ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-16770/2015 от 31.08.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 сентября 2015 года

Дело № А56-20425/2015

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Лопато И.Б.

судей  Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Шамовой Г.А.

при участии: 

от заявителя: Мышастый А.Ф. (личность удостоверена на основании паспорта, Назаров М.Э. по доверенности от 24.02.2014,Завальный В.М. по  доверенности от 25.08.2015.

от  заинтересованного лица: Жураковский В.В. по доверенности от 12.01.2015;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-16770/2015 )  Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого Алексея Федоровича на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2015 по делу № А56-20425/2015 (судья Михайлов П.Л.), принятое

по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого Алексея Федоровича

к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства"

о признании незаконным решения

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастый Алексей Федорович (ОГРНИП 309784733400212, далее - предприниматель, заявитель) обратился  в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад имени Н.В. Смирнова Федерального автодорожного агентства» (ОГРН 1027806859904, адрес: 197198, г. Санкт-Петербург, ул. Съежинская, д. 3, далее - учреждение, ФКУ «Севзапуправтодор») об отказе в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом от 25.11.2014 № 7824/010123,  и обязании учреждения выдать заявителю разрешение на строительство съезда с автомобильной дороги М-20 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель» на км 36+230 (справа) в соответствии с заявлением от 19.11.2014 г. рег. № 53.

Решением суда от 19.05.2015 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что при обращении в учреждение с заявлением о выдаче разрешения на строительство были представлены все необходимые документы, в том числе проект организации строительства съезда, в связи с чем оснований для отказа в выдаче разрешения не имелось.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель учреждения возражал против ее удовлетворения, заявив, что для оценки содержания находящейся в материалах дела проектной документации требуются пояснения специалиста.

В судебном заседании 26.08.2015 объявлен перерыв до 31.08.2015 в целях обеспечения возможности учреждению воспользоваться услугами иного представителя (специалиста). После перерыва представители учреждения в судебное заседание не явились, ходатайство об отложении рассмотрения дела от учреждения в суд не поступило, в связи с чем  рассмотрение апелляционной жалобы продолжено в отсутствие представителей учреждения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  индивидуальный предприниматель Мышастый А.Ф. в соответствии с договором аренды от 29.03.2012 г. № 1320 является арендатором земельного участка № 2 с кадастровым номером 47:23:0259002:439, расположенного вблизи деревни Большое Верево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - Земельный участок).

 20.11.2014 предприниматель обратился в учреждение с заявлением от 19.11.2014 г. рег. №69 53 от 20.11.2014 г. (л.д.14) о выдаче разрешения на строительство съезда с автомобильной дороги М-20 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель» на км 36+230 (справа) для организации проезда к земельному участку. Письмом» от 25.11.2014 г. № 7824/010123 учреждение отказало в выдаче разрешения на строительства в связи с отсутствием документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, а именно - проекта организации строительства объекта капитального строительства - примыкания к федеральной автомобильной дороге (пункт 10, подпункт 3 «е» Административного регламента Федерального автодорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию...).

Кроме того, учреждение указало, что правопредшественник заявителя - ООО «Статус» как новый владелец съезда должен был в месячный срок получить в ФКУ «Севзапуправтодор» технические требования и условия.

Полагая, что решение об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным и нарушает права заявителя, последний обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции установил, что отказав в выдаче разрешения на строительство, учреждение не нарушило права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

 Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 статьи 51 ГРК РФ и другими федеральными законами.

 В силу частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешение на строительство, реконструкцию пересечений с федеральными автомобильными дорогами и примыкания федеральной автомобильной дороги к другой автомобильной дороге выдается по правилам статьи 51 Градостроительного кодекса РФ федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением.

Перечень документов, представляемых с заявлением для получения разрешения на строительство определен в части 7 статьи 51 ГрК  РФ и в пункте 10 Административного регламента Федерального автодорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения», утвержденного Приказом Минтранса России от 28.06.2012 г. № 186  (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 12.1 Административного регламента  основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является:

- отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10 настоящего Регламента;

- несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

- несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как следует из письма учреждения от 25.11.2014 № 7824/010123, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство послужило непредставление документов, предусмотренных пунктом 10 Административного регламента (пункт 12.1 Административного регламента).

Согласно письменным возражениям учреждения единственным основанием отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство съезда с автомобильной дороги М-20 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель» на км 36+230 (справа) для организации проезда по принадлежащему ему земельному участку послужило отсутствие в представленном  пакете документов проекта организации строительства по титулу заявленного строительства - строительство съезда с федеральной автомобильной дороги общего пользования Р-20 «Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель» граница с Республикой Беларусь на км 36+230 (справа) и соответствующего раздела в проектной документации.

Заявитель, оспаривая отказ и решение суда первой инстанции, настаивает на соблюдении им требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ и пунктом 10 Административного регламента, поскольку все необходимые документы по комплектности и содержанию были представлены, о чем свидетельствует перечень приложений к заявлению от 19.11.2014 № 53 и перечень приложений к письму ФКУ «Севзапуправтодор» от 25.11.2014 г. № 7824/010123.

Судом апелляционной инстанции было исследовано приложение к заявлению от 19.11.2014 № 53 и установлено, что все необходимые для получения разрешения на строительство документы заявителем были представлены.

Учреждение оценило представленную заявителем проектную документацию формально - по наименованию (титулу) заявленного строительства, а именно:

-  по объекту “конюшня на 14-98 голов по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи деревни Большое Верево, участок № 1”;

- по объекту “Реконструкция мелиоративной осушительной сети участка мелиорации “Зайцево-экспериментальный” Гатчинского района Ленинградской области по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Веревское сельское поселение, вблизи деревни Верево, участки № 1 и № 2.

При этом состав и содержание указанной проектной документации не исследовалось учреждением.

Состав проектной документации объекта капитального строительства установлен частью 12 статьи 48 ГрК РФ, за исключением линейных объектов, для которых состав такой документации определяется Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 48 ГрК РФ).

Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов определены в разделе III Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 № 87.

Требования к содержанию раздела 5 «Проект организации строительства» приведены в пункте 38 означенного постановления № 87.

Документы, подлежащие включению в состав раздела проектной документации “Проект организации строительства” для съезда с федеральной автомобильной дороги общего пользования М-20 «Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель» граница с Республикой Беларусь на км 36+230 (справа), запроектированы в составе проекта “Реконструкция мелиоративной осушительной сети…” и “Строительства конюшни…”, а именно в книге 4 «Проект организации строительства», приобщенной к материалам дела  (том 2 л.д. 257-292).

Согласно пункту 38 постановления № 87 раздел 5 "Проект организации строительства" должен содержать:  в текстовой части

а) характеристика трассы линейного объекта, района его строительства, описание полосы отвода и мест расположения на трассе зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта и обеспечивающих его функционирование - материалы дела: книга 4, пункт 2 «Краткая характеристика условий строительства - стр. 9, 8 таблица 1.1. (том 2 л.д.268);

б) сведения о размерах земельных участков, временно отводимых на период строительства для обеспечения размещения строительных механизмов, хранения отвала и резерва грунта, в том числе растительного, устройства объездов, перекладки коммуникаций, площадок складирования материалов и изделий, полигонов сборки конструкций, карьеров для добычи инертных материалов. Указанные сведения не включаются в проектную документацию для строительства подземных линий и объектов метрополитена - в материалах дела и в проекте данный раздел отсутствует, поскольку временно отводимых для обеспечения строительства земельных участков нет;

в) сведения о местах размещения баз материально-технического обеспечения, производственных организаций и объектов энергетического обеспечения, обслуживающих строительство на отдельных участках трассы, а также о местах проживания персонала, участвующего в строительстве, и размещения пунктов социально-бытового обслуживания (при необходимости) - материалы дела: книга 4, пункт 11 (том 2 л.д. 286);

г) описание транспортной схемы (схем) доставки материально-технических ресурсов с указанием мест расположения станций и пристаней разгрузки, промежуточных складов и временных подъездных дорог, в том числе временной дороги вдоль линейного объекта - материалы дела: книга 4, пункт 5 (том 2 л.д. 277);

д) обоснование потребности в основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, электрической энергии, паре, воде, кислороде, ацетилене, сжатом воздухе, взрывчатых веществах (при необходимости), а также во временных зданиях и сооружениях - материалы дела: книга 4 пункт 8 (том 2 л.д. 282);

е) перечень специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости) - в материалах дела и в проекте отсутствует, т.к. нет необходимости;

ж) сведения об объемах и трудоемкости основных строительных и монтажных работ по участкам трассы - материалы дела: книга 4, пункт 4 (том 2 л.д. 275);

з) обоснование организационно-технологической схемы, определяющей оптимальную последовательность сооружения линейного объекта - материалы дела: книга 4, пункт 5 (том 2 л.д.277);

и) перечень основных видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций - материалы дела: книга 4, пункт 12 (том 2 л.д. 288);

к) указание мест обхода или преодоления специальными средствами естественных препятствий и преград, переправ на водных объектах - отсутствуют места обхода или преодоления водных объектов;

л) описание технических решений по возможному использованию отдельных участков проектируемого линейного объекта для нужд строительства - использование отдельных участков объекта для нужд строительства не планируется;

м) перечень мероприятий по предотвращению в ходе строительства опасных инженерно-геологических и техногенных явлений, иных опасных природных процессов  - материалы дела: книга 4, пункт 6 (том 2 л.д. 278);

н) перечень мероприятий по обеспечению на линейном объекте безопасного движения в период его строительства - материалы дела: книга 4 пункт 14 (том 2 л.д. 290);

о) обоснование потребности строительства в кадрах, жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве - материалы дела: книга 4 пункт 9 (том 2 л.д. 283);

п) обоснование принятой продолжительности строительства - материалы дела: книга 4 пункт 7 (том 2 л.д. 280-281);

р) описание проектных решений и перечень мероприятий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в период строительства - материалы дела: книга 4 пункт 6 (том 2 л.д. 278).

В графической части:

с) ситуационный план (карту-схему) района с указанием плана трассы и пунктов ее начала и окончания, а также с нанесением транспортной сети вдоль трассы и указанием мест расположения организаций материально-технического обеспечения строительства, населенных пунктов, перегрузочных станций, речных и морских портов (причалов), постоянных и временных автомобильных и железных дорог и других путей для транспортирования оборудования, конструкций, материалов и изделий, с указанием линий связи и линий электропередачи, используемых в период строительства и эксплуатации линейного объекта - материалы дела: книга 4 «Ситуационный план» (том 2 л.д. 292);

т) план полосы отвода с указанием существующих в полосе отвода, возводимых и подлежащих сносу зданий, строений и сооружений, включая служебные и технические здания, населенных пунктов и отдельных зданий на перегонах (вдоль трассы линейного объекта), а также нанесением границ участков вырубки леса, земельных участков, временно отводимых на период строительства, и указанием площадок складирования материалов и изделий, полигонов сборки конструкций - материалы дела: книга 4 «Ситуационный план», Стройгенплан (том 2 л.д. 292);

у) организационно-технологические схемы, отражающие оптимальную последовательность возведения линейного объекта с указанием технологической последовательности работ - материалы дела: книга 4 «Ситуационный план», Стройгенплан (том 2 л.д. 292).

Означенные документы в отношении объекта «Съезд с федеральной автомобильной дороги общего пользования М-20 «Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель» граница с Республикой Беларусь на км 36+230 (справа)» содержатся в составе проекта “Реконструкция мелиоративной осушительной сети…” и “Строительства конюшни…”, а именно в книге 4 «Проект организации строительства». Это обусловлено тем, что строительство съезда с федеральной автомобильной дороги общего пользования М-20 «Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель» граница с Республикой Беларусь на км 36+230 (справа) необходимо заявителю именно в связи реализацией проектов “Реконструкции мелиоративной осушительной сети...” и “Строительства конюшни...” с целью организации единственно возможного подъезда к реконструируемым (строящимся) объектам, а не само по себе в качестве самостоятельного линейного объекта.

В отношении проектной документации на объект “Реконструкция мелиоративной осушительной сети…” заявителем получено Положительное заключение государственной экспертизы от 18.04.2014 № 47-1-4-0178-14, где подробно описано, что по этому объекту включено устройство подъезда с примыканием автодорог, а в состав проектной документации включен соответствующий проект организации строительства.

Содержание Положительного заключения государственной экспертизы свидетельствует о соответствии состава разделов проектной документации и их содержания требованиям действующего законодательства, в том числе проекта организации строительства применительно к съезду.

При этом оба объекта строительства (реконструкции): съезд и мелиоративная осушительная сеть являются линейными объектами, то есть требования к составу разделов проектной документации на них одинаковые.

Данное обстоятельство подтверждается также приобщенным к материалам дела письмом ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области  от 03.07.2015 № 1376-15/ДОЭ-Э667.

Таим образом, поскольку заявителем были представлены все необходимые документы для оформления разрешения на строительство, отказ учреждения в выдаче такового, оформленный письмом от 25.11.2014 № 7824/010123, незаконен,  нарушает права и законные интересы заявителя.

Следует также учесть, что предпринимателю ранее (январь 2013г.) было выдано разрешение на строительство № 84-13-Р-23 на основании проектной документации на устройство съезда, разработанной ООО «АзъПроектСтрой», которая (проектная документация) была согласована ФКУ «Севзапуправтодор». Эта же проектная документация включена в состав проекта “Реконструкция мелиоративной осушительной сети…”.

Апелляционный суд по результатам повторного рассмотрения дела установил, что доводы приведенные заявителем в обоснование заявленного требования, подтверждаются материалами дела, и учреждением не опровергнуты.

С учетом изложенного, решение суда от 19.05.2015 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях распределяются в соответствии со   статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 19.05.2015 по делу №  А56-20425/2015   отменить.

Признать незаконным решение Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального автодорожного агентства» от 25.11.2014, оформленное письмом № 7824/010123 .

 Обязать Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального автодорожного агентства» выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастому Алексею Федоровичу разрешение на строительство съезда с автомобильной дороги М-20 «Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель» на км 36+230 (справа) в соответствии с заявлением от 19.11.2014 г. рег. № 53.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального автодорожного агентства» в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мышастого Алексея Федоровича 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.Б. Лопато

Судьи

Г.В. Борисова

 А.Б. Семенова