ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 июля 2022 года | Дело № А56-15810/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 27.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-18666/2022 ) ООО "Светосервис - СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2022 по делу № А56-15810/2022 , принятое
по заявлению ООО "Светосервис - СПб"
к ГАТИ
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Светосервис - Санкт-Петербург» (ОГРН: <***>, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Заневский пр-кт, д. 54, корп. 5, лит. А, пом. 310; далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (ОГРН <***>, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А; далее - Инспекция, ГАТИ, административный орган) от 10.01.2022 №12 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №66321 от 16.11.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по пунктам 1, 3 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70) с назначением наказания в виде штрафа в размере 160 000 руб.
Решением от 31.05.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на недоказанность административным органом проведения работ в момент выявления правонарушения именно Обществом.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГАТИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 11.11.2021 в связи с обнаружением специалистом ГАТИ признаков административного правонарушения, зафиксирован факт, что по адресу: Санкт-Петербург, <...> в проезжей части, в асфальтобетонном покрытии проезжей части Фермской дороги ведутся земляные работы по прокладке инженерной сети (электрокабель), работы по устройству кабельной канализации, выполнено устройство котлованов, произведена укладка пластиковых труб красного цвета, часть котлованов восстановлено в щебне, в зоне работ складированы материалы (песок, бетонные конструкции). Отсутствует часть секций временного ограждения, ограждение установлено с разрывом, ограждение не замкнуто по контуру, часть ограждения выполнено в виде сигнальной ленты красно-белого цвета. На объекте отсутствует информационный щит. На объекте присутствует строительная техника (трактор VOLVO гос.номер 6188РХ78) и рабочие. Ордер ГАТИ на производство данных работ не оформлен.
Составлен акт обнаружения признаков административного правонарушения от 11.11.2021 с фотофиксацией.
16.11.2021 специалистом ГАТИ с участием представителя Общества ФИО4 по доверенности от 01.11.2021 с применением видеозаписи проведен осмотр зоны производства земляных работ по прокладке инженерной сети без оформления ордера ГАТИ по адресу: Санкт-Петербург, <...> в ходе которого установлено, что в проезжей части, в асфальтобетонном покрытии проезжей части Фермской дороги ведутся земляные работы по прокладке инженерной сети (электрокабель), работы по устройству кабельной канализации, выполнено устройство котлованов, частично котлованы восстановлены в щебне, выполнено устройство канализации кабельной. Также у опор освещения выполнено устройство котлованов. Отсутствует часть секций временного ограждения, ограждение установлено с разрывом, ограждение не замкнуто по контуру, часть ограждения выполнено в виде сигнальной ленты красно-белого цвета. На объекте также отсутствует информационный щит. Ордер ГАТИ на производство данных работ не оформлен.
Согласно государственного контракта № 75/2021-ОКС-Л от 19.10.2021 производителем работ является ООО «Световервис-СПб», заказчиком - СПб ГБУ «Ленсвет». Также в зоне работ складированы материалы (грунт, песок). В зоне работ складируется пластиковая труба (гофра) красного цвета. Частично траншея защебенена. По Фермской дороге у Дворцовой ул. производятся работы по засыпке котлована, присутствует строительная техника (самосвал Камаз госномер К823УО 198, трактор Теrех гос.номер 6246 РК 78) и рабочие.
Составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 16.11.2021 с применением видеозаписи и фотофиксации.
По факту выявленного административного правонарушения, выразившегося в производстве земляных работ при работах на инженерных коммуникациях (электрокабель), работ по устройству кабельной канализации без ордера ГАТИ, уполномоченным должностным лицом ГАТИ 16.11.2021 в присутствии защитника Общества ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №66321, предусмотренном пунктом 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон №273-70).
По факту выявленного административного правонарушения, выразившегося в отсутствии при производстве земляных работ без оформления ордера ГАТИ ограждения зоны производства работ и отсутствии информационного щита, соответствующих требованиям, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №875, уполномоченным должностным лицом ГАТИ 16.11.2021 в присутствии защитника Общества ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении №66322, предусмотренном пунктом 3 статьи 14 Закона №273-70.
Определением ГАТИ от 22.12.2021 рассмотрение указанных дел назначено на 10.01.2022 на 14.30 час.
Определением ГАТИ от 10.01.2022 указанные дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу №66321.
Постановлением ГАТИ от 10.01.2022 №12 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №66321 от 16.11.2021, вынесенным в отсутствии защитника Общества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 3 статьи 14 Закона №273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 160 000 руб.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором указало, что не проводило соответствующие работы, вина в совершении правонарушения отсутствует.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Пунктом 1 статьи 14 Закона № 273-70 установлено, что выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - работы), без регистрации уведомления о проведении работ по ликвидации аварии и факта аварии или без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - ордер), а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера или неисполнение владельцем инженерных коммуникаций, иных объектов, при повреждении которых возникает необходимость производства аварийных работ, обязанности по уведомлению о проведении работ по ликвидации аварии в порядке, предусмотренном правилами благоустройства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона № 273-70 отсутствие ограждения зоны производства работ, информационного щита, соответствующих требованиям, установленным правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга (далее в настоящей статье - правила благоустройства), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №875 (далее – Правила № 875).
Согласно пункту 1.4.8 Правил № 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
Пунктом 1.4.6 Правил №875 установлено, что заказчик - юридическое или физическое лицо, уполномоченное владельцем (или само являющееся владельцем) объекта благоустройства и(или) элемента благоустройства, обеспечивающее производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4.20 Правил №875 производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Пунктами 4.1 - 4.2 раздела 4 Правил № 875 установлено, что производство земляных работ при вскрытии грунта более 0,4 м, производство земляных работ при работах на инженерных коммуникациях, требует получения ордера ГАТИ.
В силу пункта 6.11 Правил №875 производство работ разрешено только в сроки и в зоне производства работ, которые указаны в ордере.
В случае передачи зоны производства работ по акту иному заказчику для производства другого вида работ и получения нового ордера ранее выданный ордер считается недействующим. Исполнение порядка его закрытия в соответствии с разделом 12 Правил не требуется при условии, если зона производства работ по новому ордеру охватывает зону производства работ по ранее выданному ордеру.
В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.6, 3.2.9, 3.2.11 Правил № 875 производитель работ обязан:
3.2.1. Установить на месте работ информационный щит с указанием вида работ, наименования заказчика, производителя работ и его подрядчиков (в случае наличия договоров субподряда), сроков начала и окончания работ, начала и окончания временного ограничения или временного прекращения движения транспортных средств (в случае такого ограничения или прекращения), фамилий, имен, отчеств должностных лиц, ответственных за производство работ, номеров их рабочих телефонов. Не допускается установка и размещение информационного щита со сведениями, не соответствующими действительности (в том числе с указанием истекших сроков работ). Размер информационного щита не менее 1 x 1 м, текст сведений черного цвета на белом фоне.
3.2.3. Оградить зону производства работ ограждением, обеспечивающим безопасное движение транспорта и пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ. На углах ограждения, перегораживающего (частично или полностью) тротуар или проезжую часть, должна быть сделана вертикальная разметка в соответствии с действующими нормами. Ограждение зон производства работ должно соответствовать требованиям, установленным в приложении № 11 к Правилам.
3.2.6. Содержать ограждения зоны производства работ в чистом и исправном состоянии: ограждения зоны производства работ должны быть покрашены, очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей.
3.2.9. Не допускать начала производства работ до полного обустройства зоны производства работ в соответствии с условиями пунктов 3.2.1 - 3.2.8 Правил.
3.2.11. Обеспечить сохранность и содержание в исправном состоянии всех временных знаков, а также технических средств организации дорожного движения и их инженерных коммуникаций, находящихся в зоне производства работ и используемых при реализации проекта организации дорожного движения, а также временного ограждения зоны производства работ.
В силу пункта 1.2 Приложения №11 к Правилам №875 при въезде на площадку и выезде с нее должны быть установлены информационные щиты в соответствии с требованиями пункта 3.2.1 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 №875, или паспорт объекта.
В соответствии с пунктами 15.1, 15.1.4 Приложения к № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (далее – Правила № 961), до начала производства работ производитель работ обязан установить забор по периметру строительной площадки либо ограждение зоны производства работ в соответствии с правилами производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством, содержание забора (ограждения) в чистоте и исправном состоянии, а также выполнение своевременного ремонта и окраски его, но не реже одного раза в год в весенний период, содержание забора без проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений, надписей.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на недоказанность административным органом проведения работ в момент выявления правонарушения именно Обществом.
Указанный довод являлся предметом рассмотрении в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Согласно государственному контракту от 19.10.2021 №75/2021-ОКС-Л, заключенному Обществом с СПб ГБУ «Ленсвет», на выполнение работ по реконструкции электрических сетей и устройств наружного освещения объекта: Академический пр. от Дворцовой ул. до Кузьминского шоссе, г. Пушкин, производителем работ (подрядчиком) является Общество, следовательно, обязанность по соблюдению требований правил возложена на Общество.
Согласно представленному в материалах дела ответу СПб ГБУ «Ленсвет» (от 23.11.2021 № 34-15982/21-0-0), подрядчиком по контракту от 19.10.2021 №75/2021-ОКС-Л является Общество.
Также согласно дополнительным пояснениям СПб ГБУ «Ленсвет» (исх. №33-18250/21-0-0 от 28.12.2021), на момент начала работ по прокладке кабеля, в зоне производства работ СПб ГБУ «Ленсвет» велись активные работы СПб ГУП «Водоканал» по ордеру ГАТИ от 28.05.2021 №К-2133/2021. Выполнение совместных строительно-монтажных работ в октябре 2021 года было невозможно. 10.11.2021 был получен допуск в зону производства работ СПб ГУП «Водоканал». В связи со значимостью объекта и ограниченными сроками производства работ ООО «Светосервис - Санкт-Петербург» незамедлительно приступило к выполнению строительно-монтажных работ с 10.11.2021.
Кроме того, как следует из материалов фотофиксации и видеозаписи, являющихся приложением к протоколу об административном правонарушении, по указанному адресу ведутся земляные работы по прокладке инженерной сети (электрокабель), работы по устройству кабельной канализации, выполнено устройство котлованов, произведена укладка пластиковых труб красного цвета, использующихся преимущественно для прокладки кабельных линий.
Таким образом, материалами дела подтверждается событие административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 3 статьи 14 Закона №273-70, и вина Общества в его совершении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных Правил №875, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции не установлено.
Апелляционный суд ввиду отсутствия обстоятельств исключительности совершения правонарушения не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда.
В данном случае Управление назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 160 000 руб., то есть в размере ниже низшего предела санкции инкриминируемого пункта 1 статьи 14 Закона № 273-70.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 мая 2022 года по делу № А56-15810/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Светосервис – Санкт-Петербург» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | М.И. Денисюк Л.В. Зотеева |