ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-15677/2022 от 04.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 сентября 2022 года

Дело № А42-1555/2022

Резолютивная часть постановления объявлена    августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Семакиной Т.А.

при участии: 

от заявителя: предст. Иванов А.Г. – доверенность от 23.11.2021 (онлайн)

от заинтересованного лица: не явился (извещен)

от третьих лиц: 1) предст. Кравченко Е.А. – доверенность от 01.02.2022 (онлайн)

2) не явился (извещен)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-15677/2022 ) Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области на решение  Арбитражного суда   Мурманской области от 12.04.2022 по делу № А42-1555/2022 (судья Алексина Н.Ю.), принятое

по заявлению акционерного общества «Мурманская областная электросетевая компания»

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

третьи лица:  общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Зевс», акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»

об оспаривании решения и предписания по делу № 051/07/3-63/2022  

установил:

Акционерное общество «Мурманская областная электросетевая компания» (далее – заявитель, АО «МОЭСК», Заказчик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление, Мурманское УФАС) о признании недействительными решения и предписания по делу № 051/07/3-63/2022.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Зевс» (далее – ООО «Торговый Дом Зевс»), акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов».

Решением суда первой инстанции от 12.04.2022 заявленные АО «МОЭСК» требования удовлетворены; суд признал недействительным решение и предписание Мурманского УФАС по делу № 051/07/3-63/2022.

В апелляционной жалобе Мурманское УФАС просит решение суда первой инстанции от 12.04.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных АО «МОЭСК» требований. Податель жалобы полагает, что антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), пункта 14(3) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение № 1352), поскольку закупочная документация не содержала условия по оплате товара для участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в связи с чем отклонение заявки ООО «Торговый Дом Зевс» по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов на участие в запросе котировок от 28.01.2022, являлось неправомерным. По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что закупка проводилась на общих основаниях, без установленных ограничений, а не как закупка для субъектов малого и среднего предпринимательства, не свидетельствует о том, что Заказчик не должен предусмотреть в проекте контракта, закупочной документации, условие оплаты поставленного товара субъекту малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями Положения № 1352.

В судебном заседании 04.08.2022 представитель АО «МОЭСК» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель ООО «Торговый Дом Зевс» поддержал доводы апелляционной жалобы и доводы изложенные в своем отзыве.

Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не представили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутсвие.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17.01.2022 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://zakupki.gov.ruАО «МОЭСК» опубликовано извещение №32211039675  о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора поставки кабельно-проводниковой и электротехнической продукции.

Указанная закупка проводилась в соответствии с Законом № 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «МОЭСК», утвержденным решением Совета директоров (протокол № 3 от 19.12.2018) и на основании документации о проведении запроса котировок к электронной форме (далее – Документация).

Согласно протоколу рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов на участие в запросе котировок от 28.01.2022 закупочная комиссия АО «МОЭСК» отказала в допуске к участию в запросе котировок ООО «Торговый Дом Зевс» в связи с несоответствием заявки требованиям котировочной документации, а именно: в коммерческом предложении в составе заявки ООО «Торговый Дом Зевс» указало срок оплаты товара в течение 15 рабочих дней с даты приемки товара, что не соответствовало сроку оплаты, установленному в закупочной документации и пункте 2.4 раздела 2 Приложения № 4 к Документации  (Проект договора), которым предусмотрено, что оплата фактически принятого товара производится покупателем в течение 60 календарных дней с даты приемки товара.

ООО «Торговый Дом Зевс» обратилось в Мурманское УФАС с жалобой на действия  Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме по извещению № 32211039675, в которой ссылалось на необоснованное отклонение заявки ООО «Торговый Дом Зевс» от участия в запросе котировок.

  Решением Мурманского УФАС от 15.02.2022 по делу № 051/07/3-63/2022 жалоба ООО «Торговый Дом Зевс» признана обоснованной; в действиях Заказчика признано нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, пункта 14(3) Положения № 1352.

Мурманское УФАС также вынесло предписание от 11.02.2022 по делу №051/07/3-63/2022, которым Заказчику предписано устранить нарушение путем отмены протокола рассмотрения, оценки и подведения итогов на участие в запросе котировок от 28.01.2022 и повторного рассмотрения заявок с учетом выявленных антимонопольным органом нарушений.

Не согласившись с решением и предписанием Мурманского УФАС по делу  №051/07/3-63/2022, АО «МОЭСК» обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные АО «МОЭСК» требования.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 12.04.2022 в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшим заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в числе прочего, форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги (пункт 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ).

В силу пункта 3 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками.

Положение № 1352 устанавливает особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - закупки), годовой объем закупок, который такие виды юридических лиц обязаны осуществить у указанных субъектов, а также порядок расчета годового объема закупок.

Пунктом 4 Положения № 1352 установлено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ, торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 14(3) Положения № 1352 определено, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения об особенностях, то закупки, участниками которых являются любые лица, срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Как следует из материалов дела, согласно протоколу рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов на участие в запросе котировок от 28.01.2022 закупочная комиссия АО «МОЭСК» отказала в допуске к участию в запросе котировок ООО «Торговый Дом Зевс» в связи с несоответствием заявки требованиям котировочной документации, а именно: в коммерческом предложении в составе заявки ООО «Торговый Дом Зевс» указало срок оплаты товара в течение 15 рабочих дней с даты приемки товара, что не соответствовало сроку оплаты, установленному в закупочной документации и пункте 2.4 раздела 2 Приложения № 4 к Документации  (Проект договора), которым предусмотрено, что оплата фактически принятого товара производится покупателем в течение 60 календарных дней с даты приемки товара.

Управление пришло к выводу о том, что в нарушение пункта 14.3 Положения № 1352 Документация не содержала условия по оплате товара для участников, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в связи с чем отклонение заявки ООО «Торговый Дом Зевс» по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов на участие в запросе котировок от 28.01.2022, являлось неправомерным.

Между тем, как обоснованно заключил суд первой инстанции, основываясь на материалах дела, спорный запрос котировок в электронной форме по извещению  №32211039675 проводился АО «МОЭСК» на общих основаниях, а не как закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения № 1352. При этом ни Документация, ни проект договора (Приложение № 4 к Документации) не содержат каких-либо ограничений и положений о заключении договора с субъектом малого и среднего предпринимательства.

Ввиду отсутствия в Документации указанного ограничения в отношении ее участников вывод Управления о необходимости соблюдения условия об оплате заказчиком поставленного товара в срок, составляющий не более чем в течение 15 дней с даты подписания им документов о приемке работ, субъектам малого и среднего предпринимательства является ошибочным.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, декларирование ООО «Торговый Дом Зевс» в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства не могло являться основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в пункте 14(3) Положения № 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.

При таких обстоятельствах заявка ООО «Торговый Дом Зевс» была правомерно отклонена в связи с несоответствием требованиям подпункта 2.4 раздела 2 Приложения № 4 к Документации в части срока оплаты, что отражено в протоколе от 28.01.2022 рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов на участие в запросе котировок.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал неправомерным вывод Управления о наличии в действиях АО «МОЭСК» (Заказчика) нарушения пункта 6 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и пункта 14(3) Положения №1352, в связи с чем правомерно признал недействительными решение и предписание Мурманского УФАС по делу № 051/07/3-63/2022.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда от 12.04.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 12 апреля 2022 года по делу № А42-1555/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

 А.Б. Семенова