ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-16476/2018 от 24.07.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

938/2018-355862(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Глазкова Е.Г.
судей Савиной Е.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Липняговой Е.С.
при участии:
от истца: представитель Братухина Ю.М. по доверенности от 15.04.2018
от ответчика: представитель Дружинина К.В. по доверенности от 09.01.2018

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-16476/2018) ТСЖ "Александра" 

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 04.06.2018 по делу № А56-25841/2016 (судья Томпакова Г.Н.), принятое 

по иску ТСЖ "Александра"
к ООО "Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство"
об обязании передать документацию

установил:

Товарищество собственников жилья «Александра» (адрес: Россия 188992, г.  Светогорск, Ленинградская обл., Выборгский р-н, ул. Гарькавого, 8, ОГРН:   1164704053360, далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной  ответственностью «Светогорское жилищно-коммунальное хозяйство» (адрес:   Россия 188990, г. Светогорск, Ленинградская обл., Выборгский р-н, ул. Рощинская,  2, ОГРН: 1034700875681, Общество) об обязании передать по акту приема  передачи товариществу собственников жилья «Александра» техническую  документацию и иные документы на многоквартирный дом по адресу:  Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Гарькавого, д. 8 (далее  - МКД), а при отсутствии документов обязать Общество восстановить данные 


документы. Также истец просит в целях побуждения должника к своевременному  исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание  должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного  акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не  связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), присудить ТСЖ «Александра»  с ООО «СЖКХ» денежные средства на случай неисполнения соответствующего  судебного акта (судебную неустойку) в размере 20 000 руб., начисляемые за каждый  день неисполнения судебного решения, с момента истечения 10-дневного срока  после вступления решения в законную силу. 

При рассмотрении дела в суде первой инстанции судом приняты уточнения  исковых требований, в которых Товарищество просит обязать ответчика передать  истцу по акту приема передачи техническую документацию и иные документы на  многоквартирный дом по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г.  Светогорск, ул. Гарькавого, д. 8, а при отсутствии документов обязать ответчика  восстановить данные документы: 

технический паспорт дома в форме, предусмотренной действующим в  настоящее время законодательством о техническом учете и технической  инвентаризации объектов капитального строительства, содержащий актуальные  сведения (не позднее 5 лет); 

документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и  сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении  помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными)  приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном   индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики,  год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического  состояния и последнего контрольного снятия показаний; 

документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по  проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества  собственников помещений в многоквартирном доме, за 3 последних года до даты  подачи иска; 

акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций,  приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного  оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме,  конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и  ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на  земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их  эксплуатационных качеств установленным требованиям за последние 5 лет  управления; 

акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей,  электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,  теплоснабжения, газоснабжения; 

ордер № 42893/8 от 23.03.1987;

архивные карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях  (форма № 9) и архивные карточки поквартирного учета (форма № 10); 

акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта  готовности многоквартирного дома к отопительному периоду за периоды: 2012-2013  гг., 2013-2014 гг., 2015-2016 гг.; 

копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная  органом осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного  кадастра; 

план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000;


выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на  объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; 

документы, в которых указаны содержание и сфера действия сервитута или  иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией  (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества, на котором  отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении,  относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); 

списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а  также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании  договоров (по решению общего собрания собственников помещений в  многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства  Российской Федерации о защите персональных данных; 

документы (акты) о приемке работ по капитальному ремонту общего  имущества в многоквартирном доме; 

акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;   протоколы измерения электросетей; 

предписания и заключения уполномоченных федеральных органов  исполнительной власти, а также реестр писем органов исполнительной власти,  находившийся на рассмотрении за 2013-2016 годы; 

акты весеннего и осеннего осмотров за 2012-2015года;

сметы, дефектные ведомости и акты выполненных работ по конструктивным  элементам за 2013-2016 г.; 

схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального  отопления и электроснабжения; 

протоколы измерения вентиляции;

заверенные копии журналов заявок собственников (жителей);   реестр договоров с ресурсоснабжающими, подрядными и прочими  организациями по предоставлению жилищно-коммунальных услуг; 

реквизиты финансово-лицевых счетов по каждому жилому помещению  (квартире, комнате) за весь период управления ООО «СЖКХ», на бумажном  носителе, заверенные надлежащим образом руководителем общества, с историей  начисления; 

информация о льготниках и получателях субсидий на оплату жилищно- коммунальных услуг; 

заверенную копию пожарной декларации за последний отчетный период;

журнал учета заявлений о регистрации по месту пребывания. 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 22.12.2016 исковые требования об обязании передать по акту приема- передачи техническую документацию и иные документы на многоквартирный дом по  адресу: 188992, Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул.  Гарькавого, д.8 были удовлетворены. 

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  17.04.2017 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 22.12.2016 по делу № А56-25841/2016 изменено в части присуждения  денежных средств на случай неисполнения судебного акта. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.08.2017  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  22.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  17.04.2017 по делу № А56-25841/2016 отменены, дело направлено на новое  рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области 


При новом рассмотрении решением от 04.06.2018 арбитражный суд первой  инстанции отказал в удовлетворении иска. 

Решение обжаловано Товариществом в апелляционном порядке. Податель  жалобы просит отменить обжалуемое решение и удовлетворить исковые  требования в полном объеме. 

По мнению подателя жалобы, в рамках повторного разбирательства по делу,  судом первой инстанции не учтены указания арбитражного суда кассационной  инстанции, суд не верно применил указания арбитражного суда кассационной  инстанции, в части обязанности по хранению технической и иной документации  оформленной до 07.01.2016 (в связи с внесением постановлением Правительства  Российской Федерации от 25.12.2015 № 1434 изменений в Правила № 491), а  именно: сметах, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по  содержанию общедомового имущества МКД, оформленные до 07.01.2016.  Умышленное уничтожение технической и иной документации, по мнению заявителя,  не может служить основанием для освобождения ответчика об обязанности  восстановить ее и передать по акту истцу; а вывод суда об освобождения ответчика  от данной обязанности противоречит пунктам 21, 22 Правил осуществления  деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416. Заявитель полагает, что  законодательно установлена презумпция наличия у предыдущей управляющей  компании, документов, содержащихся в пунктах 24, 26 Правил № 491, пунктах 1.5.11.5.3 Правил № 170, имеющих актуальные данные о составе и состоянии общего  имущества собственников помещений в многоквартирном доме. По мнению  подателя жалобы, выводы суда ошибочно основываются на истечении сроков  хранения документации, поскольку данный вывод не соответствует нормам  действующего законодательства, а именно не соответствует Приказу Министерства  культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых  управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности  государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с  указанием сроков хранения" (с изменениями и дополнениями), а также ст. 204 ГК  РФ. заявитель указывает, что выводы суда основаны на отсутствии в деле  надлежащим образом заверенных копий, на которые суд ссылается в обоснование  принятого судебного акта. Податель жалобы утверждает, что вывод суда первой  инстанции, что ходе судебного разбирательства установлено и не отрицается  истцом, что ответчиком по актам приема-передачи передана следующая  техническая документация на многоквартирный дом: «- технический паспорт,  содержащий актуальные сведения, передан (что подтверждается актом от 26  апреля 2016 года (т. 1 л.д. 96). Сведения, отраженные в техническом паспорте  являются актуальными, поскольку никаких существенных конструктивных либо иных  изменений в МКД не производилось, реконструкций, модернизаций, перепланировок  не осуществлялось, капитальный ремонт дома не производился (т. 2 л.д. 15). -  архивные карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях (Форма   № 9) и архивные карточки поквартирного учета (форма № 10) (акт от 26.04.2016 г.)  (т.1 ст. 97-99. т.1 стр. 102-1051: - схемы внутридомовых сетей водоснабжения,  канализации, центрального отопления и электроснабжения (акт от 26.04.2016 .) (т.1  л.д. 100)» – не соответствует действительности и фактическим доказательствам,  материалам дела. Передача данных документов документально не подтверждена,  поскольку в материалы дела не представлен соответствующий акт в отношении  передачи и приема данных документов. По мнению подателя жалобы, суд первой  инстанции не применил закон, подлежащий применению, в части определения  состава истребуемой документации, а также не принял во внимание положения 


части 3 статьи 8 АПК РФ, частей 2, 4 и 7 статьи 71 АПК РФ. По мнению заявителя,  суд, возложив на товарищество бремя доказывания факта наличия у ООО «СЖКХ»  истребуемой документации, счел, что товарищество не доказало данный факт, и,  руководствуясь нормами жилищного законодательства, пришел к выводу об  отсутствии у ООО «СЖКХ» обязанности восстановить и передать документацию  товариществу, что, как полагает податель жалобы, противоречит, правовой позиции,  содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.03.2010 № 17074/09. 

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Ответчик возражал против удовлетворения жалобы.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц,  участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит  оснований для ее удовлетворения. 

Согласно материалам дела, общим собранием собственников помещений  МКД, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светогорск,  ул. Гарькавого, д. 8, принято решение об изменении способа управления данным  домом, создании Товарищества для управления МКД и о расторжении договора  управления с Обществом с даты государственной регистрации Товарищества как  юридического лица. 

На основании решения общего собрания собственников помещений  (протокол от 04.03.2016 № 1/2016) Товарищество в соответствии с частями 2 и 3  статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)  осуществляет управление МКД. 

Письмами от 16.03.2016 и от 21.03.2016 истец уведомил ответчика об  изменении способа управления МКД, а также обратился с просьбой передать  техническую документацию на указанный дом. 

Ссылаясь на отказ Общества передать техническую документацию,  Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

В рамках кассационного разбирательства по делу, судом установлено, что  после направления Товариществом искового заявления ответчик передал истцу по  актам приема-передачи от 26.04.2016 часть истребуемых у него документов, в том  числе технический паспорт на МКД с экспликацией и поэтажными планами,  договоры социального найма и ордера, копию журнала выдачи ордеров, карточки  регистрации по месту жительства в жилых помещениях (форма № 9) и карточки  поквартирного учета (форма № 10), технорабочий проект жилого дома № 22, а  также справку о том, что работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД  за период с 01.11.2008 по настоящее время не проводились и справку об отсутствии  неисполненных предписаний и заключений уполномоченных федеральных органов  исполнительно власти. 

Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать  дней до прекращения договора управления МКД обязана передать техническую  документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы  вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья  либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому  кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом  собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников,  указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа  управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому  собственнику помещения в таком доме. 

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на  МКД, перечислен в пунктах 24 и 26 Правил № 491, в пунктах 1.5.1 – 1.5.3 Правил и 


норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением  Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170). 

Порядок передачи технической документации на МКД и иных документов,  связанных с управлением этим домом, предусмотрен пунктами 18-23 Правил  осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013   № 416 (далее – Правила № 416). 

Согласно пунктам 24 и 26 Правил № 491 5 А56-25841/2016 включает в себя:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о  состоянии общего имущества; 

б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки  состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического,  электрического, санитарнотехнического и иного оборудования, обслуживающего  более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей  многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций  многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других  частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств  установленным требованиям; 

В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным  домом, включаются: 

а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная  органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного  кадастра; 

б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах  на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; 

в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия  градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для  многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт  которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного  после установления Правительством Российской Федерации формы  градостроительного плана земельного участка); 

г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута  или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей  организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого  имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или  иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии  сервитута); 

д) проектная документация (копия проектной документации) на  многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство  (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); 

е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы,  перечень которых установлен решением общего собрания собственников  помещений. 

В соответствии с пунктом 27 Правил № 491 ответственные лица обязаны в  установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать,  хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные  документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением  общим имуществом. 

Согласно пунктам 1.5.1 – 1.5.3 Правил № 170 в состав технической  документации длительного хранения входит: 


план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями,  расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные  чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; 

акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда  другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации,  центрального 6 А56-25841/2016 отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.  (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); 

паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового  хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; 

исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих  заземление). 

Техническая документация длительного хранения должна корректироваться  по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов,  проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п. 

В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия,  входят: 

сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
акты технических осмотров;

журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; 

протоколы измерения вентиляции.

Отменяя судебные акты по настоящему делу, суд кассационной инстанции  указал на следующее. 

Суд первой инстанции, установив при рассмотрении дела, что ответчик  передал истцу по актам приема-передачи от 26.04.2016 технический паспорт,  заверенную копию журнала выдачи ордеров, а также представил справки о том, что  работы по капитальному ремонту общего имущества МКД за период с 01.11.2008 по  настоящее время не проводились и что неисполненные предписания и заключения  уполномоченных федеральных органов исполнительной власти отсутствуют, в  мотивировочной части решения от 22.12.2016 указал на необоснованность данных  требований истца. 

Вместе с тем, в резолютивной части судебного акта перечисленные  документы не были исключены из перечня документов, которые ответчик обязан  передать истцу по акту приема-передачи. 

Кроме того, обязав Общество передать Товариществу документы, не  включенные до внесения постановлением Правительства Российской Федерации от  25.12.2015 № 1434 изменений в Правила № 491 (действующих с 07.01.2016) в  перечень технической документации, суд не учел, что обязанность по передаче  технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД, в  силу части 10 статьи 162 ЖК РФ и пунктов 18-22 Правил № 416 возникла у ответчика  до внесения изменений в Правила № 491. Следовательно, истребование у  ответчика документов, обязанность по хранению и передаче которых у него до  07.01.2016 отсутствовала (сметы, описи работ по проведению текущего ремонта,  оказанию услуг по содержанию общедомового имущества МКД, оформленные до  07.01.2016), является необоснованным. 

Суды также не учли, что часть истребуемых Товариществом в рамках  заявленного иска документов в соответствии с пунктом 1.5.3 Правил № 170  относится к документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия. 

При таких обстоятельствах возложение на ответчика обязанности передать  документы, которые он не должен хранить, противоречит пункту 1.5.3 Правил № 170  и не отвечает принципу исполнимости принятого судебного акта. 


Также суд кассационной инстанции указал, что нельзя признать  обоснованным обязание Общества передать Товариществу копию кадастрового  плана земельного участка. Данная обязанность возложена судом на ответчика в  отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что земельный  участок, на котором расположен МКД, был сформирован и сведения о нем внесены  в земельный кадастр. 

При новом рассмотрении, отказывая в удовлетворении исковых требований,  суд первой инстанции исходил из следующего. 

Судом первой инстанции установлено, что ООО «СЖКХ» прекратило  обслуживание многоквартирного дома с апреля 2016 года. 

Обществом по актам приема-передачи передана следующая техническая  документация на многоквартирный дом: 

- технический паспорт, содержащий актуальные сведения, передан (что  подтверждается актом от 26.04.2016 (т. 1 л.д. 96). Сведения, отраженные в  техническом паспорте являются актуальными, поскольку никаких существенных  конструктивных либо иных изменений в МКД не производилось, реконструкций,  модернизаций, перепланировок не осуществлялось, капитальный ремонт дома не  производился (т. 2 л.д. 15). 

- архивные карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях  (Форма № 9) и архивные карточки поквартирного учета (форма № 10) (акт от  26.04.2016) (т.1 ст. 97-99. т.1 стр. 102-105): 

 - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального  отопления и электроснабжения (акт от 26.04.2016) (т.1 л.д. 100). 

В остальной части суд не установил правовых оснований для удовлетворения  иска. 

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского  кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»  разъяснено, что при предъявлении кредитором иска об исполнении должником  обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет,  является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о  допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает  не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона  или договора, но и существо соответствующего обязательства. 

 Технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными  планами, содержащий актуальные на момент передачи сведения, не подлежит  передаче, так как - передан истцу на основании акта приема-передачи от  26.04.2016. Согласно представленному ответу Ленинградского государственного  унитарного предприятия технической инвентаризации оценки недвижимости  Выборгского бюро технической инвентаризации от 12.10.2017 исх. № 600 внесение  сведений в учетно-техническую документацию объекта недвижимости возможно  только на основании заявления собственника такого объекта, либо его  представителя, удостоверяющего соответствующие полномочия собственника (т.3  л.д. 15). Ответчик доказал факт передачи технического паспорта. 

Суд признал, что сведения, отраженные в техническом паспорте являются  актуальными, поскольку никаких существенных конструктивных либо иных  изменений в МКД не производилось, реконструкций, модернизаций, перепланировок  не осуществлялось, капитальный ремонт дома не производился. При этом,  обязанность по своевременному внесению изменения в исполнительную  документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и  инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, 


модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой  технического паспорта на дома, строения и земельный участок возлагается пунктом  1.6 Правил N 170 на собственников жилищного фонда или их уполномоченных лиц. 

Сведения о том, что в период управления многоквартирным домом  ответчиком, последний был уполномочен на совершение действий по корректировке  технического паспорта на дом в материалы дела истцом не представлены, в то  время как управляющая компания в силу закона несет ответственность перед  собственниками помещений за оказание услуг и (или) выполнение работ,  обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества согласно перечня,  условий, порядка финансирования, определенного собственниками на общем  собрании. 

В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 N921 «О  государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской  Федерации объектов капитального строительства», в редакции, действующей на  момент заключения договора управления МКД, плановая инвентаризация объектов  недвижимости проводится по заявлению заинтересованного лица в целях  выявления изменений, произошедших после первичной технической  инвентаризации и отражения их в техническом паспорте и других учетно- технических документах. Плановую инвентаризацию рекомендуется проводить не  реже одного раза в пять лет работниками БТИ за плату по утвержденным  расценкам. 

Судом первой инстанции установлено, что перечень заинтересованных лиц  указан в п. 16 Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N921,  управляющая организация к этим лицам не относилась и не относится. 

Суд признал, что документы на установленные коллективные (общедомовые)  приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию  об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими  (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном  индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики,  год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического  состояния и последнего контрольного снятия показаний - не подлежат передаче, так  как истец обосновывает свои исковые требования на п.п."а(1)", п.п."в(1)", п.п."д(1)",  п.п."д(3)", п. 24 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006. 

Данные подпункты введены в силу Постановлением Правительства РФ от  25.12.2015 г. N 1434 и начали действовать с 07.01.2016, в связи с чем, как указал суд  первой инстанции, до даты введения в силу данного пункта у ООО «СЖКХ»  отсутствовала обязанность получать и хранить испрашиваемые документы. 

Ответчик представил суду справку, что с момента заключения первого  договора управления многоквартирным домом общедомовых приборов учета не  установлено. Факт отсутствия общедомовых приборов учета подтверждается также  данными с официального сайта Государственной корпорации - Фонд содействия  реформированию жилищно-коммунального хозяйства «Реформа ЖКХ» (анкетой  многоквартирного дома, ответственной за заполнение которой указана Братухина  Ю.М. - представитель ТСЖ «Александра»). При этом все данные по  индивидуальным приборам учета хранятся непосредственно у жителей. В  соответствии с п.2.7 протокола № 1/2016 от 07.04.2016 собственники определили  порядок расчетов за коммунальные услуги - напрямую ресурсоснабжающей  организацией, т.е. с ООО «СЖКХ». 

Суд первой инстанции пришел к выводу, что документы (акты) о приемке  результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию  услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в 


многоквартирном доме, не подлежат передаче, так как истец строит требование о  передаче на п.п."б" п. 24 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006.  Данная редакция начала действовать с 07.01.2016, в связи с этим у ООО «СЖКХ»  до 07.01.2016 не было обязанности хранить сметы, описи работ по проведению  текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общедомового имущества в МКД,  в связи с чем запрашиваемые документы отсутствуют у ООО «СЖКХ» по  объективным причинам. Кроме того, согласно представленным ответчикам данным,  указанные документы были уничтожены ООО «СЖКХ» в связи с истечением срока  хранения, что подтверждается актом № 1/2017 от 12.09.2017. 

Суд первой инстанции пришел к выводу, что акты осмотра, проверки  состояния (испытания) инженерных коммуникаций, механического, электрического,  санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного  помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного  дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного  дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего  имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным  требованиям, не подлежат передаче, так как не относятся к документам  долговременного хранения в силу пункта 1.5.3 постановлением Госстроя РФ № 170,  в связи с чем запрашиваемые документы были уничтожены в связи с истечением  срока хранения, что подтверждается актом № 2/2017 от 12.09.2017. 

Акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей,  электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,  теплоснабжения, газоснабжения, как указал суд, также не подлежат передаче, так  как данные документы не относятся к технической документации, определенной  п.п.24.-26 Постановления правительства РФ № 491 от 13.08.2006, пунктах 1.5.11.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных  постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003. 

Ордер № 42893/8 от 23.03.1987 не подлежит передаче, так как выдан на руки  нанимателю Мах А.В. в 1996 году, что подтверждается книгой выдачи ордеров ОАО  «Светогорск», представленной на обозрение суду. 

Судом установлено, что архивные карточки регистрации по месту жительства  в жилых помещениях (форма № 9) и архивные карточки поквартирного учета  (форма № 10) не подлежат передаче, так как переданы истцу, что подтверждается  Актами передачи документов от 26.04.2016 года (т.1 л.д. 97-99, т. 1,л.д. 102-105). 

Суд признал, что акты проверок готовности к отопительному периоду и  выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду, не  подлежат передаче так как истец обосновывает свои исковые требования на  п.п."а(1)", п.п."в(1)", п.п."д(1)", п.п."д(3)", п. 24 Постановления Правительства РФ №  491 от 13.08.2006. Данные подпункты введены в силу Постановлением  Правительства РФ от 25.12.2015 N 1434 и начали действовать с 07.01.2016, в связи  с чем до даты введения в силу данного пункта у ООО «СЖКХ» отсутствовала  обязанность хранить испрашиваемые документы. 

Паспорт готовности к отопительному периоду, а следовательно, и акты  проверок готовности к отопительному периоду, оформляются ежегодно лицом,  ответственным за эксплуатацию дома. ТСЖ «Александра» зарегистрировано в  качестве юридического лица 15.03.2016, к управлению МКД товарищество  приступило в апреле 2016 года. Таким образом, обязанность по подготовке актов  проверок готовности к отопительному периоду и паспорта готовности, включенных в  состав технической документации с 07.01.2016, возложена на истца. 

В отношении копии кадастрового плана (карты) земельного участка,  удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению 


государственного земельного кадастра, суд первой инстанции пришел к выводу, что  указанный документ не подлежит передаче, так как может быть выдан таким  органом только при условии, что земельный участок, на котором расположен  многоквартирный дом, сформирован, сведения о нем внесены в земельный кадастр,  однако, доказательств того, что земельный участок, на котором расположен  спорный МКД, сформирован, в материалы дела не представлено. Собственники не  принимали решения о формировании земельного участка, с заявлением об  утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане)  территории в уполномоченный орган не обращались, на кадастровый учет  земельный участок не ставился. Данный довод не опровергается истцом. 

Требование о передаче плана участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 истец  строит на п. 1.5.1. Постановления Госстроя РФ № 170, между тем, данный план  участка имеется в ранее переданном техническом паспорте, т.е. он фактически  передан. 

Выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на  объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом не подлежит передаче так  как, собственниками МКД не принималось решение о перечне общего имущества,  его регистрации; в материалы дела Истцом не представлено доказательств того,  что на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, зарегистрированы  какие-либо права, необходимые для представления указанной в подп. "б" п. 26  Правил N 491 выписки из Реестра, содержащей сведения о зарегистрированных  правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом. Кроме того, как  указал суд, Товарищество не лишено возможности самостоятельно получить  соответствующие сведения. 

Документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута  или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей  организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого  имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или  иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии  сервитута), не подлежат передаче, поскольку участок под МКД не сформирован (что  не оспаривается ТСЖ «Александра»), сервитут или иные обременения отсутствуют,  на несформированном земельном участке они не могут быть установлены в силу  действующего законодательства; доказательств того, что земельный участок, на  котором расположен МКД обременен сервитутом, Истцом не представлено,  следовательно, данное требование является необоснованным. 

Списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а  также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании  договоров (по решению общего собрания собственников помещений в  многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства  Российской Федерации о защите персональных данных, не подлежит передачи,  поскольку истец обосновывает свои исковые требования на п.п."а(1)", п.п."в(1)",  п.п."д(1)"> п.п."д(3)", п. 24 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006.  Данные подпункты введены в силу Постановлением Правительства РФ от  25.12.2015 N 1434 и начали действовать с 07.01.2016, в связи с чем до даты  введения в силу данного пункта у ООО «СЖКХ» отсутствовала обязанность  получать и хранить испрашиваемые документы. Кроме того, в период управления  домом ООО «СЖКХ» собственники помещений в МКД не принимали на своем  общем собрании решений по использованию общего имущества и о заключении  соответствующих договоров об использовании общего имущества собственников  помещений в многоквартирном доме. 


Документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному ремонту  общего имущества в многоквартирном доме, не подлежат передаче поскольку - капитальный ремонт в доме за период управления ответчиком не производился, что  подтверждается справкой ответчика, о том, что работы подрядными организациями  по капитальному ремонту общего имущества в МКД не производились за период с  01 ноября 2008 года и по настоящее время. 

Акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома, не подлежит передаче,  поскольку многоквартирный дом построен в 1981 году, акт приемки дома в  эксплуатацию никогда не передавался ООО «СЖКХ», что подтверждается  представленной в материалы дела справкой, более того, данный документ не  входит в состав предусмотренных Правилами N 491 документов, связанных с  управлением многоквартирным домом. 

Протоколы измерения сопротивления электросетей, имеются у  ресурсоснабжающей организации, с которой ТСЖ «Александра» должно заключить  договор. Истец обосновывает свои исковые требования на п.п."а(1)", п.п."в(1)",  п.п."д(1)", п.п."д(3)", п. 24 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006  Данные подпункты введены в силу Постановления Правительства РФ от 25.12.2015  N 1434 и начали действовать с 07.01.2016, в связи с чем до даты введения в силу  данного пункта у ООО «СЖКХ» отсутствовала обязанность получать и хранить  испрашиваемые документы. Указанные выше данные входят в состав  документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, в связи с чем  указанные документы были уничтожены, что подтверждается актом № 3/2017 от  12.09.2017 и отсутствуют у ООО «СЖКХ» по объективным причинам, следовательно,  не подлежат передаче. 

Неисполненные предписания и заключения уполномоченных федеральных  органов исполнительной власти, а также реестр писем органов исполнительной  власти, находившихся на рассмотрении, не подлежат передаче поскольку в  материалы дела представлена справка о том, что неисполненные предписания и  заключения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти  отсутствуют, товарищество данное обстоятельство не оспаривало. Кроме того  данные документы не относятся к технической документации, определенной п.п.24.- 26 Постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006, пунктах 1.5.1 - 1.5.3  Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных  постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003. 

Требование о передаче актов весеннего и осеннего осмотров за 2012-2015  года истец строит на основании п. 1.5.3. Постановления Госстроя РФ № 170, однако  данные акты входят в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока  ее действия, в связи с чем указанные документы были уничтожены, что  подтверждается актом № 2/2017 от 12.09.2017 и отсутствуют у ООО «СЖКХ» по  объективным причинам, следовательно не подлежат передаче. 

Требование о передаче смет, дефектных ведомостей и актов выполненных  работ по конструктивным элементам за 2013-2016 г. истец строит на п. 1.5.1.  Постановления Госстроя РФ № 170, в указанном нормативном акте данные  документы не отражены, равно как и обязанность по передаче данных документов  не отражена в каком-либо ином нормативно-правовом акте, соответственно данные  документы не подлежат передаче. 

Схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального  отопления и электроснабжения, переданы истцу по акту от 26.04.2016 (т.1 л.д. 100). 

Апелляционный суд отмечает, что при рассмотрении дела в суде первой  инстанции истцом данный факт не опровергнут. В своих объяснениях истец  ограничился отрицанием факта передачи. При этом истец не заявлял ходатайство о 


приобщении либо об обозрении судом какой-либо документации. Истец не заявил о  наличии препятствий для представления доказательств в суд первой инстанции.  При таких обстоятельствах в силу положений части 2 статьи 268 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во  внимание новые доказательства, представляемые истцом в суде апелляционной  инстанции. 

Протоколы измерения вентиляции не подлежат передаче, поскольку в ходе  судебного разбирательства ответчиком пояснено, что в многоквартирном доме  вентиляция естественная, в связи с чем измерения вентиляции с составлением  именно протоколов не производится, поскольку протоколы измерения вентиляции  готовят только для технической вентиляции. Истец данные обстоятельства не  оспорил. 

Требование о передаче заверенных копий журналов заявок собственников  (жителей) основано на п. 1.5.3. Постановления Госстроя РФ № 170 и не подлежит  удовлетворению - с учетом того, что данные документы входят в состав  документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, в связи с чем  указанные документы были уничтожены, что подтверждается актом № 5/2017 от  12.09.2017. 

Реестр договоров с ресурсоснабжающими, подрядными и прочими  организациями по предоставлению жилищно-коммунальных услуг не подлежит  передаче, поскольку у ответчика отсутствует предусмотренная законом обязанность  по ведению запрашиваемого реестра. Кроме того, данный реестр не входит в состав  документов, связанных с управлением многоквартирным домом ни в силу Правил №  491, ни в силу постановления Госстроя № 170. 

Реквизиты финансово-лицевых счетов и карточки квартиросъемщиков не  подлежат передаче, поскольку передача реквизитов финансовых счетов не  предусмотрена законодательством, более того, запрашиваемая информация носит  конфиденциальный характер, поскольку взаимоотношения собственников  (нанимателей) и управляющей организации не имеют никакого отношения к вновь  созданному товариществу. Реквизиты финансово-лицевых счетов не входят в  состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом ни в силу  Правил № 491, ни в силу постановления Госстроя № 170. 

Информация о льготниках и получателях субсидий на оплату жилищно- коммунальных услуг не подлежит передаче, т.к. у ответчика нет полномочий, а  значит и обязанности по ведению данной информации. Кроме того, согласно  представленного письма комитета социальной защиты населения администрации  МО «Выборгский район» Ленинградской области от 02.10.2017 № 2392, между  Комитетом и ТСЖ «Александра» были заключены договоры № 0153-Ф от  31.05.2016г., № 0153-ОБЛ (ВТ) от 31.05.2016 и № 0153-ОБЛ (ЖПР) от 31.05.2016, в  рамках которых ТСЖ ежемесячно получало регистры граждан, которым установлено  право на компенсацию, т.е. списки льготников. Кроме того, данная информация не  входит в состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом ни в  силу Правил № 491, ни в силу постановления Госстроя № 170. 

Заверенная копия пожарной декларации за последний отчетный период, не  подлежит передаче, так как не предусмотрено ее ведение - в силу ч.1 ст. 64  Федерального закона от 22.07.2018 № 123-ФЗ «Технический регламент о  требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности не  составляется в отношении зданий следующих классов функциональной  безопасности: Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона). 


Журнал учета заявлений о регистрации по месту пребывания - отсутствует у  ООО «СЖКХ» в соответствии с Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 «Об  утверждении Административного регламента предоставления Федеральной  миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан  Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах  Российской Федерации». Кроме того, данный журнал не входит в состав документов,  связанных с управлением многоквартирным домом ни в силу Правил № 491, ни в  силу постановления Госстроя № 170. 

Суд первой инстанции указал, что истцом в материалы дела истцом не  представлены сведения, о том, что собственниками многоквартирного дома  принимались решение об отнесении документов к перечню иных документов,  связанных с управлением дома, в соответствии с п.п. «е» п. 26 Правил N 491.  Конкретный и исчерпывающий перечень иных, связанных с управлением  многоквартирным домом документов, подпунктом «е» пункта 26 Правил N 491 не  определен, при этом перечень иных документов, связанных с управлением дома,  должен быть утвержден общим собранием собственников. Истцом в материалы  дела не представлены сведения о том, что решением общего собрания  собственников помещений установлен перечень иных истребуемых документов,  передача которых не предусмотрена пунктами 24 и 26 Правил содержания общего  имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктами 1.5.1 - 1.5.3 Правил и норм  технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением  Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003. 

Суд первой инстанции также признал, что в материалах дела отсутствуют  доказательства, подтверждающие передачу во владение Обществу и нахождение у  Общества заявленной в рамках настоящего дела технической документации на  многоквартирный дом, что подтверждается справкой от 05.02.2018 исх. № 116. 

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции также исходил из  того, что ТСЖ «Александра» зарегистрировано 15.03.2016 и приступило к  управлению многоквартирным дом более двух лет назад, Товарищество длительное  время без каких-либо препятствий управляет многоквартирным домом, а также с  учетом того, что вся имеющаяся техническая документация уже передана  Товариществу по актам, основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку  в настоящее время объективно невозможно возложение на ООО «СЖКХ»  обязанности по передаче технической документации в связи с отсутствием у  ответчика всей истребуемой документации. 

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда  первой инстанции. 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 22 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 г. N 7 "О применении судами  некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об  ответственности за нарушение обязательств", при предъявлении кредитором иска  об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных  обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно  возможным, а разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить  обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса  РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства, что  применительно к настоящему спору означает, что в случае отсутствия у ранее  управлявшей многоквартирным домом организации технической документации на  многоквартирный дом или иных документов, связанных с управлением  многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в 


установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня  получения соответствующего уведомления принять меры к восстановлению таких  документов и передать их по отдельному акту приема-передачи организации,  выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления  этим домом (пункт 21 постановления Правительства Российской Федерации от  15.05.2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению  многоквартирными домами, далее - Правила N 416). 

Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда  первой инстанции, как сделанных в результате полного и всестороннего  исследования обстоятельств дела и оценки доводов сторон. 

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, как не влияющие  на указанные выводы, поскольку при определении перечня подлежащих передаче  ответчиком истцу документов и объема документации, которую ответчик не может  передать истцу, в т.ч. ввиду ее отсутствия у Общества, суд первой инстанции  правомерно исходил из совокупности представленных в материалы дела  доказательств, объема обязательств Общества в соответствии с перечисленными  правовыми нормами и распределения бремени доказывания согласно положениям  статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при том,  что оспаривая вывод об отсутствии у ответчика всей истребуемой документации,  истец в нарушение указанной нормы факт наличия у Общества этой документации  (передачи ее какими-либо иными лицами) не подтвердил, а равно как не обосновал  он и тот факт, что отсутствие у Общества части заявленной документации и, как  следствие, ее непередача Товариществу влечет невозможность управления домом  и нарушение каких-либо прав проживающих в нем лиц. 

Кроме того, нормы, устанавливающие перечень подлежащих хранению  управляющей организацией документов (Правила N 416 и часть норм Правил N  491), вступили в силу после принятия дома под управление истца, и истец не лишен  возможности в целях надлежащего осуществления своих обязанностей, как  управляющей организации, предпринять меры для восстановления необходимой  для этого документации. 

При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований  для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной  жалобы. 

 Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04.06.2018 по делу № А56-25841/2016 оставить без изменения,  апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Е.Г. Глазков 

Судьи Е.В. Савина 


О.В. Фуркало