ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17146/2022 от 14.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 июля 2022 года

Дело № А21-857/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-его лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-17146/2022 )  МУП ЖКХ "Коммунальник"на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 21.04.2022 по делу № А21-857/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое

по заявлению МУП ЖКХ "Коммунальник"

к  Департаменту жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области

3-е лицо:  МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал»

о признании предписания недействительным

установил:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник» муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - МУП «Коммунальник», Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - Министерство) от 20 декабря 2021 года № ЖК-2/2065/1/КАС/21-8693/9по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Гурьевский водоканал» (238300, <...>) (далее - МУП «Гурьевский водоканал»).

Решением суда от 21.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать оспариваемое предписание недействительным. Податель жалобы ссылается на то, что приготовление горячей воды осуществляется ООО «ГУК» с использованием ИТП, в связи с чем расчет тепловой энергии в спорный период правомерно произведен МУП ЖКХ «Коммунальник» с использованием показаний ОДПУ в соответствии с требованиями указанных пунктов Правил N 354.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции  проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 4-4а по ул. 40 лет Победы в пос. Васильково Гурьевского района Калининградской области (далее - МКД) находится в управлении общества с ограниченной ответственностью «Гурьевская управляющая компания».

Указанный МКД оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Система отопления МКД - центральная, система горячего водоснабжения - закрытая.

На основании приказа от 08 декабря 2021 года № ЖК4067/пр Министерством в отношении Предприятия в период с 16 по 20 декабря 2021 года проведена внеплановая документарная проверка, целью которой являлась проверка доводов, содержащихся в обращении гражданина, проживающего по адресу: <...> Победы, д. 4-4а, кв. 50.

По результатам проверки Министерство выдало Предприятию оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 20 декабря 2021 года № ЖК-2/2065/1/КАС/21-8693/9, согласно которому установлено нарушение Предприятием пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354).

МУП «Коммунальник» в срок до 28 февраля 2022 года следует произвести перерасчет платы за услугу «тепловая энергия (для нужд ГВС)» за период с мая по сентябрь 2020 года, с июня по сентябрь 2021 года всем жильцам (собственникам, нанимателям) помещений, расположенных в многоквартирном доме № 4-4а по ул. 40 лет Победы в пос. Васильково Гурьевского района согласно пункту 54 Правил № 354, исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с формулой 20 и 20.1 Приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.

Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к данным Правилам как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, нецентрализованной системой горячего водоснабжения, горячая вода готовится в индивидуальном тепловом пункте дома путем подогрева холодной воды через теплообменник; Предприятие поставляет в дом коммунальный ресурс "тепловая энергия", осуществляет начисление и выставление платы жильцам за коммунальную услугу "водоподогрев", при этом плата за данную услугу рассчитывается Предприятием с применением показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.

Постановлением Правительства Калининградской области от 19.12.2017 N 683 введены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с указанным Постановлением норматив расхода тепловой энергии для указанного многоквартирного дома - 0,0592 Гкал/куб. м.

Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Согласно постановлению Администрации Гурьевского городского округа от 23.01.2020 N 97 "Об утверждении платы за услуги теплоснабжения" стоимость 1 Гкал по июнь 2021 года - 2759,14 руб., а в соответствии с постановлением Администрации Гурьевского городского округа от 25.01.2020 N 104 "Об утверждении платы за услуги теплоснабжения" стоимость 1 Гкал с июля 2021 года - 2858,46 руб.

Таким образом, показания общедомового прибора учета тепловой энергии при расчете платы за горячее водоснабжение в указанном доме фактически не имеют значения для правильного определения размера платы за услугу "водоподогрев", расчет платы за данную услугу должен осуществляться с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, а доводы Предприятия об обратном основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Указанные выше выводы суда согласуются с выводами, изложенными в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.02.2022 по делу N А21-3363/2021. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2022 по указанному делу отказано Предприятию в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 21 апреля 2022 года по делу №  А21-857/2022   оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник» муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» Калининградской области - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 А.Б. Семенова