ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-18111/18 от 20.08.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1203/2018-438300(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1  при участии: 

от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 29.12.2017;
от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-18111/2018) Управления федерального  казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики  Карелия от 30.05.2018 по делу № А26-1564/2018 (судья Буга Н.Г.), принятое 

по заявлению Фонда капитального ремонта Республики Карелия

к Управлению федерального казначейства по Республике Карелия 


3-е лицо: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и  энергетики Республики Карелия 

о признании недействительным представления

УСТАНОВИЛ:

Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее – Фонд) обратился  в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании  недействительным представления Управления Федерального казначейства по  Республике Карелия (далее – Управление) от 24.11.2017 № 06-19-25/11-15875. 

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство  строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики  Карелия (далее – Министерство). 

Решением от 30.05.2018 арбитражный суд признал недействительными  пункты 1, 2, 4 представления Управления от 24.11.2017 № 06-19-25/11-15875 как не  соответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации и Гражданскому  кодексу Российской Федерации; в удовлетворении остальной части заявления  отказал. 

В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда в  связи с тем, что, по его мнению, положения пунктов 1, 2, 4 оспариваемого  представления содержат сведения о том, что в 2016 году Фондом нерационально и  неэффективно использованы денежные средства, полученные в качестве  государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а  также средства, полученные от собственников помещений в многоквартирных  домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов.  Заявителем нарушены положения Жилищного Кодекса Российской Федерации  (далее – ЖК РФ), Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О  некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики  Карелия» (далее – Закон № 1758-ЗРК), Постановления Правительства Российской  Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций  для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего  имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, 


работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой  организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение  проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»  (далее – Постановление № 615). 

Согласно отзыву Фонд против удовлетворения жалобы возражает, считает  обжалуемое решение суда законным и обоснованным. 

В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал  доводы жалобы. 

Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица,  надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания. 

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

Как видно из материалов дела, в период с 11.08.2017 по 26.09.2017  Управлением проведена плановая проверка использования средств, полученных  Фондом в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки  капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в  многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у  региональных операторов в 2016 году. 

По результатам данной проверки Управлением Фонду выдано  представление от 24.11.2017 № 06-19-25/11-15875 об устранении выявленных  нарушений требований законодательства Российской Федерации и принятии мер по  недопущению их в дальнейшем. Срок исполнения представления до 29.12.2017. 

Представление заинтересованного лица от 24.11.2017 № 06-19-25/11-15875  оспорено заявителем в судебном порядке. 

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной  жалобы, выслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции  приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда. 

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта  общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором  формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в  объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального  ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в  многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда 


капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников  помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального  ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных  из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет  иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 ЖК РФ). 

Одной из функций регионального оператора является осуществление  полномочий технического заказчика работ по капитальному ремонту общего  имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых  формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора  (пункт 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ). 

Средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты  услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном  доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной  документации необходима в соответствии с законодательством о  градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю,  погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты  указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими  кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по  таким кредитам, займам. При этом, за счет средств фонда капитального ремонта в  пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на  капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта  Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ,  предусмотренных пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ,  предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов,  займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата  процентов за пользование этими кредитами, займами (пункт 1 статьи 174 ЖК РФ). 

В перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества  в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за  счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из  минимального размера взноса на капитальный ремонт, входит, в том числе,  разработка проектной документации на капитальный ремонт многоквартирных  домов (в случае, если подготовка проектной документации необходима в  соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (пункт 8  части 1 статьи 12 Закон № 1758-ЗРК). 


Для реализации положений части 1 статьи 182 ЖК РФ на территории  Республики Карелия разработана Региональная программа капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории  Республики Карелия на 2015 - 2044 годы, утвержденная Постановлением  Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 года № 346-П (далее -  Региональная программа № 346-П). Реализация данной программы является  обязанностью регионального оператора. 

Обследование и изготовление проектно - сметной документации относится к  работам, производимым при капитальном ремонте (приложение № 8 к  Постановлению Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170 «Об  утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»). 

Согласно пункту 1 оспариваемого представления в 2016 году Фондом  израсходованы 883 791 руб. 68 коп. на цели, не предусмотренные положениями  части 1 статьи 174, части 1 статьи 166 ЖК РФ, части 1 статьи 12 Закона № 1758-ЗРК  (оплата работ по обследованию технического состояния общего имущества  многоквартирных домов, по результатам которых рекомендовано признать данные  многоквартирные дома аварийными, а проведение капитального ремонта  нецелесообразным); проектно - сметная документация не разрабатывалась,  капитальный ремонт домов не выполнялся, органами местного самоуправления на  основании обследований данные многоквартирные дома в отчётном периоде  признаны аварийными, тогда как обследования оплачены за счёт средств Фонда. 

Судом первой инстанции установлено, что в целях проведения  обследования и разработки проектно - сметной документации Фондом заключаются  договоры в порядке, предусмотренном частью 1.1. статьи 180 ЖК РФ и  Постановлением № 615. Технически обследовались дома включенные в перечень  Региональной программы № 346-П. Выполнение работ производилось за счет  денежных средств собственников в размере минимального взноса на капитальный  ремонт. Указанные работы согласованы с собственниками на этапе утверждения  предложений регионального оператора и на этапе согласования выполненных  работ. На стадии заключения спорных договоров подряда вопрос о признании части  домов аварийными решен не был. Договоры подряда заключались с целью  проведения работ по оценке технического состояния многоквартирных домов и  дальнейшей разработке проектной документации на проведение капитального 


ремонта общего имущества домов в рамках реализации Региональной программы   № 346-П. 

Как правильно указано в обжалуемом решении, результатом обследования  дома на предмет аварийности может являться как заключение проектной  организации о ремонтопригодности дома, так и заключение о необходимости  признания его аварийным. Обследование общего имущества многоквартирного  дома входит в состав затрат по капитальному ремонту и является составной частью  работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. 

С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда  первой инстанции, согласно которому признание аварийными части  многоквартирных домов и нецелесообразности проведения в них капитального  ремонта по результатам обследования, проведенного в рамках реализации  договоров подряда, не имеет правового значения.  

Основанием для перечисления региональным оператором средств по  договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального  ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки  оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в  части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом  местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от  имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если  капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на  основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме)  (пункт 2 статьи 190 ЖК РФ). 

В соответствии с положениями статьи 189 ЖК РФ проведение капитального  ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании  решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за  исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи (пункт 1).  Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три  месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи  (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом  субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и  принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи  (пункт 4). В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи,  собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд 


капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о  проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном  доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого  капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального  ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о  принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения  аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера  решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 4 части 5 настоящей статьи,  принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта  Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного  дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации  региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом  для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных  ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального  оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта  Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой  устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной  актуализации региональной программы капитального ремонта (пункт 6). 

Из пункта 2 оспариваемого представления следует, что в 2016 году Фондом  необоснованно израсходовано 1 331 630 руб. 79 коп. по договорам подряда о  разработке проектно - сметной документации для выполнения работ по  капитальному ремонту (заключены дополнительные соглашения) в отношении 23  многоквартирных домов. В обоснование такого вывода Управление указывает на  наличие результатов обследований технического состояния общего имущества  данных домов, согласно которым рекомендовано признать их аварийными, а  проведение капитального ремонта нецелесообразным. 

Судом первой инстанции установлено, что проектными подрядными  организациями, отобранными Фондом по результатам конкурсов, было проведено  обследование данных домов и разработана проектная документация. Согласно  разделам 3, 4 договоров подряда проведение работ проектными организациями  осуществляется в 2 этапа. 1 этап - это обследование технического состояния  общего имущества многоквартирного дома, на основании которого подрядной  организацией подготавливается техническое заключение о ремонтопригодности  дома, либо содержит рекомендацию о признании его аварийным и подлежащим 


сносу. В случае подготовки технического заключения о ремонтопригодности дома на  основании подготовленного технического заключения Фондом определяется объем  работ 2 этапа и в этом случае подрядная организация выполняет работы по  разработке проектной документации. В случае наличия технического заключения с  рекомендацией признания дома аварийным или подлежащим сносу Фондом  производится оплата 1 этапа работ на основании акта выполненных работ и при  наличии согласования органов местного самоуправления, собственников  помещений дома в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 190 ЖК РФ и  условиями договора. По указанным домам выполнено обследование и получено  заключение о ремонтопригодности домов. На основании указанного заключения  разработана проектная документация. Результатом выполнения 2 этапа работ  является акт сдачи - приемки работ (пункт 3.6. Договора). Акты сдачи - приемки  работ 2 этапа согласованы собственниками помещений многоквартирного дома и  органами местного самоуправления. Общими собраниями собственников указанных  домов, а также органом местного самоуправления были утверждены перечень работ  по капитальному ремонту, сметы на капитальный ремонт, источники  финансирования (принято решение о проведении капитального ремонта в порядке,  установленном пунктами 4, 6 статьи 189 ЖК РФ), что явилось для Фонда  основанием проведения капитального ремонта в порядке, установленном пунктом 1  статьи 189 ЖК РФ. В процессе капитального ремонта подрядными организациями  были выявлены скрытые дефекты несущих конструкций данных многоквартирных  домов, не позволяющие выполнить работы по капитальному ремонту. Это  послужило основанием для проведения повторного обследования общего  имущества домов проектными организациями, на основании которого были  выполнены технические заключения с рекомендацией признания домов  аварийными. На основании данных заключений спорные дома признаны  аварийными и подлежащими сносу. 

Являются правомерными выводы суда первой инстанции о том, что в  данном случае оплата работ подрядным организациям производилась Фондом без  нарушений и в порядке, установленном пунктом 2 статьи 190 ЖК РФ. Оснований для  отказа в перечислении денежных средств у Фонда не имелось. Факт признания  данных домов аварийными в ходе проведения ремонтных работ (на следующей  стадии подрядных работ) не свидетельствует о нецелевом перечислении денежных 


средств по договорам подряда, связанным с обследованием домов и разработкой  проектной документации. 

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения  его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1  статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее – ГК РФ). 

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или)  выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном  доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения  работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ  требованиям проектной документации (пункт 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ). 

В соответствии с Постановлением № 615 обязанность регионального  оператора по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения  функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей  деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах путем использования способов  определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных  Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» применяются по  истечении 90 дней после дня вступления в силу Положения, а именно с 01.10.2017  (пункты 2 и 3). Процедуру закупок в соответствии Положением Фонд имеет право  осуществлять только с момента формирования реестра квалифицированных  подрядных организаций органом по ведению такого реестра, определенного  субъектом Российской Федерации (пункт 4). 

Первый реестр квалифицированных подрядных организаций для  проведения работ по капитальному ремонту в Республике Карелия сформирован  Управлением по государственным закупкам Республики Карелия 13.02.2017. 

Согласно пункту 4 оспариваемого представления Управление пришло к  выводу о нарушении Фондом пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ и пункта 223  Постановление № 615. Нарушение выразились в том, что Фонд по 22 договорам  подряда, заключенным после 15.07.2016, продлил сроки выполнения работ на  основании дополнительных соглашений. Право на применение штрафных санкций  за нарушение сроков выполнения работ Фондом не реализовано. По 3 договорам  подряда сумма оплаты уменьшена на величину пени, один договор расторгнут. 


Судом первой инстанции установлено, что отбор Фондом подрядных  организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов  осуществлялся на основании Постановления Правительства Республики Карелия от  14.04.2014 № 107-П «О Порядке привлечения подрядных организаций для оказания  услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в  многоквартирных домах» (далее – Постановление № 107-П). Договоры,  перечисленные в пункте 4 оспариваемого представления, заключены в  соответствии с Постановлением № 107-П. 

Как правильно указано в обжалуемом решении, в 2016 году  (рассматриваемый период) Фонд не имел полномочий на проведение отбора  подрядных организаций на основании Постановления № 615. Требования данного  постановления не распространялись на правоотношения по организации  проведения Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных  домов, возникшие в 2016 году. Пункт 223 Постановления № 615 не  распространяется на правоотношения сторон, возникшие до введения его в  действие. Действующее законодательство не содержало запрета на продление  действия спорных договоров подряда и заключение соответствующих соглашений. 

С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно удовлетворены  требования о признании пунктов 1, 2, 4 оспариваемого представления,  несоответствующих ЖК РФ и ГК РФ

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2018 по делу

 № А26-1564/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФК по  Республике Карелия – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия. 

Председательствующий И.В. Юрков

Судьи Л.В. Зотеева 


 Е.А. Сомова