуществляющий деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с реестром (паспортизации) контейнерных площадок приложения № 1 к постановлению Администрации города Мурманска от 01.12.2014 № 3934 «Об утверждении Генеральной схемы очистки территории муниципального образования город Мурманск», контейнерная площадка МКД № 21 по пр. Ленина предназначена для сбора отходов от МКД №№ 19, 21, 23, 25 по пр. Ленина, № 2 по ул. Полярные Зори.

В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В пунктах 11, 12 Правил 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.

При этом в силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

Таким образом, мебель, отходы от текущего ремонта жилых помещений (обои, гипсокартон, двери, окна) можно выносить в места сбора КГО, который подлежит вывозу региональным оператором. А отходы от капитального ремонта вывозятся по дополнительной заявке.

Факт нарушения указанных требований на момент осмотра Административной комиссией подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Довод заявителя жалобы о том, что находящиеся на контейнерной площадке отходы не относятся к твердым коммунальным отходам, вывоз которых осуществляется региональным оператором, в связи с чем у регионального оператора отсутствует обязанность по вывозу таких отходов, ввиду их отнесения к отходам капитального ремонта, апелляционным судом не принимается, поскольку доказательств того, что на спорной контейнерной площадке складируется мусор, образовавшийся в результате капитального ремонта зданий, в материалы в нарушении ст. 65 АПК РФ не представлено. Поскольку доказательств того, что спорный мусор относится к отходам от капитального ремонта не представлено, следовательно, дополнительных заявок на вывоз КГО не требовалось.

Доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия Обществом всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения материалы дела не содержат, в связи, с чем в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.

Довод заявителя о том, что мусор им вывозится по графику и в отсутствие заявок у него отсутствует обязанность по вывозу КГО судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание, поскольку данные доводы не заявлялись в суде первой инстанции и судом не оценивались, в связи с чем данное обстоятельство не оспаривалось заявителем.

В любом случае, КГО подлежат вывозу региональным оператором, который призван решать весь комплекс задач сферы обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой, обеспечить работу с несанкционированным складированием мусора, в том числе и в отсутствии заявок, разрешать данный вопрос с администрацией, в том числе путем взыскания дополнительно понесенных расходов в судебном порядке, но в любом случае свои обязанности по вывозу ТКО должен исполнить надлежащим образом, не допускать такого складирования и перенакопления ТКО.

Существенных нарушений, допущенных Административной комиссией при привлечении заявителя к административной ответственности, которые являлись бы безусловными основаниями для признания оспариваемого постановления незаконным судом не установлено.

Оспариваемое постановление вынесено органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в пределах сроков давности привлечения к ответственности.

Апелляционный суд не усматривает нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции и освобождения Общества от административной ответственности.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.      

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания АО «Управление отходами» учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, и применена ответственность, предусмотренная санкцией пункта 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО в виде административного штрафа в минимальном размере, отвечающая целям и принципам административной ответственности.

Требование Общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи, с чем в указанной части производство по делу судом первой инстанции правомерно прекращено.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта в данной части. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 24.12.2020 по делу №  А42-5461/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Н.И. Протас

 А.Б. Семенова