ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17473/2023 от 19.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1320/2023-149372(3)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2023 года  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Геворкян Д.С., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Сизовым А.К.
при участии:

от заявителя: Бородулин А.В. по доверенности от 03.03.2021 (онлайн)  от заинтересованных лиц: Терлецкая Ю.А. по доверенности от 23.05.2023 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-17473/2023) ООО "Металлопластмасс" на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  31.03.2023 по делу № А56-114056/2022 (судья Анисимова О.В.), принятое 

по иску ООО "Металлопластмасс"
к МИФНС № 23 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным требования,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Металлопластмасс» (адрес:  196191, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д.61, корп. 1, кВ. 61, ИНН 53200267494,  далее – ООО «Металлопластмасс», Общество, заявитель) обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением  о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России № 23 по  Санкт-Петербургу (адрес: 196158, Санкт-Петербург, ул. Пулковская, д.12, лит. А;  далее – Инспекция, налоговый орган) об уплате пени № 49579 по состоянию на  01.08.2022 и обязании налоговый орган возвратить Обществу сумму пеней по  налогу на прибыль в размере 875 979,95 руб. 

Решением суда от 31.03.2023 в удовлетворении заявленных требований  отказано. 

В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом  первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение  суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной 


жалобы ее податель ссылается на неверный расчет налоговым органом размера  пени. Также заявитель полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том,  что установленный законом срок для направления требования об уплате пеней не  является пресекательным. 

Протокольными определениями суда от 04.07.2023, 08.08.2023 судебное  разбирательство отложено для предоставления налоговым органом расчета пени,  с учетом предоставленных налогоплательщиком уточненных расчетов налога на  прибыль (к уменьшению), произведенных зачетов, заявлений об уточнении  платежей. 

В связи с наличием обстоятельств предусмотренных статьей 18 АПК  Российской Федерации произведена замена состава суда (судья Третьякова Н.О.  заменена на судью Геворкян Д.С.); рассмотрение жалобы начато сначала. 

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал,  настаивал на ее удовлетворении. 

Представитель инстанции инспекции с доводами жалобы не согласился по  основаниям, изложенным в отзывах, заявил ходатайство о привлечении к участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, Управления ФНС по Новгородской области. 

Апелляционный суд, рассмотрев заявленное ходатайство, не находит  оснований для его удовлетворения с учетом положений части 3 статьи 266 АПК РФ,  содержащей императивный запрет на привлечение к участию в деле третьих лиц на  стадии апелляционного обжалования решения суда первой инстанции. 

Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований  относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или  ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в  первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их  права или обязанности по отношению к одной из сторон. 

По смыслу и содержанию части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации следует, что основанием для вступления в процесс  третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, является возможность судебного акта по рассматриваемому делу  повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон, другими  словами, у данного лица имеются материально-правовые отношения со стороной по  делу, на которые может повлиять судебный акт по рассматриваемому делу в  будущем (предъявление регрессного иска и т.п.). 

При решении вопроса о допуске лица в процесс в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований, суд обязан исходить из того, какой  правовой интерес имеет данное лицо. Материальный интерес у третьих лиц  возникает в случае отсутствия защиты их субъективных прав и охраняемых законом  интересов в данном процессе, возникшем по заявлению истца к ответчику. 

При этом, налоговым органом не представлено доказательств того, что  принятый по данному делу судебный акт может повлиять на права и законные  интересы Управления ФНС по Новгородской области. 

 Какой-либо вывод суда первой инстанции, изложенный в мотивировочной  и(или) резолютивной части решения, не затрагивает прав и законных интересов не  привлеченного к участию в деле Управления ФНС по Новгородской области. Кроме  того, инспекция в суде первой инстанции не обращалась с подобным ходатайством. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 


Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано и состоит на  учете в Инспекции с 21.03.2018 по настоящее время (головная организация). 

С 12.04.2018 Общество также состоит на учете в Межрайонной ИФНС № 1 по  Новгородской области по месту нахождения обособленных подразделений: 

ООО «Металлопластмасс» применяет общую систему налогообложения,  является, в том числе, налогоплательщиком налога на прибыль организаций. 

За период с мая 2018 года по август 2021 года Обществом перечислен налог на  прибыль в бюджет Санкт-Петербурга в общей сумме 14 192 043,00 руб. 

При этом в период с декабря 2019 года по август 2022 года по заявлению ООО  «Металлопластмасс» было произведено уточнение платежей по налогу на прибыль  за 2018-2020 годы с ОКТМО 40375000 на ОКТМО 49606101 по месту нахождения  филиала. На основании указанного заявления налоговым органом произведено  уточнение платежей по налогу на прибыль организаций за 2018-2021 годы с ОКТМО  40375000 на ОКТМО 49606101 по месту нахождения филиала. 

После исполнения решений об уточнении денежные средства были списаны со  счета УФК по Санкт-Петербургу и учтены на счете УФК по Новгородской области  датами фактической уплаты, пени по ОКТМО 49606101 пересчитаны. 

Кроме того, Инспекцией 10.08.2021 приняты решения о зачете переплаты по  налогу на прибыль с ОКТМО 40375000 КПП 781001001 на ОКТМО 49606101 КПП  532045001. 

В связи с тем, что уплата налога на прибыль за обособленное подразделение  КПП 532045001 (ОКТМО 49606101) произведена Обществом с нарушением  установленного НК РФ срока уплаты, Инспекцией выставлено требование № 49579  от 01.08.2022 об уплате пени на сумму 877 779,04 руб. 

Согласно таблице расчета пени, в требование от 01.08.2022   № 49579 включена задолженность по пени за периоды: 

- 2018 год - полугодие, 9 месяцев, год (начисления отражены в КРСБ  налогоплательщика 26.05.2021, 07.06.2021, 28.07.2021, 29.07.2021); 

- 2019 год - 1 квартал, 9 месяцев, год (начисления отражены в КРСБ  налогоплательщика 12.05.2021, 26.05.2021); 

- 2020 год - 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год (начисления отражены в КРСБ  налогоплательщика 30.03.2021, 30.04.2021, 12.05.2021); 

- 2021 год - 1 квартал, полугодие.

Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось с жалобой в  Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу  от 18.10.2022 № 16-15/54117@ жалоба ООО «Металлопластмасс» оставлена без  удовлетворения. 

На основании заявления Общества инспекцией произведен зачет переплаты  в счет исполнения обязательств по уплате пени по налогу на прибыль на сумму  1799,09 рублей. 

Ссылаясь на несоответствие требования № 49579 Налоговому кодексу РФ и  фактической обязанности налогоплательщика Общество обратилось в 


арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного  акта инспекции (требования № 49579), а также об обязании возвратить излишне  взысканные денежные средства в сумме 875 979,95 рублей. 

В обоснование заявленных требований Общество указывает, что налог на  прибыль был уплачен в бюджет субъекта РФ в 2018 – 2021 гг., при этом ошибочное  перечисление сумм налога по ОКТМО 40375000 не свидетельствует о неисполнении  Обществом обязанности по уплате налога на прибыль, в связи с чем правовые  основания для начисления пени отсутствуют. 

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы  апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим  отмене. 

Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица  вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или  иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и  действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые  действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного  правового акта, действия (бездействия) может быть удовлетворено при наличии  одновременно двух условий: не соответствие закону или иному правовому акту и  нарушение прав и законных интересов лица, подавшего заявление. 

По смыслу статьи 286, пункта 1 статьи 289 НК РФ российские организации,  которые являются плательщиками налога на прибыль, независимо от наличия у них  обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, представляют  в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого  обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. 

В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу  признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый  квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. 

Налог на прибыль уплачивается в федеральный бюджет и бюджеты субъектов  Российской Федерации (абзац 2 статьи 50, пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, пункт 1 статьи 284 НК РФ). 

В силу пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым  налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим  налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и  сборах. 


Пунктом 1 статьи 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении  налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации  факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок,  приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик  обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в  налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном  указанной статьей. 

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган  налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к  занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести  необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган  уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.  При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения  установленного срока подачи декларации, не считается представленной с  нарушением срока. 

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров  бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных  данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с  налогообложением. 

Ответственность за достоверность и полноту отражаемых в налоговой  отчетности сведений об объектах налогообложения, а также за правильное ведение  достоверного учета и надлежащего оформления документов, подтверждающих  совершение хозяйственных операций, несет налогоплательщик. 

Согласно пункту 1 статьи 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении  налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи  налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 Кодекса. 

Пунктом 4 статьи 289 НК РФ определено, что налоговые декларации  (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются  налогоплательщиками- (налоговыми агентами) непозднее 28 марта года,  следующего за истекшим налоговым периодом. 

В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 287 НК РФ ежемесячные авансовые  платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не  позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная  данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в  случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в  связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в  более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и  сборах сроки. 

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено статьей 75 НК РФ и главами 25  и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, за каждый календарный день  просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за  установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день  исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на  недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 статьи 75 НК РФ). 

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно  исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено  законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления 


налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об  уплате налога. 

Согласно пунктам 1, 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно  быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления  недоимки. 

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя  производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. 

В пункте 4 статьи 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно  содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней,  начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога,  установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения  требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения  обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения  требования основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о  налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. 

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с  даты получения указанного требования, если более продолжительный период  времени для уплаты налога не указан в этом требовании. 

Пунктом 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при  применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской  Федерации" определено, что при рассмотрении споров о признании требования  недействительным по мотиву неуказания в нем каких-либо из перечисленных в  пункте 4 статьи 69 НК РФ сведений, судам необходимо учитывать, что в основе  требования об уплате налога лежит либо решение, принятое по результатам  рассмотрения материалов налоговой проверки, либо представленная  налогоплательщиком налоговая декларация, либо налоговое уведомление. 

Поэтому требование об уплате налога не может быть признано  недействительным в связи с отсутствием в нем сведений, указанных в пункте 4  статьи 69 НК РФ, если такие сведения содержатся соответственно в решении,  налоговой декларации, налоговом уведомлении и на эти документы имеется ссылка  в данном требовании. Требование об уплате недоимок и пеней может быть  признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности  налогоплательщика по их уплате. 

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога  должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику  консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня  выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим  Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам,  относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося  индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или  индивидуального предпринимателя - 3000 рублей, требование об уплате налога  должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня  выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. 

Требование об уплате налога, пеней может быть признано недействительным,  если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их  уплате. 

Как следует из материалов дела Инспекцией в адрес налогоплательщика  выставлено требование об уплате пени по налогу на прибыль, уплачиваемому в  бюджет субъекта РФ (ОКТМО 49606101) № 49579 на сумму 877 779,04 рубля. 


Согласно таблице расчета пени, в требование от 01.08.2022 

 № 49579 включены пени, начисленные в связи с нарушением срока уплаты налога  на прибыль (авансовых платежей) уплачиваемого в бюджет субъекта РФ (ОКТМО  49606101) за: 

полугодие, 9 месяцев, 2018 год;
1 квартал, 9 месяцев, 2019 год;
1 квартал, полугодие, 9 месяцев, 2020 год;
1 квартал, полугодие 2021 год.
Пени начислены за период с 31.07.2018 по 10.08.2021.

Апелляционный суд проверив расчет пени, с учетом положения ст. 45, 75, 78,  81, 287, 289 НК РФ установил, что в рассматриваемом случае обжалуемое  требование частично не соответствует фактической обязанности  налогоплательщика по уплате пени по налогу на прибыль по обособленному  подразделению (ОКТМО 49606101). 

Как следует из материалов дела, с учетом предоставленных Обществом  уточненных расчетов по налогу на прибыль, у налогоплательщика возникла  обязанность по уплате в бюджет субъекта РФ (обособленное подразделение  ОКТМО 49606101) налога на прибыль (авансовых платежей): 

По сроку 30.07.2018 – 2 336 505 рублей:

По сроку 28.08.2018 - 584 126 рублей;  По сроку 28.09.2018 – 584 126 рублей;  По сроку 29.10.2018 – 53 009 рублей; 

По сроку 28.11.2018 – 451 347 рублей;  По сроку 28.12.2018 – 451 348 рублей;  По сроку 28.01.2019 – 451 347 рублей;  По сроку 28.02.2019 – 451 347 рублей;  По сроку 28.03.2019 – 451 348 рублей;  По сроку 28.03.2019 – 546 751 рубль; 

По сроку 29.04.2019 – 459 080 рублей;  По сроку 28.05.2019 – 453 280 рублей;  По сроку 28.06.2019 – 453 282 рубля; 

По сроку 29.07.2019 – 210 019 рублей;  По сроку 28.08.2019 – 392 465 рублей;  По сроку 30.09.2019 – 392 466 рублей;  По сроку 28.10.2019 – 655 142 рублей;  По сроку 28.11.2019 – 458 134 рублей;  По сроку 30.12.2019 – 458 136 рублей;  По сроку 28.01.2020 – 458 134 рублей;  По сроку 28.02.2020 – 458 134 рублей;  По сроку 28.03.2020 – 458 134 рублей;  По сроку 28.03.2020 – 223 141 рубль; 

По сроку 28.05.2020 – 226 665 рублей;  По сроку 28.06.2020 – 226 665 рублей;  По сроку 28.07.2020 – 73 641 рубль; 

По сроку 28.08.2020 – 73 641 рублей;
По сроку 28.09.2020 – 73 642 рублей;
По сроку 28.10.2020 – 23 566 рублей;
По сроку 30.11.2020 – 61 122 рубля;
По сроку 28.12.2020 – 61 124 рублей;
По сроку 28.01.2021 – 61 122 рубля;
По сроку 01.03.2021 – 61 122 рубля;


По сроку 29.03.2021 - 61 124 рубля;  По сроку 28.03.2021 – 164 240 рублей; 

По сроку 28.04.2021 – 244 010 рублей;

По сроку 28.05.2021 – 106 844 рубля;  По сроку 28.06.2021 – 106 846 рубля;  По сроку 28.07.2021 – 541 639 рублей. 

Налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении  платежей по налогу на прибыль уплаченных по платежным поручениям на  реквизиты по обособленному подразделению ОКТМО 49606101 и налоговый орган 

принял решение об уточнении платежа:  п/п от 07.05.2018 – 188 525 рублей  п/п от 16.05.2018 – 56 055 рублей;  п/п от 16.05.2018 – 62 842 рублей;  п/п от 30.07.2018 – 185 000 рублей;  п/п от 06.02.2019 - 4 467 000 рублей;  п/п от 25.03.2019 – 355 593 рубля;  п/п от 10.04.2019 – 515 068 рублей;  п/п от 29.04.2019 – 453 280 рублей;  п/п от 10.07.2019 – 453 282 рублей;  п/п от 25.07.2019 – 453 280 рублей;  п/п от 23.10.2019 – 197 008 рублей;  п/п от 18.11.2019 – 439066 рублей;  п/п от 10.12.2019 – 458 134 рублей;  п/п от 18.12.2019 – 439 066 рублей;  п/п от 27.03.2020 – 299 612 рублей;  п/п 17.03.2020 – 458 134 рублей; 

п/п от 23.03.2020 – 578 989 рублей;  п/п от 30.10.2020 – 61 122 рубля; 

п/п от 25.02.2021 – 61 122 рубля;

п/п от 24.03.2021 – 164 240 рублей;  п/п от 24.03.2021 – 61 122 рубля; 

п/п от 28.04.2021 – 106 844 рубля;  п/п от 28.04.2021 – 137 166 рублей;  п/п от 26.05.2021 – 106 844 рубля;  п/п от 24.06.2021 – 106846 рублей;  п/п от 28.07.2021 – 379 201 рублей;  п/п от 28.07.2021 – 233 245 рублей.  Пунктом 7 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) 

предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом,  предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской  Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки  в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления  соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации,  налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств  в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый  орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной  ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату  соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской  Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа,  налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства. 


Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном  носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной  подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет  налогоплательщика. 

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об  уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об  уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему  Российской Федерации. 

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных  настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у  налогоплательщика недоимки. 

При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней,  начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в  бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом  решения об уточнении платежа. 

Таким образом, при принятии решения по заявлению налогоплательщика об  уточнении платежа, датой уплаты налога признается дата перечисления денежных  средств в бюджетную систему, а не дата принятия решения об уточнения платежа. 

По заявлению налогоплательщика 10.08.2021 налоговым органом приняты  решения о зачете переплаты в счет налога на прибыль по обособленному  подразделению ОКТМО 49606101 на общую сумму 2 797 747 рублей. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога  считается исполненной налогоплательщиком со дня вынесения налоговым органом  решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных  налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате  соответствующего налога. 

Указанные данные подтверждены, представленными налоговым органом в  материалы дела, расчетом пени (л.д. 126 - 138), сводной таблицей по срокам  начислений и датам уплаты (л.д. 58 - 59), решениями о зачете от 10.08.2021 (л.д. 17  - 20), обращением об уточнении платежа (л.д. 16). 

На основании ст. 75 НК, с учетом фактической обязанности по уплате в  бюджет субъекта РФ налога на прибыль, уточнений платежей и решений о зачете,  за период с 31.07.2018 по 10.08.2021 подлежит начислению пени в сумме 337 551,71  рубль: 

с 31.07.2018 по 06.02.2019 в сумме 176 232,84 рублей (недоимка 1 844 083  рубля); 

с 29.08.2018 по 06.02.2019 в сумме 43 045,22 рубля (недоимка 584 126  рублей); 

с 28.09.2018 по 06.02.2019 в сумме 38 464,69 рублей (недоимка 584 126  рублей); 

с 30.10.2018 по 06.02.2019 в сумме 2271,44 рубля (недоимка 53 009 рублей); 

с 29.11.2018 по 06.02.2019 в сумме 12 524,88 рублей (недоимка 451 347  рублей); 

с 29.12.2018 по 06.02.2019 в сумме 5829,91 рубль (недоимка 451 347 рублей); 

с 29.01.2019 по 06.02.2019 в сумме 1049,38 рублей (недоимка 451 347 рублей); 

с 29.10.2019 по 18.11.2019 в сумме 532,69 рублей (недоимка 458 134 рубля);  с 29.10.2019 по 18.11.2019 в сумме 896,39 рублей (недоимка 197 008 рубля);  с 29.11.2019 по 10.12.2019 в сумме 866,19 рублей (недоимка 458 134 рубля);  с 29.01.2020 по 17.03.2020 в сумме 720,73 рубля (недоимка 458 134 рубля); 

с 29.02.2020 по 20.03.2020 в сумме 1680,84 рублей (недоимка 458 134 рубля); 

с 13.05.2020 по 27.07.2020 в сумме 1638,27 рублей (недоимка 226 665 рублей); 


с 13.05.2020 по 27.07.2020 в сумме 1451,90 рублей; 

с 29.05.2020 по 27.07.2020 в сумме 3237,54 рубля (недоимка 226 665 рублей);  с 30.06.2020 по 25.02.2021 в сумме 6578,28 рублей (недоимка 226 665 рублей); 

с 29.07.2020 по 24.03.2021 в сумме 4595,46 рублей (недоимка 73 641 рубль);  с 29.08.2020 по 24.03.2021 в сумме 4030,62 (недоимка 73 641 рубль); 

с 29.09.2020 по 24.03.2021 в сумме 3383,85 рублей (недоимка 73 642 рубля);  с 29.10.2020 по 28.04.2021 в сумме 2777,03 рублей (недоимка 61 122 рубля);  с 01.12.2020 по 28.04.2021 в сумме 2365,42 рубля (недоимка 61 122 рубля);  с 29.12.2020 по 28.04.2021 в сумме 1880,58 рублей (недоимка 61 124 рубля);  с 29.01.2021 по 28.04.2021 в сумме 1343,66 рублей (недоимка 61 122 рубля);  с 02.03.2021 по 26.05.2021 в сумме 1218,58 рублей (недоимка 61122 рубля);  с 30.03.2021 по 28.07.2021 в сумме 4659,70 рублей (недоимка 164 240 рублей); 

с 30.03.2021 по 24.06.2021 в сумме 856,59 рублей (недоимка 61 124 рубля);  с 29.04.2021 по 28.07.2021 в сумме 3703,48 рублей (недоимка 137 166 рублей); 

с 29.04.2021 по 28.07.2021 в сумме 2884,79 рублей (недоимка 106 844 рублей);  с 29.05.2021 по 28.07.2021 в сумме 1793,19 рублей (недоимка 106 844 рублей);  с 29.06.2021 по 10.08.2021 в сумме 969,49 рублей (недоимка 106 846 рублей); 

с 29.07.2021 по 10.08.2021 в сумме 1068,08 рублей (недоимка 379 201 рублей). 

Поскольку пени в сумме 540 227,33 рубля (877 779,04 – 337 551,71) не 

соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате, 

заявление Общества о признании недействительным требования Межрайонной 

инспекции ФНС РФ № 23 по Санкт-Петербургу от 01.08.2022 № 49579 подлежит 

удовлетворению в части пени по налогу на прибыль, начисляемого в бюджет 

субъектов РФ (ОКТМО 49606101) в сумме 540 227,33 рубля.

Основания для признания недействительным требования инспекции в 

остальной части отсутствуют.

Обществом также заявлено требование об обязании инспекции возвратить 

Обществу сумму пеней по налогу на прибыль в размере 875 979,95 руб.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявления 

Общества в указанной части по следующим основаниям.

В силу пункта 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда 

Российской Федерации от 30 июня 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, 

возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового 

кодекса Российской Федерации", а также пункта 28 "Обзора судебной практики 

Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного 

Суда РФ 19.10.2016) налогоплательщик вправе обратиться в суд с имущественным 

требованием о возврате (возмещении) сумм излишне взысканных налогов, пеней и 

штрафов независимо от оспаривания ненормативных актов налогового органа, на 

основании которых указанные суммы были взысканы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного 

налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном 

настоящей статьей.

В силу п. 2 ст. 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного 

налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения 

письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с 

усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным 

каналам связи или представленного через яичный кабинет налогоплательщика) 

налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

На основании пункта 3 статьи 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне 

взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в 


течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте  излишнего взыскания с него налога. 

Материалами дела подтверждено, что на основании решения инспекции  20.10.2022 денежные средства списаны с расчетного счета общества в  принудительном порядке. 

Вместе с тем, в нарушении требований ст. 79 НК РФ Общество с заявлением  о возврате излишне взысканных пени в налоговый орган по месту учета ни до  обращения в суд, ни в ходе рассмотрения дела в суде не обращалось. 

Доказательств обращения с заявлением о возврате излишне взысканных  пеней Обществом в материалы дела не представлено. 

При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для  удовлетворения требования Общества об обязании возвратить излишне  взысканные пени. 

Таким образом, рассмотрев апелляционную жалобу и изучив материалы дела,  суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при принятии обжалуемого  решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства,  имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам  дела, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции  подлежит отмене, а заявление налогоплательщика - частичному удовлетворению. 

Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 31.03.2023 по делу N А56-114056/2022 отменить. 

Признать недействительным требование Межрайонной инспекции ФНС РФ №  23 по Санкт-Петербургу от 01.08.2022 № 49579 в части пени по налогу на прибыль,  начисляемого в бюджет субъектов РФ (ОКТМО 49606101) в сумме 540 227,33  рубля. 

В остальной части в удовлетворении требований отказать.

 Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС РФ № 23 по Санкт-Петербургу в  пользу ООО «Металлопластмасс» расходы по уплате государственной пошлины в  сумме 4500 рублей. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий О.В. Горбачева  Судьи 

Д.С. Геворкян

 М.Г. Титова