ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-16914/2022 от 01.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 сентября 2022 года

Дело № А56-120192/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Загараевой Л.П., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.09.2021

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-16914/2022 )  Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2022 по делу № А56-120192/2021 (судья  Гуляев С.Б.), принятое

по заявлению  СПбГУП "ПАССАЖИРАВТОТРАНС"

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

3-е лицо:  ООО"АЙКО-ПЕТЕРБУРГ"

о признании незаконным и отмене решения

установил:

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Пассажиравтотранс» (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 15.11.2021 по делу №Т02-764/21.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Айко-Петербург» (далее – Общество).

Решением суда от 19.05.2022 оспариваемые решение и предписание Управления признаны недействительными.

Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что Управление усмотрело в действиях Организатора торгов по неправомерному размещению в составе Документации Технического задания и Спецификации в формате, не обеспечивающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, нарушение пунктов 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к размещению информации в единой информационной системе, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

В судебном заседании представитель Предприятия просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.

Управление и Общество  надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 22.10.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение № 32110753878 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку металлической и производственной мебели (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация).

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг предприятия (далее - Положение о закупках) в редакции от 01.10.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке. Начальная (максимальная) цена - 31 422 578,00 руб.

От Общества в Управление поступила жалоба (от 02.11.2021 вх. №34231-ЭП/21) на действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, которое содержит в себе признаки ограничения конкуренции.

15.11.2021 по результатам рассмотрения указанной жалобы УФАС вынесло решение, в соответствии с которым признало жалобу Общества обоснованной; в действиях Организатора торгов признано нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к размещению информации в единой информационной системе, допущенное путем неправомерного размещения в составе Документации Технического задания и Спецификации в формате, не обеспечивающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.

Также Предприятию выдано обязательное для исполнения предписания от 15.11.2021.

 Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Предприятие оспорило их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Выслушав представителя Предприятия, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с подпунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики принципом информационная открытость закупки.

На основании части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме (далее — Информационная карта).

Пунктом 24 Информационной карты установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в разделе 14. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки.

Разделом 14 Документации предусмотрена форма предложения участника закупки, проводимой в форме открытого аукциона в электронной форме, на поставку товара по предмету закупки (далее — Форма), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Пунктом 2 Инструкции установлено, что участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала), предлагаемого к поставке, указанного в приложении № 1 к техническому заданию сведения о функциональных, технических и качественных (потребительских свойствах), эксплуатационных характеристиках товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией в открытом аукционе. Участником аукциона должны быть заполнены все графы Формы представления сведений по предлагаемым к поставке товарам. Изменение Формы представления сведений по предлагаемым к поставке товарам не допускается.

Согласно пункту 9 Информационной карты количество и характеристики подлежащего поставке товара, определяется в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе (далее — Техническое задание).

В соответствии с пунктом 2.6 Технического задания требования к характеристикам товара приведены в спецификации (приложение к настоящему Техническому заданию).

Приложением №1 к Техническому заданию определена спецификация металлической мебели (далее — Спецификация).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в состав документации аукциона входило Техническое задание и Спецификация (Приложение № 1 к Техническому заданию), которые составлены в формате Pdf.

Общество в жалобе указало на то, что Техническое задание составлено в формате «pdf» на 78 листах без возможности машинного определения текста. Техническое задание было составлено в формате «word» и приложено к Документации в формате «pdf», что, по его мнению, не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Управление, оценив доводы жалобы, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке», а также Письмом ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 пришло к выводу о том, что Техническое задание, а также Спецификация, размещенные Организатором торгов в составе Документации, содержат ограничения для ознакомления, поскольку текст размещен в формате, не обеспечивающем возможность копирования фрагментов, при этом данный текст необходимо использовать для заполнения заявки на участие в Закупке, что содержит в себе, по его мнению, признаки ограничения конкуренции.

Таким образом, Управление усмотрело в действиях Организатора нарушение пунктов 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также требований к размещению информации в единой информационной системе, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Вместе с тем судом первой инстанции правомерно установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок» утверждены Правилафункционирования единой информационной системы в сфере закупок» (далее Правила № 1414), которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок», включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1414 информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт, сеть "Интернет").

Подпунктами «а», «л», «м» пункта 14 Правил № 1414 определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05,2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям»; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона № 223-ФЗ и Правил № 1414 следует, что Организатор торгов, обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Пунктом 17 Правил № 1414 предусмотрено, что при размещении электронных документов в единой информационной системе или обмене электронными документами в процессе взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами применяются единые форматы электронных документов. Указанные форматы электронных документов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок № 26и), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно требованиями пункта 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, til', tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, гат, zip.Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.

Является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что формат PDF доступен пользователям без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства пользователя информацией требует заключения пользователем лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание с пользователя платы, поскольку может быть представлена в доступной для восприятия форме с помощью бесплатных программ AdobeReader и ее аналогов.

В силу пункта 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:

-  поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;

- просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.

Таким образом, следует признать, что в рассматриваемом случае доступность документа для ознакомления неограниченного круга лиц соблюдена, так как соответствующий текст, изложенный в Техническом задании и Спецификации (Приложении № 1 к Техническому заданию) доступен для прочтения, возможность копирования текста не оказывает влияние на процесс непосредственного ознакомления пользователя с размещенной информацией. Кроме того, копирование может быть осуществлено в том числе путем преобразования в текстовый вид с помощью систем оптического распознавания символов.

Техническое задание и Спецификация (Приложении № 1 к Техническому заданию), размещенные в единой информационной системе в сфере закупок в формате pdf, не противоречат требованиям действующего Закона № 223-ФЗ и требованиям пункта 1.2 Порядка № 26н, не имеют ограничений на использование, не приводят к ограничению числа участником закупки.

Положениями Закона о контрактной системе, а также иными нормативными правовыми актами законодательства РФ об осуществлении закупок не установлено, что документация об аукционе должна быть размещена в БИС в каком-то определенном формате.

Также, Документация аукциона, в которую входило Техническое задание и Спецификация, не были размещены в зашифрованном (закодированном) виде, ограничивающем доступ к информации неопределенного круга лиц.

С учетом допуска к участию в процедуре Закупки 2 заявок участников отсутствие возможности поиска текстовой информации в размещенном в составе Документации Технического задания и Спецификации не послужило ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки и не повлияло на результаты проведения процедуры Закупки.

Размещение информации в формате PDF не поставило кого-либо из участников в преимущественное положение по отношению к другим участникам аукциона.

На основании изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что со стороны Заказчика отсутствовали нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, части 9 статьи 3.2, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в части неправомерного размещения в составе Документации Технического задания и Спецификациив  формате,   не  обеспечивающем  после  сохранения   возможность  поиска и  копирования произвольного фрагмента текста.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение УФАС и вынесенное на его основе предписание законно и обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 19 мая 2022 года по делу №  А56-120192/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.П. Загараева

 Л.В. Зотеева