ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-18556/2015 от 29.09.2015 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 октября 2015 года

Дело № А26-3770/2015

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Борисовой Г.В.

судей  Дмитриевой И.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.

при участии:

от  заявителя:  не явились- извещены (уведомление №41548);

от  заинтересованного лица: не явились- извещены (уведомление №41549);

рассмотрев  в  открытом   судебном  заседании  апелляционную  жалобу (13АП-18556/2015) Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы  на  решение  Арбитражного суда  Республики Карелия   от 02.07.2015   по  делу  № А26-3770/2015 (судья Васильева Л.А.) , принятое

по  заявлению  Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы»

к   Государственной жилищной инспекции Республики Карелия

признании недействительным предписания

установил

 Акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы  (185035, РК, г. Петрозаводск, ул. Кирова, 47Б, ОГРН 1031000052335; далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия   с заявлением  о признании недействительным предписания  Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4 ОГРН 1091001011265,  далее- ГЖИ РК, инспекция) №332 от 22.04.2015.

Решением суда  первой инстанции  в удовлетворении заявленных требований  обществу отказано.

Не согласившись  с  решением  суда,  общество   направило апелляционную жалобу, в которой  просило отменить решение суда  первой  инстанции,  принять  новый  судебный  акт  об   удовлетворении  заявленных  требований по тем основаниям, что судом неправильно применен пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 23.01.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.

Законность  и  обоснованность  принятого  решения  проверяются  в  порядке  и  по  основаниям,  установленными  статьями  258, 266-271  АПК  РФ.

Исследовав  материалы  дела,  обсудив  доводы  апелляционной  жалобы,  суд  апелляционной  инстанции   не  находит   оснований для ее  удовлетворения.

Как  видно  из  материалов  дела,   ГЖИ Республики Карелия  по распоряжению от 25.03.2015 №399 проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «Петрозаводские коммунальные системы» на предмет соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.

По результатам проверки 22.04.2015 составлен акт  №339/а  и выдано предписание №332, которым АО «Петрозаводские коммунальные системы» предписано в срок до 29.05.2015 выполнить демонтаж общедомового прибора учета электроэнергии типа Меркурий 230 ART -03 PQCSIGDN, заводской номер 19097420, установленного в многоквартирном доме №7 по ул. Гвардейской в г. Петрозаводске; выполнить перерасчет ранее начисленной собственникам помещений в многоквартирном доме №7 по ул. Гвардейской в г. Петрозаводске платы за установку общедомового прибора учета.

Общество, полагая, что ненормативный правовой акт ГЖИ Республики Карелия, принятый по результатам проверки, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд  первой  инстанции,  отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал  оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

            Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ ).

Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), с учетом положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон  №261-ФЗ).

В силу части 1 статьи 11 Закона  №261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что, перечисляя в  пункте 1 статьи 13 Закона №261-ФЗ все способы организации учета энергоресурсов, законодатель ограничил их распространение на ветхие, аварийные и подлежащие сносу или капитальному ремонту объекты. При этом, ограничение срока (до 1 января 2013 года)  не распространяет свое действие на ветхое и аварийное жилье, следовательно, в признанном ветхим, аварийным и непригодным для проживания жилье общедомовые приборы учета установке не подлежат.

Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

 В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Как видно из материалов дела, Администрация Петрозаводского городского округа распоряжением от 30.10.2008 № 610-р признала аварийным и подлежащим сносу дом № 7 по ул. Гвардейской с отселением граждан до 2015 года.

Коллективный (общедомовой) прибор учета  электроэнергии был установлен  за собственный счет обществом в названном доме- 27.08.2014, то есть после факта признания данного дома аварийным.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 13 Закона №261-ФЗ  на данный жилой дом требования действующего законодательства об организации обязательного учета потребленных энергетических ресурсов с использованием общедомового прибора учета не распространяются, то установленный  прибор подлежит демонтажу, а показания прибора, используемые обществом при расчетах с сентября 2014 неприменимыми.

Прибор учета может быть поставлен в таком жилье только на основании договора (с согласия собственников). Доказательств того, что собственники помещений данного дома проводили общее собрание собственников и приняли решение по вопросу приобретения, установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, общество не представило.

Таким образом, обществом было допущено нарушение части 1 статьи 13 Закона №261-ФЗ, выразившееся в неправомерном оборудовании общедомовым прибором учета электроэнергии по спорному объекту. Выявленное нарушение является достаточным основанием для выдачи предписаний, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, апелляционный  суд  считает,  что  суд  первой инстанции,    дал  правильную  оценку  обстоятельствам,  установленным  по  делу  и  принял  законное  решение,  оснований  для  его  отмены  и  удовлетворения  апелляционной  жалобы   общества   не  имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 02 июля 2015 года по делу № А26-3770/2015 оставить без изменения,  апелляционную жалобу Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы -   без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Г.В. Борисова

Судьи

И.А. Дмитриева

 А.Б. Семенова