ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
29 июля 2022 года | Дело № А21-870/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.10.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 24.12.2021 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-18108/2022 ) общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Агроопт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2022 по делу № А21-870/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Агроопт"
к Калининградской областной таможне
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Агроопт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Калининградской областной таможни (236016, <...>) (далее - Таможня, таможенный орган, административный орган) по делу об административном правонарушении от 29 декабря 2020 года № 10012000-1839/2020.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14 апреля 2021 года по настоящему делу № А21-870/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2021 года, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2021 года вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 06.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции, ссылается на то, что доказательств вручения Обществу письма с требованиями Таможни не представлено.
В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Таможни просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом, выступающим в качестве получателя и декларанта товаров, на территорию Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области были ввезены иностранные товары «санитарно-технические изделия из пластмасс, изготовленные из полимеров акрила: душевые кабины... (товар № 1); ванны акриловые... (товар № 2)», код ТН ВЭД ЕАЭС 3922 10 000 0, страна 3 происхождения - Испания, которые помещены обществом под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) по декларации на товары (далее - ДТ) № 10012020/040719/0077525.
Должностным лицом отдела таможенного контроля в отношении Общества проведена проверка наличия системы учета товаров и ведения учета товаров (акт проверки наличия системы учета товаров и ведения учета № 10012000/210/111220/А000091/000 от 11 декабря 2020 года).
В целях проверки соблюдения условий и ограничений таможенной процедуры свободной таможенной зоны у Общества запрошена отчётность о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, применяемой в Калининградской области (далее - отчётность) по товарам, задекларированным по ДТ № 10012020/040719/0077525.
Таможенным органом установлен срок предоставления отчётности - в семидневный срок с момента получения запроса.
Согласно поступившему в таможенный орган почтовому уведомлению № 23603537570568 и отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 23603537570568 с сайта «Почты России», требование Таможни получено Обществом 24 декабря 2019 года.
Таким образом, срок представления отчетности был ограничен датой - до 31 декабря 2019 года, являющегося рабочим днем (включительно). Вместе с тем, на момент истечения сроков представления отчетности и на дату окончания проверки наличия системы учета товаров и ведения учета, запрошенная отчетность обществом в таможенный орган не представлена.
По данному факту 11 декабря 2020 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 10012000-1839/2020 по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 29.12.2020 №10012000-1839/2020, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии со статьей 345 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций.
В статье 15.1 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что резиденты и юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, обязаны вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представлять в таможенный орган отчетность о таких товарах. Порядок ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, формы отчетности о таких товарах, порядок заполнения этих форм и порядок и сроки представления в таможенный орган отчетности о таких товарах устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно пункту 4 статьи 244 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки данных, содержащихся в системе учета и в представляемой таможенным органам отчетности, с иными данными, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также с данными, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, первичных документах, регистрах. Порядок представления в таможенный орган отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом (процедурой) свободной таможенной зоны, применяемым (ой) в Калининградской области, утвержден приказом ФТС России от 28.07.2009 № 1351.
В соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 названного Порядка после получения письменного запроса лицо обязано представить отчетность в таможенный орган, направивший запрос, не позднее чем через 7 (семь) дней после получения такого запроса. Отчетность представляется в таможенный орган сопроводительным письмом на бумажном носителе и в электронном виде.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Исходя из приведенных выше нормативных положений привлечение к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ может быть признано обоснованным в том случае, когда представленные в дело доказательства позволяют установить факт получения обязанным лицом запроса таможенного органа о представлении отчетности и неисполнение данного требования в течение семи дней после получения такого запроса.
Как указано в части 5 статьи 228 АПК РФ, суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется непредставление в таможенный орган отчетность о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.
При этом суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления исходил из того, что требование таможенного органа о представлении отчетности получено Обществом 24.12.2019, что подтверждается почтовым уведомлением № 23603537570568, а также отчетом об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 23603537570568, сформированным официальным сайтом Почты России. Также указал, что в рассматриваемой ситуации на бланке почтового уведомления имеется подпись руководителя отделения почтовой связи, наименование Общества и дата вручения почтового отправления.
Апелляционный суд считает указанные выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
Так апелляционным судом установлено, что в целях устранения неполноты собранных таможенным органом доказательств по делу суд первой инстанции направил запрос в АО «Почта России».
На запрос суда АО «Почта России» предоставило письменную информацию о том, что: «письмо заказное 23603537570568 поступило в отделение почтовой связи Калининград 236038 14.12.2019 и вручено адресату 24.12.2019.
Документы, подтверждающие доставку письма по адресу, указанному на почтовой оболочке почтового отправления в отделении почтовой связи Калининград 236038 в архиве Калининградского почтамта, отсутствуют.
Подтвердить получателя указанного почтового отправления, к сожалению, не представляется возможным, поскольку отсутствуют бланк извещения, в программном обеспечении отделения отсутствует информация о вручении бандероли с использованием услуги простой электронной подписи, а также фактически в наличии, досыле, возврате бандероль не значится, можно предположить, что указанное письмо было выдано простым порядком без взятия расписки ф.22 на вручение».
Из указанного ответа можно сделать вывод об отсутствии документально подтвержденных сведений, удостоверяющих вручение письма таможенного органа именно работнику Общества.
При этом полученному письму АО «Почта России» суд первой инстанции не дал надлежащей оценки, а также содержанию указанного письма, как полученному доказательству по делу.
В силу пункта 10.2.5.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 07 марта 2019 года № 98-п (далее - Порядок) при вручении регистрируемого почтового отправления (РПО) с заказным уведомлением о вручении адресату - юридическому лицу (уполномоченному представителю), бланк заказного уведомления о вручении ф. 119 ему не выдается. Почтовый работник самостоятельно проставляет отметки, когда и кому (Ф.И.О.) вручено РПО на оборотной стороне бланка ф. 119.
Вручение РПО с заказным уведомлением о вручении осуществляется в соответствии с пунктом 10.1.1 при предъявлении адресатом документа, удостоверяющего личность, и после расписки на извещении ф. 22 (ф. 22-о) и на бланке уведомления.
Работник объекта почтовой связи в специально отведенных местах на оборотной стороне бланка ф. 119 отмечает, кому и когда вручено РПО.
При вручении РПО с заказным уведомлением о вручении по доверенности на бланке уведомления ф. 119 дополнительно указывается номер доверенности.
Адресат (уполномоченный представитель) в строке "Получил" бланка уведомления о вручении ф. 119 ставит свою подпись, фамилию и инициалы прописными буквами.
При вручении РПО с заказным уведомлением о вручении адресату - юридическому лицу (уполномоченному представителю), бланк заказного уведомления о вручении ф. 119 ему не выдается. Почтовый работник самостоятельно проставляет отметки, когда и кому (Ф.И.О.) вручено РПО на оборотной стороне бланка ф. 119.
В данном случае из материалов дела следует, что оборотная сторона бланка ф. 119 не содержит отместок кому (Ф.И.О.) вручено РПО, кроме этого, оборотная сторона содержит графу подпись лица, которому вручено РПО.
Согласно пункту 33 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014г. №234 -вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование:
а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.
Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
В связи вышеизложенным апелляционный суд приходит к выводу, что отсутствие в бланке уведомления формы 119 подписи, фамилии и инициалов прописными буквами Адресата (уполномоченного представителя) свидетельствует о невручении письма представителю Общества.
При этом сама по себе информация, содержащаяся в отчете об отслеживании почтового отправления на официальным сайте Почты России не является бесспорным доказательством.
В рассматриваемом случае Общество отрицает получение спорной почтовой корреспонденции; в бланке уведомления отсутствует подпись, фамилия и инициалы лица, фактически получившего почтовое отправление, что не позволяет признать факт получения письма именно представителем Общества; письмом от 02.02.2022 (л.д.76 том 2) УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области сообщило, что подтвердить получателя спорного почтового отправления не представляется возможным.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку доказательств вручения требования о предоставлении отчетности руководителю Общества лично либо его представителю не представлено, у Общества не возникла обязанность по предоставлению ее в таможенный орган, в связи с чем в действиях Общества отсутствует событие вмененного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Отсутствие вины во вмененном правонарушении, а также неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ), свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований Общества.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 апреля 2022 года по делу № А21-870/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Калининградской областной таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 29 декабря 2020 года № 10012000-1839/2020, которым общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Агроопт» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.И. Протас | |
Судьи | М.И. Денисюк А.Б. Семенова |