1203/2018-437478(1)
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 14.08.2018;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: ФИО3, доверенность от 29.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18373/2018) Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2018 по делу № А26-8349/2017 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром»
к Министерству сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия
3-е лицо: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром» обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением в котором просило суд обязать Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее - Министерство) принять решение о прохождении отбора и предоставлении субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в Карельском АО «Россельхозбанк» на основании кредитных договоров от 29.06.2016 № 162100/0036 и от 29.08.2016 № 162100/0043, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Министерство повторно рассмотреть заявление ООО форелевое хозяйство «Норд- Ост-Рыбпром» о предоставлении субсидии для возмещения части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в Карельском АО «Россельхозбанк» по кредитному договору от 30.05.2016 № 162100/0028 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).
Определением от 27.11.2017 суд заменил ответчика Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия правопреемником – Министерством сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее –Министерство), привлек Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - Казначейство) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Министерства.
Решением от 23.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Казначейство просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, обжалуемое решение суда принято с нарушением подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), поскольку предоставление субсидий на соответствующие цели не предусмотрено законом о бюджете, является неисполнимым; при вынесении
решения от 23.05.2018 суд не применил пункт 3 статьи 78, пункт 3 статьи 219 БК РФ, Закон Республики Карелия от 21.12.2017 № 2205-ЗКК «О бюджете Республики Карелия на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов» и неверно истолковал пункт 3 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 № 50-П (далее – Порядок № 50-П); восстановление нарушенных прав заявителя невозможно.
Согласно отзыву заявитель против удовлетворения жалобы возражает, считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В своем отзыве Министерство поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица, поддержали свои позиции.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, приказом Министерства от 16.02.2017 № 38 утвержден Порядок отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг для предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (далее - Порядок отбора).
Данный порядок утвержден во исполнение пункта 3 и на основании пункта 6 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным)
учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 № 50-П (далее – Порядок № 50- П).
На основании Порядка отбора приказом Министерства от 09.03.2017 № 70 «О проведении отбора претендентов для предоставления субсидий в 2017 году» (далее – приказ № 70) объявлен отбор претендентов для предоставления субсидий на реализацию мероприятий по оказанию содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам), полученным до 31.12.2016). Информация о проведении отбора претендентов размещена 09.03.2017 в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» на официальной странице Министерства, размещенной на официальном интернет-портале Республики Карелия, и на официальном сайте Министерства.
Для участия в отборе по указанному направлению в Министерство поступило и зарегистрировано 30 заявлений, в том числе три от ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром», поступившие в Министерство 18.04.2017 (присвоены порядковые номера 28-30).
Заявления ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром» содержали обращения о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по оказанию содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (по краткосрочным кредитам от 30.05.2016 № 162100/0028, от 29.06.2016 № 162100/0036, от 26.08.2016 № 162100/0043).
Письмом от 11.05.2017 № 2817/12-02012 Министерство отказало заявителю в предоставлении субсидии в связи с отсутствием нераспределенных лимитов бюджетных обязательств.
Полагая, что отказ в предоставлении субсидии, изложенный в письме Министерства от 11.05.2017 № 2817/12-02012, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной
инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1 статьи 78 БК РФ).
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 БК РФ).
Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 06.09.2016 № 887.
Субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе осуществляющим деятельность в области рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг определяется Правительством Республики Карелия или уполномоченными им органами государственной власти Республики
Карелия (статья 7 Закона Республики Карелия от 21.12.2016 № 2083-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 20.01.2015 № 7-П утверждена государственная программа Республики Карелия «Развитие агропромышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Карелия» на 2013-2020 годы. В качестве одной из подпрограмм заявлено «Развитие рыбного хозяйства», задачами которой является создание условий для роста объемов добычи и выращивания водных биологических ресурсов и производства рыбной продукции, а также создание условий для сохранения и эффективного использования водных биологических ресурсов.
Порядок № 50 утвержден в соответствии со 78 БК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887.
В соответствии с положениями Порядка № 50-П субсидии предоставляются по результатам отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (пункт 3). Основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям и условиям, определенным Порядком, или непредставление (предоставление не в полном объеме и (или) с нарушением сроков) таких документов; недостоверность представленной получателем субсидии информации (пункт 20).
Порядок отбора утвержден во исполнение Порядка № 50.
Согласно положениям Порядка отбора основаниями для отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг для предоставления субсидий (далее - претенденты) являются наличие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Карелия, определяющего цели, условия и порядок предоставления субсидий; утверждение в составе сводной бюджетной росписи
бюджета Республики Карелия бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия; наличие установленных лимитов бюджетных обязательств консолидированного бюджета по субсидиям, предоставляемым на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета (пункт 2). В целях проведения отбора претендентов для предоставления субсидий Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее - Министерство) издает приказ, в котором определяет сроки приема заявлений о предоставлении субсидий. Информация о проведении отбора претендентов для предоставления субсидий размещается на официальной странице Министерства, расположенной на Официальном интернет- портале Республики Карелия, и на официальном сайте Министерства в течение одного дня со дня принятия указанного приказа. В случае выделения в текущем финансовом году дополнительных бюджетных ассигнований и (или) перераспределения бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия срок отбора претендентов на предоставление субсидий продлевается по решению Министерства. При принятии бюджетных обязательств по субсидии на весь объем доведенных лимитов бюджетных обязательств отбор претендентов на предоставление субсидии завершается по решению Министерства. Министерство в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о продлении срока отбора претендентов на предоставление субсидии или о завершении отбора претендентов на предоставление субсидии размещает информацию об указанном решении на официальной странице Министерства, расположенной на Официальном интернет-портале Республики Карелия, и официальном сайте Министерства (пункт 3). Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются нарушение сроков подачи заявления о предоставлении субсидии; предоставление документов, несоответствующих пункту 4 настоящего Порядка, критериям отбора и требованиям, предусмотренным Порядком предоставления субсидии; наличие в документах приписок, зачеркнутых слов, исправлений, а также документов, исполненных карандашом, документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание, документов, заполненных не по установленной настоящим приказом форме и (или) заполненных не в полном объеме; отсутствие инвестиционного проекта в перечне инвестиционных проектов, прошедших отбор по итогам заседания комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного
комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации или комиссии Министерства (комиссии Федерального агентства по рыболовству) по отбору инвестиционных проектов, направленных на развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства); срок подачи заявления о предоставлении субсидии превышает 6 месяцев со дня заключения кредитного договора (по субсидии на реализацию мероприятий по возмещению части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, полученным до 31.12.2016, не субсидируемым ранее); отсутствие нераспределенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 7). В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии на основании абзацев третьего, четвертого пункта 7 настоящего Порядка претендент вправе повторно обратиться с заявлением о предоставлении субсидии, устранив причину отказа (пункт 8). При возникновении в текущем финансовом году нераспределенных лимитов бюджетных обязательств Министерством в первую очередь рассматриваются ранее принятые заявления, по которым потребность в субсидии обеспечена не в полном объеме. По оставшимся нераспределенным лимитам Министерство объявляет новый отбор претендентов для предоставления субсидии (пункт 10).
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
При рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (абзац 4 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его непротиворечия нормативному правовому акту большей юридической силы (статья 13 АПК АПК), выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительной прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого - защита нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов. Следовательно, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 13 и пункт 3 части 4 статьи 170 АПК РФ). Исполнение данной обязанности обеспечивается, кроме прочего, возможностью отмены или изменения судебного решения вышестоящим судом в связи с неприменением закона, подлежащего применению (пункт 1 части 2 статьи 270 и пункт 1 части 2 статьи 288 АПК РФ) (пункт 2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 06.12.2017 № 37-П).
В соответствии с Бюджетным кодексом и пунктом 22 Постановления 1460 выплата субсидий регионами осуществляется в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО), доведенных до субъекта Российской Федерации в текущем году. Таким образом, субъект Российской Федерации не вправе принимать обязательства по субсидированию краткосрочных кредитов при условии, если бюджетные ассигнования, выделенные ему на эти цели, израсходованы. В соответствии с приказом Минфина России от 21.12.2015 N 204н «О порядке утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации» с 2016 года устанавливаются предельные объемы финансирования (далее - ПОФ). ПОФ утверждаются помесячно или поквартально в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета. При этом субъект Российской Федерации вправе принимать обязательства по субсидированию краткосрочных кредитов свыше ПОФ, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации. В связи с еженедельным формированием заявок в Минфин России по увеличению ПОФ Минсельхоз России считает необходимым субъектам Российской Федерации принимать все поступившие документы от сельскохозяйственных товаропроизводителей для незамедлительного
формирования расходных обязательств в пределах ЛБО сверх ПОФ для последующего увеличения ПОФ (письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2016 № ГЕ-17-27/3264).
Судом первой инстанции установлено, что согласно приказу № 70 срок приема заявлений о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по оказанию содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса по краткосрочным кредитам (займам), полученным до 31.12.2016, истекает 29.09.2017. Основанием для отказа в предоставлении заявителю субсидии послужило отсутствие нераспределенных лимитов бюджетных обязательств (подпункт 7 пункта 7 Порядка отбора). Представленный ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром» пакет документов по трем заявлениям не проверялся Министерством на предмет комплектности в соответствии с установленными требованиями и не рассматривался по существу. Приказ о завершении отбора в связи с распределением выделенных лимитов бюджетных обязательств Министерство не издавало. Следовательно, отбор в 2017 году продолжался. После принятия Министерством оспариваемого решения до заинтересованного лица доведены дополнительные лимиты бюджетных обязательств, наличие которых позволило Министерству заключить с ООО «Парад плюс» дополнительное соглашение на представление средств субсидии для закрытия потребности ООО «Парад плюс» согласно представленным им документам.
Как правильно указано в обжалуемом решении, Порядок отбора разработан и принят Министерством во исполнение Порядка № 50-П и должен ему соответствовать. Из содержания пункта 6 Порядка отбора следует, что наступлению обстоятельств, поименованных в пункте 7 Порядка отбора, предшествует процедура по проверке документов на соответствие пункту 4 Порядка и Порядку № 50-П. Данная процедура определена самим Министерством. В критериях и требованиях, установленных Порядком № 50-П не поименовано такое условие отказа в предоставлении субсидии как отсутствие нераспределенных лимитов бюджетных обязательств. Данное условие не поименовано и в качестве основания для непрохождения отбора. Из пункта 6 Порядка отбора усматривается, что проверка представленных претендентом документов осуществляется руководителями и (или) ответственными исполнителями структурных подразделений Министерства в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявления о предоставлении субсидии
в установленном Министерством порядке. Министерство в течение 5 рабочих дней после завершения проверки представленных документов направляет претенденту письменное уведомление о прохождении или непрохождении отбора с указанием причины. Исходя из буквального толкования пункта 6 Порядка отбора следует, что основаниями для непрохождения отбора являются несоответствие представленных претендентом документов пункту 4 Порядка отбора, а также критериям отбора и требованиям, предусмотренным Порядком № 50-П. Министерство, установив, что отсутствуют нераспределенные лимиты бюджетных обязательств, не исполнило пункт 6 Порядка отбора: не рассматривало представленные ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром» заявления и приложенные к ним документы на соответствие установленным требованиям к комплектности (пункт 4 Порядка отбора) и на соответствие критериям отбора и требованиям, установленным Порядком № 50-П. Порядок № 50-П определяет закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии; данные основания соответствуют основаниям, предусмотренным Общими требованиями, установленными Правительством РФ. Следовательно, в пункте 7 Порядка отбора Министерство установило не предусмотренное Порядком № 50-П основание для отказа в предоставлении субсидии: отсутствие нераспределенных лимитов бюджетных обязательств. Министерство не наделено какими-либо иными нормотворческими полномочиями, которые бы позволяли бы данному органу произвольно изменять основания для отказа в предоставлении субсидий. Отказав заявителю в предоставлении субсидии на основании абзаца 7 пункта 7 Порядка отбора, Министерство лишило его права повторно обратиться с заявлением о предоставлении субсидии в текущем финансовом году в случае выделения дополнительных бюджетных ассигнований и (или) перераспределения бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия. Министерство не было лишено возможности обратиться с соответствующей заявкой об увеличении финансирования. Доказательств, подтверждающих невозможность такого обращения, не представлено. Поскольку действия по проверке представленных заявителем документов не были совершены Министерством, в рассматриваемом случае возложение судом на Министерство обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост- Рыбпром» посредством принятия решения о прохождении отбора и предоставлении субсидии будет являться преждевременным. Суд не может подменять собой
государственный орган при исполнении возложенных на этот орган обязанностей. Устранение Министерством допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя должно начинаться с той стадии установленной процедуры, в которой заинтересованным лицом было принято решение об отказе в предоставлении субсидии: проверка представленных документов, по итогам которой Министерство обязано принять решение в соответствии с правилами, установленными Порядком № 50-П. При разрешении вопроса об источнике средств, за счет которого возможно устранение нарушений прав и законных интересов ООО форелевое хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром» по заявлению, поданному в рамках проводившегося в 2017 году отбора, следует исходить из тех обстоятельств и условий, которые существовали в том финансовом году, в котором было подано заявление о предоставлении субсидии, и учитывать именно то, на что заявитель мог рассчитывать в пределах доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств на 2017 год.
Основания для отказа в предоставлении субсидии не установлены. Выводы суда первой инстанции о наличии нераспределенных лимитов бюджетных обязательств сделан на основе полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств. Способ восстановления нарушенного права, избранный судом, адекватен характеру допущенного нарушения.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.05.2018 по делу
№ А26-8349/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФК по Республике Карелия – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий И.В. Юрков
Судьи Л.В. Зотеева
Е.А. Сомова