ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17631/2022 от 26.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 июля 2022 года

Дело № А56-44353/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Слоневской А.Ю.,

судей  Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,

при участии: 

от истца: ФИО1 по доверенности от 30.04.2022;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 27.12.2021;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-17631/2022 )  Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2022 по делу № А56-44353/2021 , принятое

по иску публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №1»

к Жилищному комитету

о взыскании,

третьи лица: товарищество собственников жилья «Галерный 5», жилищно-строительный кооператив № 203, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга»,  жилищный кооператив «Турку 25/1», товарищество собственников жилья «Барс», государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 245 имени героя советского союза ФИО3 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, жилищно-строительный кооператив № 5,

установил:

публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания N 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>; Санкт-Петербург, пр.Добролюбова, д.16, корп.2А, пом.54Н; далее –  Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета
(ОГРН <***>, ИНН <***>; Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11; далее – Комитет) о взыскании убытков в размере 4 657 806 руб. 98 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья «Галерный 5», жилищно-строительный кооператив № 203, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Жилищное агентство Кировского района Санкт-Петербурга», жилищный кооператив «Турку, 25-1», товарищество собственников жилья «БАРС», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 245, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, жилищно-строительный кооператив № 8.

Требование о взыскании убытков в размере 3 397 020 руб. 56 коп., возникших в связи с исполнением обязательств по договору теплоснабжения (в горячей воде) № 30865 от 01.06.2005 с товариществом собственников жилья «Галерный 5», выделены в отдельное производство, делу присвоен № А56-39816/2022.

В настоящем деле рассматриваются требования истца о взыскании убытков в размере 1 260 786 руб. 42 коп.

Решением суда от 22.04.2022 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда от 22.04.2022, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, ссылается на то, что установление компенсации потерь, вызванной межтарифной разницей, свидетельствует об отсутствии виновности и бездействия со стороны Санкт-Петербурга.

Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и третьи лица (абоненты) заключили договоры теплоснабжения № 54058 от 27.06.2019, № 5111 от 01.08.2003, № 10308 от 01.01.2003, № 7122 от 01.01.2007,
№ 10118 от 01.04.2002, № 9521 от 27.03.2018, № 9522 от 27.03.2018, № 6376 от 01.12.2003, № 98000 (далее –  договоры), согласно которым согласно которым энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединительную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию и (или) теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.

Компания направила ответчику претензии от 09.04.2021 № 3305-02/13, от 31.03.2021 № 2965-02/14, от 31.03.2021 № 2963-02/14, от 26.03.2021 № 2851-02/14, от 26032021 № 2846-02/14, от 09.04.2021 № 3311-02/14 с просьбой выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов согласно договору от 25.03.2020 N ВВД-06.

В связи с поставкой на основании договоров тепловой энергии сумма убытков в виде разницы в тарифах за период с декабря 2018 года по апрель 2020 года составила 1 260 786 руб. 42 коп. Претензия Компании оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила N 354).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).

В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга» от 23.03.2016 N 111-17 (далее –  Закон о льготных тарифах) для истца в соответствии с распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р (в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 198-р) и от 19.12.2018 N 199-р (в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 17.06.2019 N 57-р), установлены следующие тарифы на тепловую энергию для льготной группы потребителей: в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 1 765,33 руб./Гкал (с НДС). Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга для истца установлены следующие тарифы на тепловую энергию для группы потребителей «население»: в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 2 100,30 руб./Гкал (с НДС).

Факт несения истцом убытков в связи с применением для расчетов с Кооперативом тарифов на тепловую энергию, установленных для граждан, Комитетом не опровергнут.

Применение Компанией при расчетах установленных для граждан тарифов ниже экономически обоснованных повлекло возникновение межтарифной разницы.

Таким образом, межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".

При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.

Порядок предоставления субсидий за период декабря 2018 года по апрель 2020 года регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 N 1012 «О порядке предоставления в 2019 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов» согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.03.2020 N 137 (далее – Порядок N 137), согласно которому субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате применения получателями субсидий льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга, установленных в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 02.03.2016 N 111-17 «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность) на территории Санкт-Петербурга» (далее – Закон) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на соответствующий год, в расчетах за тепловую энергию с лицами, указанными в пункте 1 статьи 1 Закона, с 01.12.2019 по 30.11.2020 в целях реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 491, в части, касающейся обеспечения потребителей тепловой энергией по доступной цене в соответствии с установленными тарифами.

Величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически приобретенного у ресурсоснабжающих организаций либо абонентов ресурсоснабжающих организаций объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по тарифу, установленному Комитетом по тарифам для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Право Компании требовать возмещения убытков, возникших в результате тарифного регулирования, само по себе обусловлено наличием межтарифной разницы.

В письмах от 11.12.2020 N 10005-02/14, от 12.01.2021 N 20-02/14, от 27.01.2021 N 402-02/14, от 09.04.2021 N 3306-02/14, от 20.01.2021 N 236/-2/14, от 20.01.2021 N 234-02/14 о выделении субсидий Компания уведомила Комитет о направлении абонентам актов сверки объемов отпущенной тепловой энергии, которые они не подписали.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как возмещение убытков. Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками, в частности, понимаются неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Уклонение абонентов от подписания актов сверок объемов отпущенного по договору коммунального ресурса не может служить основанием для отказа в возмещении понесенных Компанией убытков. Мотивированных возражений о несогласии с объемами поданного коммунального ресурса абонентом не представлено. Учитывая, что межтарифная разница возникает в связи с несовпадением стоимости фактически отпущенного объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга экономически обоснованному тарифу на тепловую энергию и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по льготному тарифу, отказ Комитета в возмещении ресурсоснабжающей организации межтарифной разницы при отсутствии в материалах дела относимых и допустимых доказательств завышения Компанией объемов отпущенной тепловой энергии, положенных в основу расчета субсидии, является неправомерным.

Возражая против удовлетворения иска, Комитет не представил доказательства, опровергающие иск. Причины разногласий и иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии в актах сверки объемов не указан. Так как Комитет не представил доказательств возмещения Компании межтарифной разницы по состоянию на дату рассмотрения спора, иск правомерно удовлетворен в размере 1 260 786 руб. 42 коп. С учетом изложенного, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2022 по делу №  А56-44353/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Ю. Слоневская

Судьи

Н.А. Мельникова

 Е.В. Савина