ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
06 апреля 2022 года | Дело № А56-90214/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 13.01.2022;
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1927/2022) ООО «Невский дом» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2021 по делу № А56-90214/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Невский дом»
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Невский дом» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – административный орган, Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предписания от 17.09.2021 № 12/21/505-Р.
Решением суда от 02.12.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе Общество указывает, что производит расчет по счетам-фактурам, предоставленным ООО «ПСК», объем электроэнергии рассчитывается исходя из общего объема электроэнергии согласно приборам учета, указанного в счете-фактуре, который расчетным методом распределяется между четырьмя многоквартирными домами. Иной возможности производить расчет у Общества не имеется, поскольку ООО «ПСК» не предоставляет Обществу расшифровки к ежемесячным счетам-фактурам с учетом индивидуальных приборов учета. Также Общество ссылается на неисполнимость выданного предписания.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Инспекции выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, письменный отзыв не представил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, стр. 3 (далее – МКД)на основании договора управления и лицензии.
08.09.2021 с целью рассмотрения обращения гр. ФИО4 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка за соблюдением лицензионных требований ООО «Невский дом», установленных действующим законодательством по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки установлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета (далее – ОДПУ) э/э заводской номер № 26935576, расположенном на вводе №1 (акт ввода в эксплуатацию № Д-079740 от 05.06.2017), № 26912715, расположенном на вводе №2 (акт ввода в эксплуатацию № Д-079741 от 05.06.2017).
По информации, предоставленной Обществом, расчет, в том числе по кВ. 256 производится на основании полученных от АО «ПСК» счет-фактур, в которых указан общий объем потребленной МКД электроэнергии, без разделения на строения, а именно по МКД, расположенным по адресам: ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.1, ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.2, ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.3, ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.4. Указанные МКД являются отдельно стоящими зданиями.
Также установлено, что решение общим собранием собственников помещений о расчете электроэнергии по приборам учета, как это предусмотрено положениями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), не принималось, автоматизированная система контроля и учета электрической энергии (далее – АСКУЭ) в МКД отсутствует.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.2018 по 07.2021 должен быть рассчитан исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 17.09.2021 №12/21/505-р, на основании которого Обществу выдано предписание от 17.09.2021 № 12/21/505-Р, которым Обществу в срок до 15.11.2021 предписано устранить нарушения пункта 9.2 статьи 156 ЖК РФ, произвести расчет оплаты коммунального ресурса электроснабжения, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, по кв.256 по адресу: ул. Крыленко, д.1, корп. 1, лит. 3, за период с 01.2018 по 07.2021 в соответствии пунктом 9.2 статьи 156 ЖК РФ, исходя из норматива потребления, либо согласно решению, принятому на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, с учетом положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение).
В силу подпунктом «а» пункта 3 Положения к лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и обеспечивать, в том числе, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома АСКУЭ, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что МКД, расположенный по адресу: <...>, стр. 3, находится в управлении ООО «Невский Дом» на основании Протокола № 1 от 01.08.2017 внеочередного общего собрания собственников помещений. Протокол действующий, в установленном законом порядке недействующим не признан.
Пунктом 7 вышеуказанного протокола собственники приняли решение утвердить тарифы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за потребляемые исполнителем коммунальные услуги в принадлежащем ему помещении и потребляемые коммунальные услуги на общедомовые нужды (в т.ч. электроснабжение ОДН). При этом объем потребляемых услуг определяется на основании показаний приборов учета (при неисправности приборов учета размер платы определяется исходя нормативов, утвержденных уполномоченным органом государственной власти). Корректировка начислений по коммунальным услуга на общедомовые нужды производится исходя из выставленных счетов-фактур и счетов ресурсоснабжающих организаций.
Таким образом, исходя из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ расчет и начисление по коммунальной услуге на общедомовые нужды - электроснабжение ОДН, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, должен производиться по конкретному дому исходя из утвержденных тарифов на основании решения собственником МКД.
Вопреки доводам Общества, установленный собственниками МКД в пункте 7 протокола от 01.08.2017г. расчет платы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, не в полной мере соответствует положениям части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, так как собственники определили, что объем потребляемых услуг определяется на основании показаний приборов учета (при неисправности приборов учета, размер платы определяется исходя нормативов, утвержденных уполномоченным органом государственной власти), корректировка начислений производится на основании выставленных счетов-фактур и расчетов ресурсоснабжающих организаций, в том время как согласно положениям вышеприведенной нормы размер расходов при наличии коллективного (общедомового) прибора учета должен определяться исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, как пояснило Общество, расчет им производился по счетам- фактурам, предоставляемым ООО «ПСК», при этом объем электроэнергии рассчитывается исходя из общего объема электроэнергии согласно приборам учета, указанного в счете-фактуре по 4-м домам, который расчетным методом распределяется между МКД по адресам: ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.1, ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.2, ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.3, ул. Крыленко, д.1, корп.1, стр.4.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с правомерностью такого начисления, так как жилищным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень способов порядка определения объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме - исходя из норматива, либо на основании показаний общедомового прибора учета. Расчетный метод, исходя из соотношения площадей жилых и не жилых помещений к общей площади каждого дома, в рассматриваемом случае в отношении спорного коммунального ресурса не применим
Несмотря на то, что общим собранием собственников помещений МКД по ул. Крыленко, д.1, корп. 1, стр. 3 установлен тариф по коммунальной услуге - электроснабжение ОДН и указанный МКД оборудован общедомовым прибором учета, в рассматриваемом случае начисление должно производиться по нормативу, корректировка платы возможно только в случае наличия показаний прибора учета по каждому дому.
При этом начисление на основании полученных от АО «ПСК» счетов-фактур, в которых указан общий объем потребленной МКД электроэнергии, без разделения на строения, а именно по МКД, расположенным по адресам: улица Крыленко, д. 1, корп. 1, стр. 1, улица Крыленко, д. 1, корп. 1, стр. 2, улица Крыленко, д. 1, корп. 1, стр. 3, улица Крыленко, д. 1, корп. 1, стр. 4, нарушает права собственников помещений, противоречит пункту 7 решения общего собрания собственников МКД и не соответствует части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах оспариваемое предписание является законным, обоснованным и исполнимым, и не нарушает права заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, правильно применив нормы материального права в отношении фактически установленных обстоятельств дела. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из Федерального бюджета РФ на основании платежного поручения от 19.01.2022 №81.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 декабря 2021 года по делу № А56-90214/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Невский дом» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Невский дом» из федерального бюджета РФ 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Л.В. Зотеева | |
Судьи | М.И. Денисюк А.Б. Семенова |