ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17461/2022 от 30.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

01 сентября 2022 года

Дело № А56-89211/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Кротова С.М.

судей  Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем судебного заседания Вороной Б.И.

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО1, представитель по доверенности от 19.11.2020;

от ответчика (должника): не явился (извещен);

от 3-го лица: не явился (извещен),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-17461/2022 )  (заявление)  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2022 по делу № А56-89211/2021 , принятое  по заявлению:

заявитель: акционерное общество "Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт"

заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу

третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга

о признании

установил:

Акционерное общество «Северо-Западный промышленный железнодорожный транспорт» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 19.08.2021 № КУВД001/2021-17783338/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, об обязании Управления осуществить действия, предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Общества на сооружение - железнодорожный подъездной путь № 1 протяженностью 2930 м, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, железнодорожный путь № 1.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет).

Решением от 21.04.2022 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указало, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что какие-либо документы, устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на земельный участок, на котором расположен заявленный к учету и регистрации объект, в том числе, подтверждающие возможность размещения железнодорожного пути на соответствующих земельных участках, в регистрирующий орган не представлены.

В соответствии с п. 1.4 передаточного акта от 06.07.2010 заявленные к регистрации объекты являются сооружениями, не являющимися объектами недвижимости, тогда как государственному кадастровому учету подлежат объекты недвижимости.

Податель жалобы указал, что Управлением был направлен соответствующий запрос в КИО с просьбой сообщить сведения о наличии/отсутствии возражений о регистрации прав на данные сооружения в пользу заявителя. Документы (запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов), устраняющие обстоятельства препятствующие осуществлению проведения регистрационных действий, до настоящего момента в Управление не поступали.

Также, Управление полагает, что по представленному описанию идентифицировать местоположение заявленного к учету объекта в пределах переулка не представляется возможным, что также препятствует проведению учетно-регистрационных действий.

В судебном заседании 30.08.2022 представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания (информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет), не явились, в связи с чем, на основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество 30.04.2021 обратилось в Управление с заявлением № КУВД-001/2021-17783338 о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности заявителя на сооружение «железнодорожный путь № 1», протяженностью 2930 м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, дорога на Металлострой, железнодорожный путь № 1.

Уведомлением от 19.08.2021 № КУВД-001/2021-17783338/6 заявителю было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение по мотиву отсутствия документов, подтверждающих согласие правообладателя (Комитета) на передачу (пользование) заявителю земель, на которых расположен заявленный к учету ж/д путь (кадастровые кварталы № 78:37:0017412, 78:37:1741003, 78:37:0017410, 78:37:0017409).

Посчитав названное решение Управления незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд счел требования Общества подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

По смыслу пункта 1 части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 15 Закона N 218-ФЗ кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные объекты проводятся одновременно.

Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Закона N 218-ФЗ.

В соответствии с пунктами 2, 7.3, 8 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, технический план (в том числе, при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом), а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных этим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 2 части 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный регистратор, установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.

К основаниям для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, перечень которых содержится в части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, относятся, в том числе случай непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5), а также случай, когда форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).

Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 этого Федерального закона.

Как видно из материалов дела, в качестве основания для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управление указало, что согласно представленному техническому плану заявленное к учету сооружение, 1966 года постройки, протяженностью 2930 м, расположено в кадастровых кварталах № 78:37:0017412, 78:37:1741003, 78:37:0017410, 78:37:0017409 (на землях, не прошедших кадастровый учет, государственная собственность на которые не разграничена), при этом какие-либо документы, устанавливающие или удостоверяющие право заявителя на земельный участок, на котором расположен заявленный к учету и регистрации объект недвижимости, не представлены; документы, подтверждающие согласие правообладателя (Комитета) на передачу (пользование) заявителю земельных участков, на которых расположен заявленный к учету объект, также не представлены; документы, подтверждающие, что заявленный к учету объект входит в состав п. 1.4.50 Передаточного акта, отсутствуют.

Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав согласно уведомлению Управления от 19.08.2021 явилось неполное устранение причин приостановления, а именно: согласно представленному техническому плану заявленное к учету сооружение, 1966 года постройки, протяженностью 2930 м, расположено в кадастровых кварталах № 78:37:0017412, 78:37:1741003, 78:37:0017410, 78:37:0017409 (на землях, не прошедших кадастровый учет, государственная собственность на которые не разграничена), однако документы, подтверждающие согласие Комитета на передачу (пользование) заявителю земель, на которых расположен заявленный к учету объект, не представлены.

В силу части 1 ст. 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение (помещения и (или) машино-места в таких здании, сооружении), на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение (помещения и (или) машино-места в таких здании, сооружении), объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 этой статьи, а также случаев, если права на такой земельный участок, ограничения прав или обременения земельного участка не подлежат государственной регистрации в соответствии с законом.

Согласно части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В период ввода в эксплуатацию спорного сооружения (1966 год) действовало Положение о землях, предоставленных транспорту, утвержденное постановлением ЦИК СССР № 58, СНК СССР № 50 от 07.02.1933, в соответствии с которым к железнодорожным транспортным землям относились земли, занятые железнодорожными путями, в том числе подъездными, а также непосредственно примыкающими к ним - резервами, карьерами, кавальерами, станционными и путевыми сооружениями, складочными помещениями, площадями под склады грузов, заводами, мастерскими, депо, паровозными и вагонными сараями, служебными, жилыми и культурно - просветительными помещениями, питомниками снегозащитных насаждений, снегозащитными и пескоукрепительными полосами, а равно и другими непосредственно примыкающими к железнодорожным путям сооружениями и площадями, имеющими специальное назначение по обслуживанию железнодорожного транспорта.

Земли, предоставленные транспорту, использовались подлежащими органами транспорта или непосредственно в целях, указанных в ст. 2, или же путем предоставления участков земли другим ведомствам и организациям на договорных началах: а) для устройства подъездных путей, трубопроводов, проездов и других подсобных сооружений, б) под склады грузов и устройство складочных помещений, в) для удовлетворения жилищно - строительных, хозяйственных и культурных нужд рабочих и служащих транспорта, г) для обслуживания нужд пассажирского движения, д) для других связанных с транспортом нужд ведомств и организаций (пункт 12 Положения).

В силу статьи 5 Закона СССР от 15.04.1991 № 2104-1 "О железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле.

Как видно из материалов дела, железнодорожный путь необщего пользования № 1 с момента постройки находился на балансе Северо-Западного государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения; в порядке приватизации ж/д путь был передан Обществу (приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.05.2005 № 157 «О приватизации государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2005 год»; распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге от 29.12.2009 № 347-р «Об условиях приватизации имущества Северо-Западного государственного предприятия промышленного железнодорожного транспорта» и от 05.07.2010 № 510-р «О внесении изменений в распоряжение № 347-р (далее - Распоряжение № 510-р).

Пунктом 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях, в том же объеме, что и прежний собственник.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6, пунктом 2 статьи 39.20, пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ оформление прав на земельный участок под железнодорожным путем возможно только после оформления права собственности на сооружение.

При этом отсутствие согласия собственника земельного участка на передачу заявителю в пользование земельных участков с учетом вышеназванных норм земельного законодательства и фактических обстоятельств размещения в 1966 году сооружения на соответствующих земельных участках в порядке, предусмотренном ранее действовавшим законодательством, не препятствует государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.

Доказательств обратного Управлением суду не представлено.

Кроме того, как справедливо отметил суд первой инстанции, Управлением не опровергнуто, что как на момент подачи заявления о государственной регистрации права, так и на момент принятия судом решения по делу целевое назначение земельных участков, в пределах которых расположен спорный ж/д путь, согласно сведениям ЕГРН не препятствует размещению на них линейных объектов.

При этом прохождение спорного железнодорожного пути в границах кадастровых кварталов № 78:37:0017412, 78:37:1741003, 78:37:0017410, 78:37:0017409 не препятствует постановке спорного объекта на кадастровый учет, поскольку размещение и кадастровый учет линейных объектов предполагает существование особенностей, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.

С учетом изложенного суд пришел к верному выводу, что указанное Управлением в уведомлении от 19.08.2021 в качестве основания для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права обстоятельство таким основанием не являлось; иное Управлением в порядке статей 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано.

В рамках спорных правоотношений объектом постановки на кадастровый учет является сооружение 1966 года постройки, права на которое возникли в момент его создания у правопредшественника заявителя - СЗГП государственное предприятие промышленного железнодорожного транспорта - и не прекращены до настоящего времени, при этом кадастровый учет такой недвижимости не проводился (часть 9 статьи 69 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

При обращении с заявлениями о кадастровом учете и регистрации права собственности Обществом был представлен технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации, часть 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").

Технический план составляется в отношении зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса. Требования к техническому плану перечислены в статье 24 Закона о регистрации. Форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.

Согласно пункту 2 названных Требований технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения.

Если для строительства, реконструкции сооружения в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на его строительство, реконструкцию и в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации допускается размещение такого сооружения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка или установления сервитута, сведения о сооружении, если такое сооружение является объектом недвижимости, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке или землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о степени его готовности, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения и документа, подтверждающего техническую приемку объекта в эксплуатацию, если разработка проектной документации и такая приемка предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 01.01.2013 и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта (пункт 20 Требований).

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 71 Закона N 218-ФЗ.

Пунктом 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

В отношении объектов недвижимости, строительство которых осуществлено до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешительная и (или) проектная документация в отношении которых безвозвратно утеряна, возможно оформление технического плана на основании декларации об объекте недвижимости при условии наличия обоснования в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты (справки уполномоченных органов, осуществляющие хранение разрешительной документации, о том, что предусмотренные частью 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ документы в их распоряжении отсутствуют). Указанные документы включаются в состав приложений технического плана.

В соответствии с пунктом 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы. Указанная в настоящем пункте документация предъявляется комиссии по приему железнодорожного пути необщего пользования в эксплуатацию, образуемой в соответствии со статьей 16 Закона о железнодорожном транспорте.

После ввода в эксплуатацию новых объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему о всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Владелец инфраструктуры вносит изменения в ведомость железнодорожных путей необщего пользования - приложение к техническо-распорядительному акту станции примыкания.

Ранее аналогичное положение содержалось в пункте 1.7 Правил обслуживания железнодорожных подъездных путей, утвержденных приказом МПС РФ от 25.05.2000 N 15Ц.

Из заключения кадастрового инженера следует, что заявленный к регистрации объект является недвижимым имуществом.

Как следует из технического паспорта объекта, составленного в 2008 году и согласованного Начальником станции Ижоры Октябрьской железной дороги, железнодорожный подъездной путь № 1 представляет собой сложное сооружение, характеризующееся определенным месторасположением, обеспечивающим связь с железнодорожными путями общего пользования в установленном месте для обслуживания конкретных грузовладельцев (имеет конкретные точки примыкания).

При этом отсутствие в Передаточном акте подлежащего приватизации имущества сведений о подъездном пути как объекте недвижимости само по себе не подтверждает, что спорное сооружение относится к движимому имуществу.

Указанными документами подтверждено, в том числе соответствие железнодорожного пути обязательным требованиям специального законодательства, регулирующего деятельность организаций железнодорожного транспорта. В техническом паспорте железнодорожного пути имеется характеристика железнодорожного пути, указание на его балансовую принадлежность заявителю.

Таким образом, железнодорожный подъездной путь необщего пользования протяженностью 2930 м является сооружением, прочно связанным с землей и обладающим всеми признаками недвижимого имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации согласно статье 131 ГК РФ, а следовательно, и кадастровому учету в установленном законом порядке.

Согласно материалам дела правоустанавливающий документ – передаточный акт - в п. 1.4.50 содержит сведения о ж/д путях № 1, 2, 4-13, 15-18, 20-25, 28, 30-31, 33-34, 3 съезда, общей протяженностью 9556,3 м.

Железнодорожный путь № 1, заявленный к регистрации, выделен отдельно.  Технический паспорт ст. Ижоры Октябрьской железной дороги, в разделе «Ведомость путей» содержит исчерпывающий перечень ж/д путей по указанному адресу/участку, в том числе, ссылку на ж/д путь № 1. Общая протяженность путей, отраженная в Передаточном акте и техническом паспорте, тождественна.

В соответствии с п. 11 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 № 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" на железнодорожных станциях каждый железнодорожный путь, стрелочный перевод, станционный пост централизации и стрелочный пост, а на перегонах каждый главный железнодорожный путь должен иметь номер.

Не допускается устанавливать одинаковые номера железнодорожным путям, стрелочным переводам и постам в пределах одной железнодорожной станции.

В силу п. 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.

Как следует из раздела II («Ведомость путей») представленного государственному регистратору технического паспорта, при станции Ижоры Октябрьской железной дороги, отсутствует иной ж/д путь за регистрационным номером 1.

В п. 1.4.50 Передаточного акта содержится ссылка на ж/д путь под тем же № 1, расположенном на том же участке.

Из изложенного с учетом вышеприведенных положений Приказа № 286 следует, что Передаточный акт, технический паспорт содержат сведения об одном и том же объекте недвижимого имущества.

Иные способы идентификации, как то: координирование на местности, подробно описаны в заключении кадастрового инженера, также представленного Обществом при подаче заявления.

Довод жалобы о невозможности идентификации сооружения по присвоенному адресу в пределах переулка является необоснованным.

Вопреки доводам жалобы, указаний в качестве оснований для отказа на правомерность создания пути и его статус в качестве объекта недвижимости, оспариваемое уведомление не содержит.

В соответствии с изложенным отказ в осуществлении кадастрового учета, регистрации права собственности обоснованно признан незаконным судом первой инстанции с возложением на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем совершения действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект.

Выводы суда являются верными. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Материалы дела не содержат документально подтвержденных данных, позволяющих переоценить выводы арбитражного суда первой инстанции.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 21.04.2022 по делу №  А56-89211/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.М. Кротов

Судьи

Н.С. Полубехина

 В.В. Черемошкина