ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-18910/2022 от 05.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 сентября 2022 года

Дело № А56-53668/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.,

судей  Протас Н.И., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,

при участии:

от истца: Лисова К.М. по доверенности;

от ответчика: Макорта Г.А. по доверенности;

от СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр»: Капитов А.А. по доверенности;

от Комитета финансов: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18910/2022) ООО «Эглин» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2022 по делу № А56-53668/2021, принятое

по иску общества с ограниченной ответственностью «Эглин»

к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга

3-и лица: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр», Комитет финансов Санкт-Петербурга

о взыскании,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Эглин» (далее – истец, Общество, ООО «Эглин») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет, ответчик) о взыскании основного долга в виде недополученной субсидии в размере 9 464 220,25 руб., убытков в размере 7 116 075,92 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» и Комитет финансов Санкт-Петербурга.

Решением суда первой инстанции от 28.04.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, полагая, что право заявителя на получение субсидии подтверждено материалами дела, состав убытков доказан.

В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представители ответчика и СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр» выразили несогласие с доводами жалобы, представили письменные отзывы.

Комитет финансов Санкт-Петербурга извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является поставщиком социальных услуг, включен в реестр поставщиков социальных услуг Санкт-Петербурга, но не участвует в выполнении государственного задания (заказа), и имеет право на компенсацию при получении у него гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой (далее - компенсация) в соответствии с пунктом 8 статьи 30 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ.

Как указал истец, Обществом в адрес Комитета было подано заявление о выплате компенсации за социальные услуги (исх. №83/07/10/20 от 07.10.2020), оказанные в июле, августе, сентябре 2020 года, которое принято Комитетом 14.10.2020.

Письмом от 21.10.2020 данное заявление было возвращено истцу без исполнения, так как возмещение компенсации поставщику социальных услуг за оказание услуг за период июль-август 2020 в порядке и на условиях, ранее предусмотренных Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 №1288, не представляется возможнымв связи с вступлением в силу распоряжения Комитета по социальной политике от 07.09.2020 г. №1867-р, согласно которому расчетным периодом, по итогам которого выплачиваются ежемесячные субсидии, является месяц.

22.10.2020 между истцом и Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга заключено Соглашение №164-20 и дополнительное соглашение №1 к нему от 25.12.2020.

В соответствии с пунктом 3 Соглашения перечисление субсидии осуществляется Главным распорядителем бюджетных средств не позднее десятого рабочего дня после принятия им решения о предоставлении Получателю субсидии по результатам рассмотрения документов, подтверждающих фактически произведенные затраты, при выполнении Получателем субсидии условий, установленных Порядком предоставления субсидий, утвержденных распоряжением №1867-р, но не позднее 25.12.2020.

Письмом от 27.11.2020 Комитет по социальной политике вновь отказал в предоставлении субсидии в связи с непредставлением (представлением не в полном объеме) Обществом документов, указанных в пункте 4.1 Порядка,  а  также несоответствия расчета размера ежемесячных субсидий в связи с недостоверностью показателей. К указанному письму также были приложены копии заключений Горцентра, согласно которым в июле, августе, ноябре 2020 года размер платы, уплаченной получателями социальных услуг, превысил размер фактических затрат Поставщика услуг, принятых к расчету размера ежемесячной субсидии.

Из представленных Обществом к возмещению затрат обоснованными и подлежащими возмещению были приняты затраты за сентябрь и октябрь 2020 года в сумме 2632985 руб. 42 коп.

Указанная сумма перечислена на счет Общества на основании распоряжений от 29.12.2020 №3919-р и №3920-р.

Не согласившись с указанными суммами, согласованными к возмещению, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовался следующим.

 В соответствии с пунктом  2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления компенсации, порядок расчета ее размера, а также порядок и условия ее выплаты в Санкт-Петербурге ранее был установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 № 1288 «Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Санкт-Петербурга, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой» (далее - постановление № 1288).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.09.2020 № 665 постановление № 1288 было признано утратившим силу.

Распоряжением Комитета от 07.09.2020 № 1867-р утвержден «Порядок предоставления в 2020 году субсидий на компенсацию расходов в форме возмещения затрат поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Санкт-Петербурга, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг» (далее – Порядок).

Пунктами 2.2 и 2.4 Порядка определено, что субсидии предоставляются поставщику социальных услуг в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий, для заключения которого поставщик социальных услуг направляет в Комитет заявление о заключении соглашения с приложением документов, определенных пунктом 2.4 Порядка.

Согласно пункту 3.2 Порядка размер субсидии представляет собой разницу между стоимостью затрат на социальные услуги, оказанные поставщиком социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой, и суммой, подлежащей оплате получателем социальных услуг поставщику социальных услуг, за предоставление социальных услуг в случае, если предоставление социальных услуг данному получателю социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга осуществляется за плату или частичную плату.

Исходя из пунктов 2.11, 4.1 Порядка, субсидия перечисляется поставщику социальных услуг ежемесячно (за исключением единовременного перечисления субсидии за период с 01.07.2020 по 30.09.2020) на основании заявления поставщика социальных услуг о предоставлении ежемесячных субсидий с приложением документов, в том числе документального подтверждения затрат.

Как установлено судом, 22.10.2020 между истцом и ответчиком заключено Соглашение о предоставлении субсидии № 164-20 на основании заявления истца от 17.09.2020.

Правовым основанием для заключения Соглашения является, в том числе распоряжение № 1867-р (пункт 3 Соглашения).

Подписанием Соглашения истец изъявил свою волю и согласие на условия, установленные распоряжением № 1867-р, в том числе на период, за который возмещаются затраты и на порядок расчета размера субсидии. В судебном порядке Распоряжение № 1867-р недействующим не признано.

Таким образом, выводы Общества о том, что компенсация ему, как поставщику социальных услуг должна быть осуществлена в соответствии с порядком расчета ее размера, определенным постановлением № 1288, является необоснованным и правомерно отклонен судом первой инстанции.

Таким образом, в возмещении субсидии за период июль-август 2020 года Комитетом отказано обоснованно.

Пункт 4.1. Порядка устанавливает, что для получения ежемесячных субсидий поставщик социальных услуг, с которым заключено соглашение, не позднее пяти рабочих дней месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлены социальные услуги, представляет в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» документы согласно перечню.

В силу пункта 4.3. Порядка Горцентр в течение 15 рабочих дней (в декабре - в течение семи рабочих дней) со дня получения документов, указанных в пункте 4.1. Порядка, проверяет полноту представленных документов, соответствие срокам представления, соответствие поставщика социальных услуг требованиям, предусмотренным в абзацах 3-7 пункта 2.1. Порядка, и на основании проверки, предусмотренной в пункте 4.3. Порядка, составляет заключение о предоставлении или об отказе в предоставлении ежемесячных субсидий по форме согласно приложению № 11 к Порядку.

Перечень затрат, подлежащих компенсации, определен пунктом 4.1.5. Порядка. Документами, подтверждающими затраты, являются первичные учетные документы, принимаемые к бухгалтерскому учету, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также копии расчетных ведомостей заработной платы, копии актов оказанных услуг по гражданско-правовым договорам.

Таким образом, согласно пункту 4.1.5. Порядка необходимо документальное подтверждение поставщиком социальных услуг затрат, компенсация в форме возмещения которых осуществляется за счет ежемесячных субсидий.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Таким образом, обязательными условиями предоставления спорных субсидий является фактическое несение получателем субсидий предъявленных к возмещению затрат, кроме того, данные затраты должны быть понесены непосредственно в связи с совершением действий по оказанию гражданину помощи, предусмотренной законодательством о социальном обслуживании.

После проверки документов, представленных истцом для получения субсидии, ответчиком было выявлено включение затрат, которые либо не были понесены, либо не подтверждены документально, либо вовсе не связаны с предоставлением социальных услуг, в связи с чем указанные затраты были обоснованно исключены из расчета размера субсидии.

Суд первой инстанции в своем решении привел полный, подробный перечень услуг, не подлежащих возмещению Обществу.

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка Поставщик социальных услуг в соответствии с настоящим Порядком вправе повторно в течение двух рабочих дней после получения уведомления об отказе в предоставлении ежемесячных субсидий представить в Горцентр документы, указанные в пункте 4.1 настоящего Порядка, после устранения оснований для отказа в предоставлении ежемесячных субсидий, указанных в пункте 4.5 настоящего Порядка.

Между тем, данным правом истец не воспользовался, документы, подтверждающие обоснованность затрат, подлежащих компенсации и определенных  пунктом 4.1.5. Порядка, ни в Горцентр, ни в суд первой инстанции не представил.

Доводы истца о неполучении отказа в предоставлении субсидии правомерно отклонены судом первой инстанции.

Согласно пункту 4.6. Порядка, утвержденного распоряжением Комитета от 07.09.2020 № 1867-р, в случае принятия решения об отказе в предоставлении ежемесячных субсидий Комитет в течение трех рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет в адрес поставщика социальных услуг уведомление о принятом решении с указанием причин отказа.

В адрес ООО «Эглин» соответствующие документы направлены письмом Комитета от 27.11.2020 № 020-01-59-7263/20-0-2, к которому приложены соответствующие заключения СПб ГКУ «Городской информационно-расчетный центр».

 Суд первой инстанции обоснованно сослался на представленный в качестве доказательства скриншот из государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Единая система электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ЕСЭДЦ) содержащей сведения о дате почтового отправления соответствующего отказа истцу.

Более того, факт получения Обществом отказа в предоставлении субсидии также подтверждается письмом ООО «Эглин» от 27.11.2020,в котором Общество выражает несогласие с отказом и анализирует отдельные положения полученных документов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для наступления гражданско-правовой ответственности в виде убытков, так как истец обратился с предложением о заключении соглашения в октября 2020 года (заявление от 07.10.2020), то есть в период действия нового Порядка, установленного Распоряжением № 1867-р от 07.09.2020, в соглашении и дополнительном соглашении указал численность получателей социальных услуг за июль-ноябрь 2020 года – 52 человека. Размер субсидии рассчитан с учетом фактически подтвержденных затрат истца за вычетом размера платы, полученной истцом от получателей услуг: в сентября 2020 года в размере 1913666, 62 руб., в октябре 2020 года в размере 719318, 80 руб., всего в размере 2632985, 42 руб.). Таким образом, субсидия за сентябрь-ноябрь выплачена в соответствии с требованиями Порядка в размере, подлежащем возмещению.

Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.

Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб. подлежит оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 13500 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета РФ на основании  платежного поручения от 19.07.2022 №172.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 28 апреля 2022 года по делу №  А56-53668/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эглин» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Эглин» из федерального бюджета РФ 13500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Н.И. Протас

А.Б. Семенова