ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-19335/19 от 20.08.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 сентября 2019 года

Дело № А21-13733/2018

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Смирновой Н. В.,

при участии: 

от заявителя: Булычев А. В., по доверенности от 18.09.2018;

от заинтересованного лица: 4) Власков К. Ю., по доверенности от 09.01.2019;

от иных лиц: не явились, надлежаще извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-19335/2019 )  ОАО "Балтик Экспо" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2019 по делу № А21- 13733/2018 (судья Талалас Е.А.),

принятое по заявлению ОАО "Балтик Экспо" (ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884)

заинтересованные лица: 1) Правительство Калининградской области,                                2) Губернатор Калининградской области, 3) Заместитель Председателя Правительства Калининградской области; 4) Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области,                        5) Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области,

о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц,

установил:

Открытое акционерное общество "Балтик Экспо" (место нахождения: 236000, Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Правительству Калининградской области (место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665), Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900999011, ИНН 3906006871 (далее - Агентство по архитектуре), Губернатору Калининградской области, Заместителю Председателя Правительства Калининградской области, Агентству по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области со следующими требованиями (том № 2. л.д. 82-84):

1. о признании незаконными действий заместителя Председателя Правительства Калининградской области и руководителя Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области, выразившиеся в отказе:

1.1. отменить Постановление Правительства Калининградской области от 25.03.2015 г. № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» и от 22.05.2017 г. № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156.

1.2. рассмотреть вопрос в порядке и согласно процедуры, предусмотренных ст. 9, 24 и 25 ГрК РФ, в части, касающейся отмены «красные линий» «Чертежа красных линий», ранее внесенных в документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018г, проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За;

1.3. рассмотреть вопрос в порядке и согласно процедуре, предусмотренной ст. 45 и 46 ГрК РФ, в части, касающейся принятия решения, предусмотренного ч. 1 ст. 46 Гр.К РФ в соответствии с вышеизложенными предложениями и соответственно выдать разрешение ОАО «Балтик Экспо» разработать и представить на утверждение документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За..

2. о признании незаконными бездействий, допущенных Правительством Калининградской области в лице Губернатора Калининградской области -Председателя Правительства Калининградской области и заместителя Председателя Правительства Калининградской области, выразившиеся:

2.1.В ненадлежащем рассмотрении:

- обращения ОАО «Балтик Экспо» от 03.08.2018 № 89, поданное в Правительство Калининградской области, на имя Губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Алиханова Антона Андреевича и в Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области в части, касающейся Постановлений Правительства Калининградской области от 25.03.2015 № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» и от 22.05.2017 г. № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156.

- жалобы ОАО «Балтик Экспо» № 124 от 13.092018, поданной на имя Губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Алиханова Антона Андреевича в части, касающейся Постановлений Правительства Калининградской области от 25.03.2015 № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» и от 22.05.2017                 № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156.

2.2. В незаконном непринятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО «Балтик Экспо» в ответ на обращение от 03.08.2018 № 89  и на жалобу ОАО «Балтик Экспо» от 13.092018 № 124 относительно:

- отмены Постановления Правительства Калининградской области от 25.03.2015 № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области»;

- отмены Постановления Правительства Калининградской области от 22.05.2017 № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156.

2.3 В нерассмотрении вопроса в порядке и согласно процедуре, предусмотренной ст. 45 и 46 ГрК РФ, в части, касающейся отмены «красных линий» «Чертежа красных линий», ранее внесенных в документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018г, проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За и соответственно не отменены «красные линии» «Чертежа красных линий», ранее внесенных в документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018г, проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За;

2.4. В нерассмотении вопроса в порядке и согласно процедуре, предусмотренной ст. 45 и 46 ГрК РФ, в части, касающейся принятия решения, предусмотренного ч. 1 ст. 46 ГрК РФ в соответствии с вышеизложенными предложениями и соответственно не выдано разрешение ОАО «Балтик Экспо» разработать и представить на утверждение документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За.

3. Общество просит обязать Правительство Калининградской области в лице Губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области и Заместителя Председателя Правительства Калининградской области, а также Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области принять меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов                 ОАО «Балтик Экспо» в ответ на обращение от 03.08.2018 № 89  и на жалобу ОАО «Балтик Экспо» от 13.09.2018 № 124, путем возложения обязанности в течение определенного судом срока совершить следующие действия:

3.1.Отменить Постановление Правительства Калининградской области от 25.03.2015 № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области»№

3.2. Отменить Постановление Правительства Калининградской области от 22.05.2017 № 243 «О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156;

3.3. Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости,
отменяющие ограничение прав и обременение земельного участка с кадастровым
номером 39:15:140302: 18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г.
Калининграда по ул. Октябрьская За, а также отменяющие ограничение прав и
обременение двух зданий с кадастровыми номерами 39:15:140302:40 и 39:15:140302:52, расположенных на вышеуказанном земельном участке, ранее наложенные Постановлением Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 № 156.

3.4. Рассмотреть вопрос в порядке и согласно процедуре, предусмотренной ст. 45 и 46 ГрК РФ, в части, касающейся отмены «красных линий» «Чертежа красных линий», ранее внесенных в документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018г, проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За, отменить «красные линии» «Чертежа красных линий», ранее внесенных в документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018, проходящих по земельному участку, площадью 29 459 кв. метров, с кадастровым номером: 39:15:140302:18 в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За.

3.5. Рассмотреть вопрос в порядке и согласно процедуре, предусмотренной ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ, в части, касающейся принятия решения, предусмотренного ч. 1 ст. 46 ГрК РФ, и выдать разрешение ОАО «Балтик Экспо» разработать и представить на утверждение документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в части, касающейся земельного участка, площадью 29 459 кв. метров, с кадастровым номером: 39:15:140302:18, расположенного  в Московском районе г. Калининграда по ул. Октябрьская За.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Податель жалобы указывает, что Обществу на праве долгосрочной  аренды (до 2052 года) принадлежит земельный участок, площадью 29 459 кв.м., с кадастровым номером 39:15:140302:18, расположенный по адресу: г. Калининград,  Московский район, ул. Октябрьская,За, и на праве собственности расположенные на данном земельном участке нежилые строения выставочного павильона и выставочного комплекса.

Как указывает податель жалобы, Постановлением Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156 принадлежащие ОАО «Балтик Экспо» земельный участок и объекты капитального строительства признаны подлежащими изъятию для государственных нужд Калининградской области для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону на о.Октябрьском, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2014 года № 1735-р «О проекте планировки территории Московского и Ленинградского районов                              г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест» и постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 года № 929 об утверждении проекта межевания соответствующей территории, разработанных во исполнение требований статьи 27 Федерального закона от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Податель жалобы ссылается на то обстоятельство, что  проектом планировки сформированы красные линии, которые на чертеже красных линий отражены, в том числе, в границах единого земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 и разделяют данный земельный участок на пять самостоятельных земельных участков, отнесенных проектом планировки к функциональной зоне ОИ-7.2 «Подзона регенерации исторической среды, общественно-жилые здания до 6 этажей». Действующий генеральный план городского округа «Город Калининград», утвержденный решением городского совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года № 225, отображает установленные данным проектом планировки красные линии и согласно карте функциональных зон относит земельный участок с кадастровым номером 39:15:140302:18 к двум функциональным зонам: зоне смешанного функционального назначения и зоне улично-дорожной сети. Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года № 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», которые воспроизводят утвержденные упомянутым проектом планировки красные линии, вследствие чего указанный земельный участок отнесен к двум территориальным зонам: зоне делового назначения и зоне улично-дорожной сети.

Кроме того, податель жалобы указывает, что срок действия постановления Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156 истек. Прекращено  действие специального Федерального закона от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ на территории Калининградской области.

Правительство Калининградской области и Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, мэрией Калининграда (арендодатель) и правопредшественником Общества (арендатор) заключен договор аренды от 09.06.1998 № 001764, по условиям которого арендатору передан земельный участок, площадью 29 459 кв. м., с кадастровым номером 39:15:140302:18.

На указанном земельном участке расположены здание выставочного комплекса, общей площадью 3 045,2 кв. м. и здание выставочного павильона, общей площадью 1 927,8 кв. м., принадлежащие Обществу на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.2009 39-АА №  731907 и от 12.09.2008 39-АА № 624769.

Общество и Компания заключили договор от 07.11.2014 о совместной деятельности по реконструкции и строительству международного конгрессно-выставочного центра "Евразийского сотрудничества в Калининграде".

Постановлением Правительства Калининградской области от 25.03.2015 № 156 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области», изъят для государственных нужд Калининградской области земельный участок, площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18, находящийся в государственной неразграниченной собственности, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества согласно приложению к данному постановлению для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону, путем прекращения права аренды на земельный участок и выкупа объектов недвижимого имущества.

Постановление N 156 принято в целях размещения объектов инфраструктуры для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининградской области на основании статьи 30 Закона N 108-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", статей 5, 31 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области".

Постановление N 156 опубликовано в газете "Калининградская правда" от 01.04.2015 N 55 и размещено на официальном портале Правительства Калининградской области.

В "Перечне объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18", являющемся приложением к Постановлению N 156, указаны следующие объекты: здание выставочного павильона с кадастровым номером 39:15:140302:40, выставочный комплекс с кадастровым номером 39:15:140302:52, административное здание с кадастровым номером 39:15:140302:160, расположенные по адресу: Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а.

Впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р (далее - Распоряжение N 1735-р) утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, в которой дано описание границ земельных участков, для которых разработан данный проект планировки территории с описанием границ территорий, а также линий, соединяющих поворотные точки с координатами.

Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014                  N 929 утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов в Калининграде.

На основании указанных документов Управлением Росреестра в ЕГРН внесены записи от 30.04.2015  N 39-39/001-39/001/007/2015-7540/1, 39-39/001-39/001/007/2015-7544/1, 39-39/001-39/001/007/2015-7536/1 об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости - здания выставочного павильона, выставочного комплекса и земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.

Письмом от 13.03.2015 Правительство Калининградской области со ссылкой на Проект планировки (утвержденный Распоряжением N 1735-р) и на Проект межевания (утвержденный Постановлением N 929) уведомило ОАО "Балтик Экспо" о формировании в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения на нем транспортной и инженерной инфраструктуры, а также о необходимости изъятия в связи с этим обстоятельством как арендуемого Обществом участка, так и находящихся на нем объектов недвижимости.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225 утвержден Генеральный план городского округа "Город Калининград" (далее - Генеральный план), которым, в том числе утверждены границы функциональных зон с учетом проектируемых красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.

Данным Генеральным планом на карте функциональных зон в границах арендуемого Обществом земельного участка установлены две функциональные зоны - зона смешанного функционального назначения, в которой разрешено помимо строительства общественно-деловых зданий и новое жилищное строительство, и зона улично-дорожной сети, необходимая для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры и для строительства улично-дорожной сети на территории острова Октябрьского.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" (далее - Правила землепользования и застройки).

Постановлением Правительства Калининградской области от 22.05.2017 N 243, внесены изменения в Постановление N 156 и установлено, что изъятию для государственных нужд Калининградской области для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры (для строительства улично-дорожной сети на территории острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону) подлежат следующие объекты:

- земельный участок площадью 8 749 кв. м, являющийся частью земельного участка общей площадью 29 459 кв. м. с кадастровым номером 39:15:140302:18, расположенного по адресу: Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под существующие здание выставочного павильона, в границах согласно приложению N 1, путем прекращения права аренды;

объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке.

Данное постановление дополнено приложением N 1 "Границы земельного участка площадью 8 749 кв. м, являющегося частью земельного участка площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18".

Заявитель указывает, что письмом от 03.08.2018  исх. № 89 Общество обратилось с заявлением в Правительство Калининградской области, а также с  жалобой от 13.09.2018 исх. № 124, с требованиями об  отмене Постановлений Правительства № 156 и № 243 как неисполненные; а также отмене «красных линий», внесенных в документацию по планировке территории Московского района г. Калининграда, проходящие по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18, в том числе препятствующие строительству Международного конгрессно-выставочного центра «Еврозийского сотрудничества» в г. Калининграде, поскольку необходимость в «красных линиях» отпала после завершения Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018; Общество также просило выдать разрешение на разработку и утверждение документации по планировке территории Московского района г. Калининграда в части земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.

Как указывает Общество, на письмо от 03.08.2018  исх. № 89 поступил ответ от 30.08.2018 за подписью руководителя Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Н.А., содержащий отказ в удовлетворении заявления Общества.

Письмом от 09.10.2018 № ГГ4879/10, подписанным заместителем председателя Правительства Калининградской области Гольдманом Г.М., в удовлетворении жалобы Общества от 13.09.2018 № 124 также отказано.

Ссылаясь на отсутствие полномочий лиц, принявших решения об отказе в удовлетворении заявлений Общества от 03.08.2018 и от 13.09.2018, на изменение обстоятельств, послуживших основанием для изъятия части земельного участка, истечение срока действия Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ и принятых в его исполнение нормативных актов – Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2014 № 1735-р, Постановления Правительства Калининградской области № 929 от 30.12.2014, № 156 орт 25.03.2015 (в редакции Постановления Правительства Калининградской области № 243 от 22.05.2015), отсутствие в связи с этим необходимости изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, принадлежащих заявителю; на нарушение Постановлениями N 156 и 243 прав и охраняемых законом интересов заявителя в части использования земельного участка, Общество обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015 по делу                    N АКПИ15-735 Обществу и Компании отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Распоряжения N 1735-р, которым утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, в части, касающейся обустройства и строительства пешеходного надземного перехода и пешеходных дорожек на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18.

Данным судебным актом установлено, что согласно части 9 статьи 27 Закона N 108-ФЗ документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры для размещения объектов для спортивных соревнований утверждается без проведения публичных слушаний; утверждение Распоряжением N 1735-р основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда является элементом градостроительной деятельности и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителей.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2016 по делу N А21-4363/2015, оставленным без изменений постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2016, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, связанных с исполнением Распоряжения N 1735-р.

Названными судебными актами установлено, что строительство в Калининграде за счет бюджета субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей, в том числе проезд к стадиону, предусмотрено программой, утвержденной Распоряжением N 1735-р; заявитель не доказал наличие оснований и необходимость внесения изменений в документы по планировке территории, послужившие основанием для принятия решения об изъятии для нужд Калининградской области части арендуемого Обществом земельного участка и принадлежащих заявителю объектов недвижимости.

Решением Калининградского областного суда от 21.09.2017, оставленным без изменения  Апелляционным Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 71-АПГ17-8, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными отдельных положений постановления Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800 (в редакции постановлений от 15.03.2016 N 121, от 20.04.2016 N 217, от 30.12.2016 N 657), которым утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, с Приложением N 2, в том числе в части строительства надземного пешеходного перехода через Московский пр., соединяющего ул. Зарайскую, наб. Генерала Трибуца, наб. Генерала Карбышева.

Данными судебными актами признаны необоснованными доводы Общества о фиктивности строительства указанного надземного пешеходного перехода как не предусмотренного бюджетом Калининградской области и о соответствующем отсутствии оснований для изъятия принадлежащего заявителю земельного участка в соответствии с Постановлением N 156.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10 отменено решение Калининградского областного суда от 22.08.2017, Обществу отказано в административном иске о признании недействующим Генерального плана в части установления функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 и ее изменения с общественно-деловой зоны на зону улично-дорожной сети и зону смешанного функционального назначения, в которой разрешено помимо строительства общественно-деловых зданий и новое жилищное строительство, с учетом красных линий в соответствии с Распоряжением N 1735-р.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10 установлено, что отнесение спорного земельного участка к функциональным зонам - "зона смешанного функционального назначения" и "зона улично-дорожной сети" - не противоречит нормам градостроительного законодательства, нормативным правовым актам, публичным целям и не нарушает охраняемые законом интересы Общества; действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при утверждении генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории; возможность установления на участке функциональных зон с размещением объектов инфраструктуры не противоречит требованиям статьи 23Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Распоряжению N 1735-р; соблюдение интересов Общества обеспечивается изданием Постановления N 156.

Решением Калининградского областного суда от 27.09.2018, оставленным без изменения Апелляционным Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2019 N 71-АПГ18-17,Обществу и Компании отказано в удовлетворении административного заявления о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части графического изображения карты границ территориальных зон применительно к земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18, а также установления зоны жилищного строительства, зонирования границ зон охраны объектов культурного наследия и границ запретных зон памятников культурного наследия: мост "Медовый", мост "Деревянный", "Здание сиротского еврейского приюта" в части земельного участка, арендуемого Обществом.

В связи с проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу принят Закон № 108-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Названным Законом № 108-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которым нормы Закона № 108-ФЗ подлежат приоритетному применению при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и осуществлении градостроительной деятельности в связи с проведением мероприятий в рамках подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.

Статьей 27 Закона № 108-ФЗ установлены особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, под которыми согласно пункту 25 статьи 2 Закона понимаются предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

Согласно части 2 статьи 27 Закона №. 108-ФЗ проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Статьей 30 Закона № 108-ФЗ допускаются изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, а также изъятие расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Данной статьей установлены особенности изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимости для размещения объектов инфраструктуры.

Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2013 № 282 Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев перечень объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, объемы и источники финансирования и особенности осуществления мероприятий с учетом государственных программ Российской Федерации и входящих в их структуру федеральных целевых программ, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти.

Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая строительство в Калининграде стадиона на 35 000 зрительских мест (в том числе временные трибуны на 10 000 зрительских мест), Солнечный бульвар, (в редакции постановления от 20.02.2015 № 148) с финансированием проектных и изыскательских работ за счет бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, строительно-монтажных работ - за счет федерального бюджета

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона № 108-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 № 1735-р утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенная для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета.

Приложением № 2 к основной части проекта планировки является Характеристика проектной улично-дорожной сети, включающей строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца, набережную Генерала Карбышева.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015, оставленным без изменения определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 отказано в удовлетворении требований заявителей об оспаривании в части Распоряжения № 1735-р. Указанное решение вступило в законную силу. Таким образом, распоряжение № 1735-р является правовым актом, действующим в полном объеме, принятым в установленном законом порядке и обязательным к исполнению всеми лицами, на которые он распространяется.

Решением от 15.02.2016 по делу N А21- 4363/2015, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, ОАО "Балтик Экспо" отказано в признании незаконным бездействия, выразившегося в не подготовке предложений о внесении изменений в Основную часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, ранее утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, в части, касающейся строительства надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего. Зарайскую улицу, набережную Генерала Трибуца и набережную Генерала Карбышева. Действующим законодательством не регламентирован порядок оспаривания документации по планировке территории отдельно от правовых актов, которыми они утверждены.

Впоследствии на основании Распоряжения N 1735-р Правительством Калининградской области принято постановление от 30.12.2014 N 929 со ссылкой на статью 27 Закона N 108-ФЗ, которым утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда.

Данным постановлением в границах территории, подлежащей межеванию, образованы земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2, в том числе участок N 138, в состав которого входит арендуемый Обществом земельный участок, часть которого площадью 8 749 кв. м подлежит изъятию для государственных нужд (для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры).

Указанное постановление опубликовано в специальном выпуске газеты "Гражданин" от 10.07.2015 N 36, что соответствует порядку, установленному частью 16 статьи 45 ГрК РФ.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, действовавшего в спорный период, были зарегистрированы обременения прав на изымаемые объекты недвижимости.

Как было указано ранее, вступившими в законную силу апелляционными определениями Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 71-АПГ17-8, от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10, от 31.01.2019 N 71-АПГ18-17, а также решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2016 по делу NА21-4363/2015,оставленным без изменения Постановлениями апелляционного и кассационного судов, признаны необоснованными требования Общества и Компании о признании незаконными Распоряжения N 1735-р, положений постановления Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800, Генерального плана и Правил землепользования и застройки.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2017 N А21-4672/2015, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 и Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2019 N Ф07-17885/2018 по делу N А21-4672/2015, Обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления N 156 с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлением Правительства N 243, в оспариваемой части и обязании погасить осуществленные согласно Постановлению N 156 регистрационные записи в ЕГРН от 30.04.2015 об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18, здания выставочного павильона общей площадью 1 927,8 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:40, выставочного комплекса общей площадью 3 045,2 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:52.

В рамках дела №А21-4672/2015 суды пришли к выводу, что с учетом преюдициального значения вышеперечисленных судебных актов, Постановления N 156 и 243 приняты во исполнение и в соответствии с документами территориального планирования территории - Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки и Проектом планировки, и признаны судами как соответствующие действующему законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителей. Реализация документации по планировки территории, являющейся элементом градостроительной деятельности, предполагает осуществление компенсационных мероприятий в отношении правообладателей земельного участка и объектов капитального строительства, предусмотренных гражданским законодательством, на что и направлены Постановления N 156 и 243, принятые, в том числе и в целях соблюдения интересов Общества и Компании.

Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10, из содержания положений статьи 2, части 1 статьи 9 ГрК РФ следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территории документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективные противоречия с интересами собственников. С учетом позиции Европейского Суда по правам человека политика городского планирования и обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая положения статей 30, 34, 36, 39 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статей 18, 19 Уставного Закона Калининградской области от 12.10.2011 N 41 "О Правительстве Калининградской области", суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Общества о бездействии, допущенном Правительством Калининградской области в лице его председателя – Алиханова А.А. и заместителя Председателя Гольдмана Г.М., руководителя Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Н.В., выразившемся, по мнению заявителя, в ненадлежащем рассмотрении заявления от 03.08.2018 и жалобы Общества от 13.09.2018, и неотмене Постановлений № 156 и № 243, неотмене «красных линий» и невыдаче разрешения на разработку проектной документации, поскольку обращения заявителя рассмотрены уполномоченными лицами, в установленном порядке.

Ссылки подателя жалобы на то, что срок действия постановления Правительства Калининградской области от 25 марта 2015 года № 156 истек, а также на прекращение  действия специального Федерального закона от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ на территории Калининградской области, не являются основанием для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что Постановления № 156 и № 243 приняты в соответствии с неотмененными в установленном порядке документами территориального планирования и градостроительной деятельности.

Кроме того, аналогичные доводы Обществом заявлены в рамках рассмотрения дела №А21-4672/2015. Указанным доводам Общества судами дана надлежащая правовая оценка.

Установив факт отсутствия доказательств несоответствия оспариваемых действий закону или иным нормативным правовым актам и доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.05.2019 по делу № А21-13733/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Жиляева

Судьи

В.И. Желтянников

 Н.С. Полубехина