ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-18741/2022 от 23.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 сентября 2022 года

Дело № А56-87577/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Згурской М.Л., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от заявителя: предст. Андрейчикова Е.В. – доверенность от 19.01.2022 (онлайн)

от заинтересованного лица: предст. Зарин О.А. – доверенность от 24.12.2021, предст. Асовская В.Ю. – доверенность от 10.01.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-18741/2022 )  Балтийской таможни на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2022 по делу № А56-87577/2021 (судья Анисимова О.В.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс РУС»

к  Балтийской таможне

об оспаривании постановления  от 25.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10213000-1537/2021

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЛГ Электроникс Рус» (далее – заявитель, Общество, ООО «ЛГ Электроникс Рус») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни (далее –таможенный орган, Таможня) от 25.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10213000-1537/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 Решением суда 16.05.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление Таможни от 25.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10213000-1537/2021 признано незаконным и отменено.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 16.05.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что в ходе производства по делу об административном правонарушении таможенным органом установлено, что санитарно-карантинный контроль в соответствии с Порядком проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, в отношении товара № 1 по ДТ №10216170/020919/0159082 не проводился, что указывает на наличие состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ; ООО «ЛГ Электроникс РУС» как декларант товара по ДТ №10216170/020919/0159082 является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, при этом объективных обстоятельств, препятствовавших выполнению Обществом установленных законом обязанностей, таможенным органом не установлено.

В судебном заседании 23.08.2022 представители Таможни поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.09.2019 таможенным представителем ООО «Пантос Таможенный Сервис» (договор об оказании услуг таможенного представителя от 17.04.2014 № С2014011451) в Балтийскую таможню представлена декларация на товары №10216170/020919/0159082 с целью помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товара № 1 «многокомпонентное жидкое вещество марка UF-825A, UF-825B, используется в качестве составляющей при производстве силиконового герметика», код товара 3824 99 920 9 ТН ВЭД ЕАЭС, который ввезен Обществом в контейнере MSCU5218120 по коносаменту MEDUSE631008.

Согласно указанным в ДТ № 10216170/020919/0159082 сведениям, отправителем товара является «PANTOSLOGISTICS» (CHINA) CO., LTD» (KOREA), получатель и декларант - ООО «ЛГ Электроникс РУС» (ИНН 5075018950).

При таможенном декларировании были представлены и отражены в графе 44 ДТ №10216170/020919/0159082 под кодом «01206/0» свидетельства о государственной регистрации №RU.77.01.34.008.E.001351.06.19 от 10.06.2019 и №RU.77.01.34.008.E.001352.06.19 от 10.06.2019.

Товар был выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой 02.09.2019.

В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара Таможней было установлено, что заявленный в ДТ № 10216170/020919/0159082 товар «многокомпонентное жидкое вещество, используется в качестве составляющей при производстве силиконового герметика» относится к товарам, включенным в раздел II  Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299. Вместе с тем на коносаменте MEDUSE631008, предоставленном при подаче ДТ, отсутствует штамп о прохождении санитарно-эпидемиологического контроля. Согласно письму Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 12.03.2021 № 78-00-08/485129-2021 документы для прохождения санитарно-карантинного контроля в отношении товара по коносаменту MEDUSE631008 в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу не поступали.

На основании изложенного таможенный орган пришел к выводу о том, что санитарно-карантинный контроль в соответствии с Порядком проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, в отношении товара № 1 по ДТ №10216170/020919/0159082 не проводился, что свидетельствует о несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и указывает на наличие состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Таможни в отношении Общества протокола от 13.08.2021 по делу № 10216000-1537/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.

Постановлением Таможни от 25.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-1537/2021 Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности таможенным органом наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление от 25.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10216000-1537/2021.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 16.05.2022 в связи со следующим.

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В силу пункта 4 статьи 128 ТК ЕАЭС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

При этом в силу пункта 5 статьи 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» утвержден Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (Приложение № 1) (далее - Единый перечень), а также Порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (Приложение №4) (далее – Порядок №299).

Пунктом 17 Порядка №299 определено, что ввоз подконтрольных товаров, подлежащих государственной регистрации, на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии такой регистрации. В качестве подтверждения наличия государственной регистрации подконтрольных товаров используется один из следующих документов (сведений):

свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров или его копия, заверенная в порядке, установленном актом Комиссии;

выписка из единого реестра свидетельств о государственной регистрации продукции, выданная уполномоченными органами, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации подконтрольных товаров, наименования этих товаров, изготовителя (производителя), получателя и органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров;

свидетельство о государственной регистрации подконтрольных товаров в виде электронного документа;

наличие в едином реестре свидетельств о государственной регистрации продукции, опубликованном на информационном портале Союза, или в национальных реестрах свидетельств о государственной регистрации продукции государств-членов сведений о свидетельстве о государственной регистрации подконтрольных товаров, сведения о котором указаны в документах, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, в иной сопроводительной документации, на товаре и (или) его потребительской таре.

Как следует из пункта 20 Порядка № 299, в пунктах пропуска должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проводят проверку документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов на подконтрольные товары, и при установлении их соответствия требованиям, установленным пунктами 17 или 19 Порядка, проставляют штамп «Ввоз разрешен» с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи в одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов, а также делают отметку личной номерной печатью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 500 утверждены Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Правила № 500), которые определяют порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (2005 год) и Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе».

Согласно установленным в Правилах № 500 требованиям, ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня, на таможенную территорию Евразийского экономического союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность этих товаров в части их соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, далее условия корреспондируются с Порядком № 299.

В соответствии с пунктом 14 Правил № 500 при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольных товаров перевозчик представляет в таможенный орган одновременно с документами, предусмотренными Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, документы, подтверждающие безопасность этих товаров, в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.

Согласно пункта 15 Правил № 500 должностное лицо таможенного органа проводит проверку; документов или сведений, указанных в пункте 11 настоящих Правил, и их соответствия транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам; сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, об отнесении ввозимых товаров к товарам, включенным в раздел III Единого перечня, при ввозе подконтрольных товаров, включенных в раздел III Единого перечня, без документов, подтверждающих безопасность этих товаров.

Пунктом 17 Правил № 500 предусмотрено, что при проведении проверки представленных документов в соответствии с пунктом 15 Правил должностное лицо таможенного органа осуществляет выявление подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру) должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в случаях, указанных в пункте 18 Правил, а также в случае: выявления нарушений условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров, повреждения упаковки; наличия (выявления) информации о несоответствии подконтрольных товаров заявленным в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах.

В соответствии с положениями пункта 18 Правил № 500 должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информируют должностных лиц таможенных органов о необходимости проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, определенных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в следующих случаях:

а) прибытие подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;

б) поступление информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением (далее - Единые санитарные требования);

в) применение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека системы управления рисками, в соответствии с которой ввозимые подконтрольные товары подлежат оценке (осмотру, досмотру).

При этом Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оперативно информирует Федеральную таможенную службу о применении временных медико-санитарных мер в отношении отдельных подконтрольных товаров и об определении конкретных специализированных пунктов пропуска, в которых будет проводиться оценка (осмотр, досмотр) этих подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также о сроках применения указанных мер (пункт 19 Правил №500).

В силу пунктов 20, 21 Правил № 500 в случае отсутствия подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностное лицо таможенного органа проводит в пределах своей компетенции санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров путем проверки документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов на подконтрольные товары, включенные в разделы II и III Единого перечня.

При подтверждении наличия документов, указанных в пунктах 11 или 13 Правил, должностное лицо таможенного органа принимает решение о ввозе подконтрольных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Решение о ввозе подконтрольных товаров оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки «Ввоз разрешен». Указанное решение, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенных органов, направляется из информационной системы таможенных органов посредством системы взаимодействия в информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за исключением случаев, когда такое решение оформляется с использованием портала «Морской порт» либо такое взаимодействие в электронном виде невозможно. При этом решение таможенного органа направляется лицу, представившему документы и сведения в электронном виде, посредством личного кабинета или информационной системы такого лица, подключенной к информационной системе таможенных органов.

В случае представления документов на бумажном носителе решение о ввозе подконтрольных товаров оформляется должностным лицом таможенного органа также путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа «Ввоз разрешен», заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты.

Согласно пункту 22 Правил №500 при отсутствии подтверждения наличия документов, указанных в пунктах 11 или 13 настоящих Правил, должностное лицо таможенного органа принимает решение о запрете ввоза подконтрольных товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, за исключением подконтрольных товаров, помещенных в место временного хранения в соответствии с пунктом 14(1) настоящих Правил. При этом должностное лицо таможенного органа:

а) не допускает ввоз таких подконтрольных товаров;

б) оформляет решение о запрете ввоза подконтрольных товаров в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки «Ввоз запрещен». Указанное решение, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенных органов, направляется из информационной системы таможенных органов посредством системы взаимодействия в информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за исключением случаев, когда такое решение оформляется с использованием портала «Морской порт» либо такое взаимодействие в электронном виде невозможно. При этом решение таможенного органа направляется лицу, представившему документы и сведения в электронном виде, посредством личного кабинета или информационной системы такого лица, подключенной к информационной системе таможенных органов. В случае представления документов на бумажном носителе указанное должностное лицо также оформляет решение о запрете ввоза подконтрольных товаров путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа «Ввоз запрещен», заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты;

в) уведомляет перевозчика о запрете ввоза в письменной форме в соответствии с приложением № 5 к Положению о порядке осуществления государственного санитарноэпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденному Решением (далее - Положение), и возвращает документы перевозчику для вывоза подконтрольных товаров.

Пунктом 23 Правил № 500 установлено, что при выявлении подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностное лицо таможенного органа принимает решение об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки «Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль». Указанное решение, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенных органов, направляется из информационной системы таможенных органов посредством системы взаимодействия в информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за исключением случаев, когда такое решение оформляется с использованием портала «Морской порт» либо такое взаимодействие в электронном виде невозможно. При этом решение таможенного органа направляется лицу, представившему документы и сведения в электронном виде, посредством личного кабинета или информационной системы такого лица, подключенной к информационной системе таможенных органов.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что Приказ Минтранса России от 22.12.2009 № 247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» и приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора» (далее – Приказ №1996) также предусматривают взаимодействие исключительно именно между органами государственного контроля, что следует из пунктов 15, 16, 20 Приказа №1996.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 №1981-р «Об использовании комплекса программных средств «Портал «Морской порт» ФТС России, ФСБ России, Россельхознадзору и Роспотребнадзору предписано обеспечить использование комплекса программных средств «Портал «Морской порт» (далее – КПС) для получения и использования сведений о лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных при осуществлении соответствующего каждой службе вида контроля в морских, речных (озерных) и смешанных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Как следует из Технологии совершения таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза этими судами, с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, утвержденной приказом ФТС России от 01.04.2019 № 541, обязанностью перевозчика или иного заинтересованного лица является предоставление таможенному органу документов и сведений в электронном виде о ввозимых товарах посредством КПС. Тем же нормативным документом предусмотрен набор операций, совершаемых таможенным органом с такой предварительной информацией, включая взаимодействие с иными контролирующими органами.

Согласно данным нормативным актам, а также пункту 14(1) Правил № 500, решение о необходимости подтверждения наличия документов оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (далее - информационная система таможенных органов) отметки «Необходимо представление документов для санитарно-карантинного контроля». Указанное решение, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенных органов, направляется из информационной системы таможенных органов посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - система взаимодействия) в информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за исключением случаев, когда такое решение оформляется с использованием комплекса программных средств «Портал «Морской порт» (далее - портал «Морской порт») либо такое взаимодействие в электронном виде невозможно. При этом решение таможенного органа направляется лицу, представившему документы и сведения в электронном виде, посредством информационного ресурса «Личный кабинет», предусмотренного статьей 284 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - личный кабинет), или информационной системы такого лица, подключенной к информационной системе таможенных органов. В случае представления документов на бумажном носителе решение о необходимости подтверждения документов оформляется должностным лицом таможенного органа также путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа «Необходимо представление документов для санитарно-карантинного контроля», заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты.

Таким образом, исходя из вышеприведенных нормативных положений, ввоз товаров, включенных в раздел II Единого перечня, осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность этих товаров в части их соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, что должно подтверждаться сведениями из электронной базы данных Реестра на официальном сайте Евразийского экономического союза в сети Интернет (пункт 11 Правил № 500). Таможенный орган, в силу пунктов 15, 17 Порядка № 299, получив от перевозчика необходимые сведения и документы о ввозимых товарах, самостоятельно принимает решение об относимости ввезенных товаров, сведения о которых представлены перевозчиком, к перечисленным в разделе II или III Единого перечня, наличие документов, подтверждающих их безопасность.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, Правила № 500, в зависимости от итогов проведенной таможенным органом проверки, обязывают его совершить следующие действия:

1. В случае, если на ввозимый товар не выявлены риски по направлению на санитарно-карантинный контроль и товар соответствует установленным требованиям (пункт 21 Правил), принимается решение о ввозе подконтрольных одним из способов:

 - путем проставления отметки «Ввоз разрешен» в КПС «Портал «Морской порт», если предварительная информация о ввозимом товаре предоставлялась, или посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если в силу каких-либо причин КПС таможенными органами или Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не используется;

- штампом «Ввоз разрешен», если документы и сведения предоставлялись перевозчиком на бумажном носителе;

2. В случае, если товар идентифицирован таможенным органом с подконтрольным, но разрешительные документы перевозчиком не предоставлены (пункт 14(1) Правил), принимается решение о необходимости предоставления в 3- дневный срок разрешительных документов путем проставления в КПС «Портал «Морской порт», в системе межведомственного электронного взаимодействия или на бумажном носителе отметки «Необходимо представление документов для санитарно-карантинного контроля». В таком случае товар помещается на временное хранение и хранится отдельно от других товаров.

3. В случае, если товар не соответствует установленным требованиям, либо разрешительные документы в 3-дневный срок не предоставлены (пункт 22 Правил), принимается решение о запрете ввоза подконтрольных товаров в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки «Ввоз запрещен». Способы фиксации такого решения и доведения его до иных заинтересованных лиц аналогичны решениям «Ввоз разрешен» или «Необходимо представление документов для санитарно-карантинного контроля».

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно заключил, что поводы для начала санитарно-карантинного контроля, необходимость предоставления перевозчиком тех или иных подтверждающих документов, равно как способы доведения до заинтересованных лиц принятых по результатам контроля решений, таможенный орган определяет самостоятельно. При этом. само по себе отсутствие на бумажном экземпляре коносамента штампа «Ввоз разрешен» не означает, что санитарно-карантинный контроль таможенным органом не проводился и, тем более, не означает несоответствие товара установленным требованиям.

Кроме того, в пункте 14(5) Правил № 500 установлена дублирующая норма, препятствующая помещению подконтрольных товаров под таможенную процедуру, не прошедшего в силу каких-либо причин санитарно-карантинного контроля.

 Невозможность помещения подконтрольного товара, не прошедшего санитарно-карантинный контроль, под таможенную процедуру, следует также из пункта 5 статьи 128 ТК ЕАЭС, согласно которой товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора), а также из пункта 1 статьи 135 ТК ЕАЭС, согласно которой соблюдение запретов и ограничений названо условием, действия по соблюдению которого предшествуют подаче таможенной декларации. В том случае, когда декларант до подачи таможенной декларации должен был совершить какие-либо обязательные действия, но не совершил их, таможенный орган в соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС отказывает в регистрации таможенной декларации.

 Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отметил, что Порядок №299 и Правила №500 в совокупности с нормами ТК ЕАЭС установили тройной контроль соответствия товаров обязательным требованиям: на этапе прибытия, подачи таможенной декларации, выпуска товаров.

При этом, Правилами № 500 предусмотрен определенный регламент действий перевозчика и таможенного органа, совершаемых при ввозе товаров, включенных в Единый перечень. Обязанность перевозчика на этапе прибытия судна ограничена предоставлением сведений о товаре, а все иные действия участников внешнеэкономической деятельности, включая предоставление дополнительных документов, помещение товаров досмотр/осмотр, на временное хранение и т.п. являются прямым следствием решений, принимаемых таможенным органом, вплоть до выпуска товаров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  с учетом алгоритма обмена документами и информацией посредством КПС «Портал «Морской порт» перевозчик спорного груза компания «Maersk» передало 28.08.2019 предварительную информацию на таможенный пост Балтийской таможни «Гавань» о прибытии груза на судне «MSCSANTHYA». Переданная информация содержала информацию о грузе (коносамент, наименование, количество, вес, код, номер контейнера). Согласно данной информации 30.08.2019 на 15:28 в отношении товара рассматривалась необходимость в проведении указанных там видов надзора: ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль и санитарно-карантинный контроль. Уведомление о фактическом прибытии судна с грузом получено таможенным органом 31.08.2019, решение таможенного органа о выгрузке и вывозе груза получено 31.08.2019 в 09:46:43.

Таким образом, таможенный орган получил полную информацию как о грузе, так и о товаросопроводительных и коммерческих документах, в т.ч. о коносаменте, еще до фактического прибытия спорного товара в порт выгрузки и имел возможность и обязанность определить меры контроля в отношении ввозимого в контейнере  MSCU5218120 по коносаменту MEDUSE631008 товара.

Из вышеприведенных положений Правил № 500, а также положений пункта 5 статьи 128 ТК ЕАЭС следует, что санитарно-карантинный контроль проводится при ввозе товаров на территорию ЕАЭС и должен предшествовать всем остальным видам государственного контроля и при наличии оснований, перечисленных в пунктах 3, 17 и 18 названных Правил. При выявлении предусмотренных в пунктах 3, 17 и 18 Правил № 500 оснований для проведения санитарно-карантинного контроля таможенный контроль в отношении таких товаров не осуществляется до завершения санитарно-карантинного контроля.

Из положений Порядка №299 также следует, что санитарно-карантинный контроль проводится не в отношении абсолютно всей ввезенной продукции, а только в отношении которой выявлены такие риски. Более того, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения санитарно-карантинный контроль проводится при ввозе товаров на территорию ЕАЭС и должен предшествовать всем видам государственного контроля и надзора.

Вместе с тем, исходя из действий таможенного органа, при ввозе спорных товаров по коносаменту MEDUSE631008 на таможенную территорию таких рисков не установлено, товар на санитарно-карантинный контроль в Роспотребнадзор таможенным органом не направлен (отметка таможенного органа на коносаменте о необходимости прохождения санитарно-карантинного контроля не проставлена ни в электронном виде, ни на бумажном носителе; доказательства обратного в материалы дела не представлены). С учетом изложенного отклоняются ссылки таможенного органа на письмо Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 12.03.2021 № 78-00-08/485129-2021, согласно которому документы для прохождения санитарно-карантинного контроля в отношении товара по коносаменту MEDUSE631008 в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу не поступали.

Из материалов дела усматривается, что никакие иные виды контроля в отношении прибывшего по коносаменту MEDUSE631008 в контейнере MSCU5218120 товара не проводились, в связи с чем товар был помещен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» и на основании ДТ № 10216170/020919/0159082 предъявлен к таможенному контролю.

В целях соблюдения требований Порядка № 299 при таможенном декларировании были представлены и отражены в графе 44 ДТ №10216170/020919/0159082 свидетельства о государственной регистрации №RU.77.01.34.008.E.001351.06.19 от 10.06.2019 и №RU.77.01.34.008.E.001352.06.19 от 10.06.2019 подтверждающие безопасность товара в части его соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. В отношении товара № 1  по ДТ №10216170/020919/0159082 проведен таможенный контроль при выпуске товара, окончившийся выпуском товара согласно заявленной таможенной процедур.

При таких обстоятельствах, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенным органом не доказано наличие в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, а именно, несоблюдение Обществом установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

 Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования, признал незаконным и отменил постановление от 25.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10213000-1537/2021.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 мая 2022 года по делу № А56-87577/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

М.Л. Згурская

 Л.В. Зотеева