ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-17851/2022 от 26.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 июля 2022 года

Дело № А56-20427/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 21.09.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-17851/2022 ) ГЖИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.05.2022 по делу № А56-20427/2022 , принятое

по заявлению  ГУПРЭП "Строитель"

к   ГЖИ

об оспаривании постановления

установил:

Санкт-Петербургское государственное унитарное производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие «Строитель» (ОГРН: <***>, адрес: 198097, Санкт-Петербург, Стачек пр-кт, 75, далее – заявитель, Предприятие, ГУПРЭП "Строитель") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН <***>, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее – Инспекция, ГЖИ, административный орган) от 09.02.2022 по делу об административном нарушении № 205/22, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.

Решением от 10.05.2022 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление ГЖИ от 09.02.2022 по делу об административном нарушении № 205/22, вынесенное в отношении ГУПРЭП "Строитель".

Не согласившись с решением суда, ГЖИ обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что Предприятие не приняло достаточных мер по обеспечению нормативного уровня предоставляемых коммунальных услуг, температура воздуха в квартире № 609 не соответствует установленным нормативным показателям. Инспекция также указывает на то, что показателями качества отопления являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, а не температура теплоносителя системы теплоснабжения.

В судебном заседании представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

ГЖИ, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Предприятие в качестве управляющей организации обеспечивает управление многоквартирными домами, в частности, многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург,  пр-кт Стачек, д. 67, корп. 6, стр. А (далее – МКД), что подтверждается лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 14.04.2015 № 78-000073.

Как следует из материалов дела, в связи с обращениями жильцов квартиры №609 в МКД с жалобами на низкую температуру воздуха в квартире, 22.12.2021 на основании распоряжения ГЖИ от 21.12.2021 № 04/21/1038-р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Предприятием лицензионных требований к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом, о проведении которой Предприятие уведомлено 21.12.2021.

По результатам проверки, проведенной с участием представителя Предприятия с применением фотофиксации, установлено, что квартира №609 расположена на 1 этаже, подвальное помещение под квартирой находится в надлежащем состоянии, утечки на инженерных коммуникациях отсутствуют. В ходе замера температуры воздуха в квартире установлено, в частности, что в угловой комнате температура воздуха составила 18,3 С (температура наружного воздуха –11 С), что не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Указанные обстоятельства и выводы отражены ГЖИ в акте проверки от 22.12.2021  № 04/21/1038-Р. К акту представлено свидетельство о поверке  №С-АКЗ/21-07-2021/80570131 от 21.07.2021 сроком по 20.07.2022 к термометру контактному цифровому ТК-5-06,  имеющему в составе зонд  ЗВ.150 №1607328 (для измерения контактным методом температуры газообразных сред) (л.д.27-29).

19.01.2022 в отношении Предприятия составлен протокол №04/21/1038-р об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3  КоАП РФ.

Постановлением ГЖИ от 09.02.2022 по делу об административном нарушении № 205/22 Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.

Предприятие не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 09.02.2022 по делу об административном нарушении № 205/22.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.

В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.

Из пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), следует, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается, в частности, с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу подпункта «в» пункта 31 Правил №354 исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «б», «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил.

Согласно подпункта «в» пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Приложением № 1 к Правилам №354 установлено, что требование к качеству услуги отопление включает обеспечение нормативной температуры воздуха - в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C); - в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, нормативное превышение допустимой температуры не более 4 градусов Цельсия.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила №170).

Согласно пункту 5.2.1 Правил №170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: - поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; - поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; - равномерный прогрев всех нагревательных приборов; - поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; - наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму. Надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться проведением повседневного контроля за температурой и давлением теплоносителя (пункт 5.2.17).

Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491), установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила технической эксплуатации).

Согласно пункту 9.1.1 Правил технической эксплуатации в тепловых пунктах предусматривается размещение оборудования, арматуры, приборов контроля, управления и автоматизации, посредством которых осуществляется: преобразование вида теплоносителя или его параметров; контроль параметров теплоносителя;  регулирование расхода теплоносителя и распределение его по системам потребления  теплоты; защита местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя.

Таким образом, показателями качества оказываемой коммунальной услуги по отоплению и соблюдения лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирным домом является обеспечение параметров температуры воздуха в жилых помещениях при исполнении обязанностей по содержанию внутридомовых систем в состоянии, необходимом для обеспечения нормативно-допустимых  параметров температуры воздуха в помещениях.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что Предприятие не приняло достаточных мер по обеспечению нормативного уровня предоставляемых коммунальных услуг, температура воздуха в квартире № 609 не соответствует установленным нормативным показателям. Инспекция также указывает на то, что показателями качества отопления являются параметры температуры воздуха в жилых помещениях, а не температура теплоносителя системы теплоснабжения.

Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, в ходе проверки ГЖИ не устанавливалось состояние внутридомовых систем отопления и его связь с пониженной температурой воздуха в угловом  помещении обследованной  квартиры.

В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Однако Инспекцией также не устанавливались обстоятельства, связанные с соблюдением ресурсоснабжающей организацией требований к качеству коммунального ресурса на нужды отопления, установленных нормативными правовыми актами и договором теплоснабжения, в том числе, не обследовались соответствующее оборудование, приборы контроля с целью установления 22.12.2021 температуры теплоносителя на вводе в многоквартирный дом.

Из акта проверки от 22.12.2021 № 04/21/1038-Р следует что температура воздуха в неугловой комнате квартиры №609 составила +19 С, что соответствует требованиям Правил № 354. Кроме того, зафиксировано отсутствие утечки на инженерных сетях подвала под квартирой № 609.

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, состояние межпанельных швов (при наличии), состояние иного общего имущества, оборудования, которое могло повлиять на обеспечение требуемой температуры воздуха в жилом помещении, ГЖИ не устанавливалось.

В свою очередь Предприятием в материалы дела представлено заключение технического специалиста ООО «Омега» №24475483 от 20.01.2022, составленного по поручению Предприятия, из которого следует, что по результатам визуального и тепловизионного обследования, а также исходя из требований указанной в заключении нормативной документации, теплопотери в квартире №609 не выявлены, при этом обнаружено наличие пропуска холодного воздуха через открытый клапан приточной вентиляции, создающие постоянно эффект открытого окна (л.д. 48-65).

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что Инспекцией в рассматриваемом случае не исследованы и не исключены такие обстоятельства как ненадлежащее исполнение ресурсоснабжающей организацией договора теплоснабжения, так и действия самого собственника квартиры №609 по вышеуказанному адресу, повлекшие понижение температуры воздуха в угловом помещении квартиры.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом не доказано нарушение Предприятием требований Правил N 354.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности нарушения Предприятием вышеприведенных положений Правил N 354, что свидетельствует о недоказанности в действиях заявителя события и состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

В силу статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Предприятием требования, признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 09.02.2022 по делу об административном нарушении № 205/22.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 мая 2022 года по делу № А56-20427/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева