ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-1565/2022 от 07.04.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 апреля 2022 года

Дело № А56-63087/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   апреля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-1565/2022 )  ООО Корпорация "Новая Эра" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2021 по делу № А56-63087/2021(судья  Анисимова О.В.), принятое

по заявлению  ООО Корпорация "Новая Эра"

к  Балтийской таможне

о признании недействительным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью корпорация «НОВАЯ ЭРА» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным отказа Балтийской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 11.07.2021 в выпуске ДТ №10216170/010721/0194452.

Решением суда от 30.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным оспариваемый отказ Таможни. Податель жалобы указывает, что у Таможни не было оснований для запроса дополнительных документов и сведений, у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости, заявленной по спорной ДТ Общества, в связи с чем, отказ применения первого метода определения таможенной стоимости является незаконным.

В судебном заседании представитель Таможни просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество во исполнение внешнеэкономического контракта от 10.01.2021 № XSD-СН21-01-01, заключенного с компанией «YANTAINEWERAHEALTHINDUSTRYCO.,LTD» (Китай), ввезло на условиях поставки CPT Санкт-Петербург на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и задекларировало на Балтийском таможенном посту (Центре электронного декларирования) Балтийской таможни товары по ДТ №10216170/010721/0194441.

Таможенная стоимость товаров определена и заявлена декларантом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

01.07.2021 в целях проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра сроки выпуска товара задекларированного по ДТ№ 10216170/010721/0194441 продлены.

05.07.2021 при проведении контроля таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/010721/0194441, Балтийским таможенным постом (ЦЭД) обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Балтийским таможенным постом (ЦЭД) в тот же день (05.07.2021) направлен запрос документов и сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ № 10216170/010721/0194441, в части таможенной стоимости, со сроком до 29.08.2021.

Одновременно с направлением запроса документов и(или) сведений от 05.07.2021 Балтийский таможенный пост (ЦЭД) проинформировал декларанта о возможности произвести выпуск товаров, задекларированных по ДТ №10216170/010721/0194441, в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС.

06.07.2021 ООО «КОРПОРАЦИЯ «НОВАЯ ЭРА» посредством программного средства «АИСТ-М» представило имеющиеся в распоряжении документы, сведения, письменные пояснения.

08.07.2021 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) направлено уведомление о том, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в сроки выпуска, а также повторно проинформировала о возможности осуществления выпуска товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС.

09.07.2021 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) направлен запрос дополнительных документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ.

ООО «КОРПОРАЦИЯ «НОВАЯ ЭРА» представило имеющиеся в распоряжении дополнительные документы сведения, письменные пояснения.

В тот же день срок выпуска товаров, задекларированных по ДТ №10216170/010721/0194441, продлен на время, необходимое для предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин – 11.07.2021.

11.07.2021 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) принято решение об отказе в выпуске товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/010721/0194441, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.

Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в выпуске товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/010721/0194, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Выслушав представителя Таможни, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 1 статьи 310 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:

1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные не позднее чем за 4 часа до истечения срока, указанного в ТК ЕАЭС, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;

2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

Пунктом 6 статьи 325 ТК ЕАЭС определено, что при запросе документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи в целях подтверждения сведений, влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС. При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, определенных в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС, когда предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.

В соответствии с пунктом 12 статьи 325 ТК ЕАЭС в случае если проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС, в том числе в связи с непредставлением документов и (или) сведений в сроки, установленные пунктом 7 настоящей статьи, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС.

Пунктом 1 статьи 121 ТК ЕАЭС установлено, что выпуск товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров, производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере, определенном в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 65 и пунктами 5 и 6 статьи 75 ТК ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС при невыполнении условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 ТК ЕАЭС, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Балтийский таможенный пост (ЦЭД) дважды проинформировал декларанта о возможности произвести выпуск товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/010721/0194441, под обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (02.07.2021, 08.07.2021), а также направил уведомление о том, что проверка таможенных, иных документов и (или) сведений не может быть завершена в сроки выпуска товаров. Указанные действия соответствуют требованиям пунктом 6, 12 статьи 325 ТК ЕАЭС.

В связи с непредставлением декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин по рассматриваемой ДТ на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС 11.07.2021 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) принято решение об отказе в выпуске товаров.

Согласно данным КПС «Лицевые счета - ЕЛС» по ДТ № 10216170/010721/0194441 уплачены таможенные сборы за таможенное оформление в размере 3 100,00 руб.

В связи с принятым решением об отказе выпуске товаров проверка таможенных, иных документов и (или) сведений Балтийским таможенным постом (ЦЭД) не завершалась, решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10216170/010721/0194441, не принималось, что подтверждается:

-  отметкой в разделе 2 графы 43 ДТ № 10216170/010721/0194441 «2» -проводится дополнительная проверка (в соответствии с подпунктом 2 пункта 43 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 во втором подразделе графы указывается код признака корректировки таможенной стоимости в соответствии с классификатором решений по таможенной стоимости);

- отсутствием в ДТ № 10216170/010721/0194441 ДТС-2 и КДТ (в соответствии с пунктом 24 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» - КДТ и ее электронный вид, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости - также ДТС и ее электронный вид заполняются должностным лицом и направляются одновременно с решением).

Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Балтийского таможенного поста (ЦЭД) от 11.07.2021 об отказе в выпуске товара, задекларированного по ДТ N 10216170/010721/0194452, является правомерным.

Доводы Общества о том, что судом не дана оценка основанию проведения дополнительной проверки таможенной стоимости подлежат отклонению, поскольку действия Балтийского таможенного поста (ЦЭД) по запросу документов и (или) сведений от 05.07.2021 по ДТ № 10216170/010721/0194441, не заявлялись Обществом в качестве предмета спора в рамках рассматриваемого судебного дела, а, следовательно, не входят в предмет доказывания.

Довод Общества о необоснованности запроса документов и (или) сведений от 05.07.2021 в суде первой инстанции также не приводился.

Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее в настоящей статье - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

Пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

В соответствии с пунктом 4 статьи 310 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:

а) выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС;

б) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;

в) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;

г) выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;

д) наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем;

е) наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).

При проведении контроля таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ № 10216170/010721/0194441, Балтийским таможенным постом (ЦЭД) обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены .

В результате анализа заявленной таможенной стоимости, с имеющей в таможенном органе ценовой информацией выявлены поставки по стоимости, значительно превышающей заявленную таможенную стоимость товара организацией.

В запросе документов и (или) сведений от 05.07.2021 таможенным органом указаны признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе и такой признак недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, как отклонение заявленной величины таможенной стоимости декларируемых в ДТ № 10216170/010721/0194441 товаров, от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, который соответствует признаку, поименованному в пункте 5 Положения.

Указанный признак свидетельствуют о возможной недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости рассматриваемого товара.

Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определен должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товаров, их назначения, а также иных обстоятельств; запрос документов и (или) сведений соответствует требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Документы, запрошенные таможенным органом, поименованы в пункте 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Таким образом, таможенным органом обосновано направлен запрос документов и (или) сведений от 05.07.2021 в целях проверки заявленной таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10216170/010721/0194441.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.

 Положенные в основу апелляционной жалобы и дополнений к ней доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 30 декабря 2021 года по делу №  А56-63087/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью корпорация «НОВАЯ ЭРА» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева