ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-18009/18 от 20.08.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1203/2018-438735(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1  при участии: 

от заявителя: ФИО2, доверенность от 15.08.2018

от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 09.01.2018, ФИО4, доверенность от 12.01.2018; 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-18009/2018) Государственной жилищной инспекции  Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области от 28.05.2018 по делу № А56-1618/2018 (судья Ресовская  Т.М.), принятое 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЖКС № 3  Красногвардейского района» 


к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга

об оспаривании предписания

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЖКС № 3 Красногвардейского района» (далее – ЖКС) обратилось в  Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением  об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт- Петербурга (далее - Инспекция) от 26.09.2017 № 11/10048-р в части пунктов 1.1, 1.2,  1.3, 3, 6, 7, 13, 14, 17, 18, 19, 20 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее –  АПК РФ). 

Решением от 28.05.2018 арбитражный суд признал недействительными  пункты 1.2 (в части указания суммы, превышающей 7 967 909,80 руб.), 1.3, 3, 6, 7, 17,  18, 19, 20 оспариваемого предписания; в удовлетворении остальной части  заявления отказал. 

В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в части  признания недействительными пунктов 6, 7, 17, 18 предписания от 26.09.2017   № 11/10048-р в связи с тем, что, по ее мнению, данными пунктами подтверждается  нарушение заявителем лицензионных требований, установленных подпунктами «в»,  «д» пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по  управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила   № 416), подпунктами «а», «д» пункта 10 Правил содержания общего имущества в  многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), а также Правил  предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление  Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила   № 354). 

Согласно отзыву ЖКС против удовлетворения жалобы возражает, считает  обжалуемое решение суда законным и обоснованным. 

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали  свои позиции. 


Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 26.07.2017   № 11/10048-р Инспекцией в период с 01.08.2017 по 28.08.2017 проведена плановая  проверка соблюдения ЖКС обязательных требований законодательства при  управлении многоквартирными домами. 

По результатам проверки составлен акт проверки от 28.08.2017 № 11/10048-р  и выдано оспариваемое предписание. 

Данное предписание оспорено заявителем в судебном порядке. 

Исследовав имеющиеся в деле документы и выслушав представителей лиц,  участвующих в деле, апелляционный суд не нашел оснований для отмены  обжалуемого решения. 

По договору управления многоквартирным домом одна сторона  (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности -  собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного  срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему  содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (пункт 2 статьи 162  Жилищного Кодекса Российской Федерации; далее – ЖК РФ). 

В силу положений статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О  лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ)  лицензионные требования включают в себя требования, в том числе к деятельности  юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах  деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии  с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и  направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе  требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи (часть 2). К  лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении  законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в  целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых  является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным  видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также  требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг (часть 4). 

Реализация полномочий, предусмотренных Положением о лицензировании  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, 


Положением о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих  организаций и Положением об осуществлении контроля за соблюдением  требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными  домами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской  Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации  предельной численности работников Министерства и бюджетных ассигнований,  предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и  управление в сфере установленных функций (пункт 3 Положения о лицензировании  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,  утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110; далее -  Положение N 1110). 

В соответствии с положениями пункта 4 Правил № 416 управление  многоквартирным домом предусматривает, в том числе подготовку предложений по  вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в  многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников  помещений в многоквартирном доме, в том числе: расчет и обоснование  финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ,  входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких  потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке  услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ) (подпункт «в»).  Управление многоквартирным домом также предусматривает организацию оказания  услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным  решением собрания, в том числе: выбор, в том числе на конкурсной основе,  исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в  многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников  помещений в многоквартирном доме (подпункт «д»). 

Исходя из требований пункта 10 Правил № 491, общее имущество должно  содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской  Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,  техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии,  обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности  многоквартирного дома (подпункт «а»); постоянную готовность инженерных  коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего 


имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных  ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с  Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям  помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила  предоставления коммунальных услуг) (подпункт «д»). 

Исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы  при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих  коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению  энергетической эффективности (подпункт «у(1)» пункта 31 Правил № 354). 

Пунктами 6 и 7 оспариваемого предписания заявителю вменено нарушение  подпунктов «в», «д» пункта 4 Постановления № 416, подпункта «а» пункта 10  Постановления № 491, а именно: за период 2014-2016 выполнено работ по очистке  кровель от снега и наледи подрядным способом на 8 674 349,69 руб. меньше, чем  поступило от населения, арендаторов на оказание услуг по очистке кровель от снега  и наледи; не подтверждено документально целевое расходование денежных  средств, полученных за вывоз и утилизацию ТБО на сумму 4.286 491,14 руб. за 2014  год и на сумму за 13 798 828,44 руб. 2015-2016 годы. 

В соответствии с пунктом 17 оспариваемого предписания заявителем не  подтверждено целевое расходование денежных средств, полученных в рамках  статьи за техническое, аварийное обслуживание и ремонт ВДГО, за содержание  общего имущества, за эксплуатацию коллективных приборов учета используемых  энергоресурсов, за техническое обслуживание и ремонт лифтов. 

Согласно пункту 18 данного предписания, Арсенал представил информацию  о целевом расходовании денежных средств, полученных в качестве разницы при  расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих  коэффициентов на сумму 10 010 312,43 руб. 

Как правильно указано в обжалуемом решении, предметом лицензионного  контроля со стороны уполномоченного органа являются соблюдение лицензиатом  нормативных актов компетентных органов в сфере управления МКД, содержащиеся  в документах лицензиата сведения о его фактической деятельности, о принимаемых  им мерах по соблюдению лицензионных требований. В соответствии с пунктом 7  части 1 статьи 193 ЖК РФ, пунктом 3 Положения № 1110 к числу лицензионных  требований относятся, в том числе соблюдение управляющей организацией  требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение 


обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных  частью 2 статьи 162 ЖК РФ (обязанностей по управлению многоквартирным домом,  надлежащему оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту  общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг  собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом  доме лицам, осуществлению иной, направленной на достижение целей управления  многоквартирным домом деятельности). Документальное неподтверждение  целевого использования денежных средств не является нарушением лицензионных  требований, в силу чего пункты 6, 7, 17 и 18 оспариваемого предписания  необоснованны. 

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 28.05.2018 по делу № А56-1618/2018 оставить без изменения,  апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга –  без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия. 

Председательствующий И.В. Юрков

Судьи Л.В. Зотеева 

 Е.А. Сомова