ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
29 июля 2015 года | Дело № А56-77126/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца: ФИО2, доверенность от 27.06.2014;
от ответчика: ФИО3, доверенность от 29.12.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-16041/2015 ) общества с ограниченной ответственностью «Госэнергосеть» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2015 по делу № А56-77126/2014 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью «Госэнергосеть»
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия, выразившегося в не утверждении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям на 2014, 2015 в предусмотренные нормативными актами сроки, об обязании Комитет установить индивидуальные тарифы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Госэнергосеть» (далее – ООО «Госэнергосеть») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – далее, Комитет, заинтересованное лицо), выразившемся в не утверждении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям на 2014, 2015 годы в предусмотренные нормативными актами сроки и об обязании Комитета установить индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям ООО «Госэнергосеть» на территории Санкт-Петербурга на 2014 и 2015 в течение 30 календарных дней с даты вступления решения Арбитражного суда в силу.
Решением от 27.04.2015 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области оставил заявление без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО «Госэнергосеть» просит решение суда от 27.04.2015 отменить, заявление удовлетворить. ООО «Госэнергосеть» считает, что договор на передачу электрической энергии со смежной сетевой организацией не входит в перечень обязательных документов для утверждения индивидуального тарифа, пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 предусматривает право собственника электросетевого хозяйства по оказанию услуг по передаче электрической энергии после установления для них тарифа. Таким образом, до установления тарифа возникают сложности по заключению договора со смежной сетевой организацией. Комитет не воспользовался правом сбора данных об объемах отпуска электрической энергии у потребителей электрической энергии и гарантирующего поставщика. ООО «Госэнергосеть» не наделено полномочиями по сбору испрашиваемых комитетом сведений. Данные согласованной заявленной мощности представлены в распоряжения Комитета. ООО «Госэнергосеть» полагает, что трансформаторная подстанция не является электросетевым оборудованием и не подлежит регистрации в государственном реестре прав на недвижимое имущество, в связи с чем находит несостоятельным вывод суда о нарушении заявителем закона о регистрации договоров аренды электросетевого хозяйства.
Податель жалобы отметил, что до даты установления ему тарифов, ООО «Госэнергосеть» не имеет статуса сетевой организации, правила утверждения инвестиционных программ не распространяют действия на лиц, не являющихся субъектами электроэнергетики, тариф может быть уменьшен на расходы не принятой инвестиционной программы. В заключение, ООО «Госэнергосеть» предположило, что отказ в утверждении тарифа после открытия тарифного дела (открывается при наличии всех документов, предусмотренных пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила № 1178), не допустим и не соответствует закону.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2015 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что решением правления Комитета от 12 мая 2014 года № 189 и № 194 открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Госэнергосеть» на территории Санкт-Петербурга на 2014год и на 2015год соответственно.
В период с 12.05.2014 по ноябрь 2014 года Правлением ежемесячно продлевались сроки проведения экспертизы по формированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии по причине продления сроков проведения экспертизы, и соответственно установления индивидуальных тарифов, и не представления ООО «Госэнергосеть» в Комитет согласованных с ОАО «Петербургская сбытовая компания» балансов электрической энергии и мощности.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по состоянию на дату подачи иска в суд не утверждены.
Полагая, что указанное Правлением основание для продления сроков проведения экспертизы является незаконным, ООО «Госэнергосеть» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Порядок исполнения такого договора устанавливается Правилами № 861.
Услуги по передаче электрической энергии являются естественно-монопольной деятельностью, подлежащей государственному ценовому регулированию. Тарифы на эти услуги устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 42, 46 - 48 Правил № 861).
Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178). Услуги по передаче электроэнергии оплачиваются только по установленным государством ценам.
Индивидуальный тариф для расчетов за услуги по передаче электрической энергии обществу не установлен, истец не имеет статуса сетевой организации и в силу пункта 6 Правил № 861 не может требовать плату за переток через свои объекты электрической энергии для потребителей.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила регулирования) установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с Пунктом 18 Правил регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 указанных Правил. Цены (тарифы) в отношении таких организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов определен п. 17 Правил регулирования.
Пунктом 8 Правил регулирования определено, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.
Решениями Правления Комитета, оформленными протоколами заседаний Правления от 12.05.2014 № 189 и № 194, были открыты дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Госэнергосеть» на 2014 и 2015-2017 годы, определены методы расчета тарифов.
По результатам анализа представленных документов в п. 3 протокола № 189 было указано на отсутствие в составе представленных обосновывающих материалов ряда документов, предусмотренных п. 17 Правил регулирования, в том числе договора (проекта договора) на осуществление регулируемой деятельности (оказание услуг по передаче электрической энергии), определенного п.п. 13 п. 17 Правил регулирования в качестве документа подтверждающего осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности.
Согласно п. 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 (далее - Основы ценообразования) органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России), устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы, тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 определено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:
- двухставочный;
- одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт/ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) и прогнозным балансом, а также величина технологического расхода (потерь), определенная в соответствии с пунктами 34 и 38 указанных Правил.
В соответствии с п. 47 Правил недискриминационного доступа заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке:
в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 данных Правил;
в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) указанного акта, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную службу по тарифам и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, не завершена.
Согласно п. 27 Правил регулирования решение органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой ФСТ России.
Форма принятия решений органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов утверждена приказом ФСТ России от 28.03.2013 №313-э. Приложением 12 к указанной форме определен формат решения органа регулирования субъекта РФ об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Пунктом 2 примечания к данному приложению установлено, что индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам.
Таким образом, действующим законодательством в качестве основного источника информации о величинах, необходимых в соответствии с Основами ценообразования для расчета экономически обоснованного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии является договор, заключенный в соответствии с Правилами недискриминационного доступа между смежными сетевыми организациями.
Ввиду отсутствия в составе поданных с заявлением об установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии обосновывающих материалов договора (проекта договора) на оказание услуг по передаче электрической энергии, непредставления указанного договора (проекта договора) Заявителем после открытия дела об установлении тарифов, а также с учетом отсутствия в составе обосновывающих материалов иных документов, указанных в п. 17 Правил регулирования Комитетом, в извещении об открытии дела (исх. от 15.05.2014 №01-14-1320/14-0-0), было предложено Заявителю представить в срок до 23.05.2014 недостающие материалы.
Пунктом 22 Правил регулирования на регулирующий орган возложена обязанность проведения экспертизы предложений об установлении цен (тарифов), которая должна предшествовать установлению тарифов. Подпунктом 1 п. 23 Правил регулирования одним из требований к экспертному заключению является оценка достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов).
Ввиду отсутствия в составе представленных Заявителем обосновывающих материалов договора (проекта договора) на оказание услуг по передаче электрической энергии, Комитетом с целью получения достоверной информации об объемах планируемых к оказанию услуг были направлены запросы в адрес ОАО «Петербургская сбытовая компания», а также арендодателей, предоставивших Заявителю в аренду сетевое оборудование, указанное в представленных Обществом договорах аренды, были направленные запросы с целью получения объективной информации необходимой для расчета тарифов.
В результате ответов полученных Комитетом от арендодателей сетевого оборудования было установлено, что, по крайней мере, 1 из представленных Заявителем договоров аренды является недействующим (вх. от 23.05.2014 №01-14-1959/14-0-0). Также в Комитет поступила информация о расторжении единственного представленного Обществом в составе обосновывающих материалов договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключенного Заявителем с ЗАО «Энергия-Аудит» (вх. от 19.05.2014 №01-14-1842/14-0-0).
С учетом представленных Обществом в составе обосновывающих материалов договоров аренды, в частности сроков действия договоров (более 1 года) и наличия в составе арендуемого электросетевого оборудования имущества, отнесенного, согласно п. 1.1 раздела III Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии Перечень видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 №295, к недвижимому, Комитетом также направлялись запросы в государственные органы уполномоченные осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ни по одному из представленных договоров аренды информация о государственной регистрации прав аренды за Заявителем в Комитет не поступила.
Данное обстоятельство обусловило необходимость включения в состав запрашиваемых в соответствии с п. 19 Правил регулирования обосновывающих материалов требования о согласовании сведений об объемах полезного отпуска электроэнергии и мощности с энергосбытовыми компаниями (протокол рабочего совещания от 06.06.2014 №187-ГС), а также о согласовании предусмотренных п. 17 Правил регулирования балансов электрической энергии и мощности с ОАО «Петербургская сбытовая компания».
Неисполнение Заявителем запросов Комитета в полном объеме обусловило необходимость продления установленных при открытии дела об установлении тарифов сроков проведения экспертизы (протокол от 12.05.2014 №189). Невозможность проведения экспертизы повлекла за собой невозможность утверждения экономически обоснованных тарифов.
Подпунктом 10 п. 17 Правил регулирования в составе обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, указана инвестиционная программ (проект инвестиционной программы).
Пунктами 3 и 4 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики", "Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики", утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 (далее - Правила утверждения инвестпрограмм) утверждены требования к содержанию инвестпрограмм, а также установлено, что инвестпрограммы должны представляться по форме, утвержденной приказом Минэнерго России от 24.03.2010 № 114.
Пунктом 5 указанных Правил на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность по возврату инвестпрограммы не позднее 5 рабочих дней со дня ее поступления в случае ее представления не в полном объеме или не по установленной форме.
На субъект электроэнергетики в свою очередь возложена обязанность по повторному представлению инвестиционной программы не позднее 10 рабочих дней со дня получения замечаний органа исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с данной нормой Комитет возвратил 22.07.2015 (исх. №01-14-1922/14-1-1) поступивший в Комитет 17.07.2015 проект инвестпрограммы Заявителя в связи с несоответсвием требованиям п.3,4 Правил утверждения инвестпрограмм.
Таким образом, на момент завершения рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Госэнергосеть» основания для установления тарифов в соответствии с п. 18 Правил регулирования у Комитета отсутствовали ввиду представления Заявителем неполного пакта обосновывающих материалов, предусмотренных п. 17 Правил регулирования.
В дополнении к исковому заявлению Общество ошибочно интерпретирует положения Правил регулирования, полагая, что предоставление полного комплекта документов, предусмотренного п. 17 Правил регулирования, является как основанием для установления тарифов, так и основанием для открытия дела.
Пунктом 20 Правил регулирования установлен 14-дневный срок для направления в адрес организации обратившейся в орган регулирования с заявлением об установлении тарифов извещения об открытии тарифного дела. Аналогичный срок для направления извещения об отказе в открытии дела установлен п. 28 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней..., утвержденного приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э (далее - Регламент).
В качестве единственного основания для отказа в открытии дела п. 9.1 Правил регулирования и п. 5 Регламента определено неопубликование регулируемой организацией предложения о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 или несоответствие опубликованного предложения предложению, представляемому в орган регулирования.
Представление неполного пакета обосновывающих материалов, предусмотренных п. 17 Правил регулирования, ни указанными Правилами, ни Регламентом не определено в качестве основания для отказа в открытии дела либо в продлении 14-дневного срока, отведенного на принятие органом регулирования решения об открытии дела либо об отказе в открытии дела.
В то же время, п. 18 связывает выполнение требований п. 17 в полном объеме с обязанностью органа регулирования установить соответствующий тариф. Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Абзацем 13 п. 12 Основ ценообразования установлено, что в отношении территориальных сетевых организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается.
С учетом данного требования законодательства Правлением Комитета 17.12.2014 было принято решение о прекращении рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015-2017 годы (ввиду невозможности применения долгосрочного метода регулирования тарифов) и открытии дела об установлении тарифов на 2015 год методом экономически обоснованных расходов (затрат).
В ноябре 2014 года Комитет направлял информацию по рассмотрению дел об установлении тарифов для ООО «Госэнергосеть» на 2014-2017 г. в ФСТ России в связи с заявлением, направленным в указанный федеральный орган Заявителем. По имеющейся информации в письме, направленном ФСТ России в адрес Общества по результатам рассмотрения объяснений Комитета, нарушений в действиях Комитета, оспариваемых в рамках настоящего арбитражного дела, выявлено не было.
Вопреки доводам подателя жалобы нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2015 по делу № А56-77126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | С.И. Несмиян | |
Судьи | Т.В. Жукова Н.М. Попова |