ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-19655/2022 от 18.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 августа 2022 года

Дело № А56-11835/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбачевой О.В.

судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.

при ведении протокола судебного заседания:  Д.С.Кроликовой

при участии: 

от истца (заявителя): Уфимцева М.А. по доверенности от 10.01.2022 (онлайн)

от ответчика (должника): Султанмуратов Д.Ю. по доверенности от 22.07.2022

рассмотрев в открытом судебном онлайн  заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-19655/2022 )  ООО "Мельница" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022 по делу № А56-11835/2022 (судья Захаров В.В.), принятое

по заявлению ООО "Мельница"

к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга

о признании незаконным отказа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Мельница» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет) по включению недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год нежилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пер. Мучной, д. 2, лит. Г, пом. 33-Н.

Решением суда первой инстанции от 05.05.2022 в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе  Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим  обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции  отменить и удовлетворить заявленные  требования.

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы  поддержал, настаивал на ее удовлетворении.

Представитель Комитета  с доводами жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Обществу принадлежит на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 78:31:0001143:1032 общей площадью 2952,8 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пер. Мучной, д. 2, литера Г, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом Налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге на основании статьи 378.2 НК РФ, с учетом положений статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 684-96) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определялась как кадастровая стоимость, на 2022 год подлежат включению административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них площадью свыше 1 000 кв. м на основании информации о виде разрешенного использования земельного участка, назначения, разрешенного использования или наименования объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости, предусматривающими размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для указанных целей, а также нежилые помещения, соответствующие вышеперечисленным условиям. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 № 737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок). В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Порядка на основании сведений, содержащихся в ЕГРН и документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период в Перечень (далее – Список), на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке. Вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком.

Информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду.

В связи с включением помещения в Список, в целях принятия решения о включении либо невключений помещения в Перечень на 2022 год Комитетом 07.09.2021 проведено обследование помещения с кадастровым номером 78:31:0001143:1032, площадью 2952,8 кв.м. для определения его вида фактического использования, о чем составлен акт от 07.09.2021 №07-10/974.

В результате обследования помещения было установлено, что часть помещения используется в целях размещения отеля «Богема», часть помещения используется для размещения объекта общественного питания - ресторана «Богема», что составляет не более 20 % от общей площади Помещения.

В связи с подачей Обществом  возражений Комитетом 30.11.2021 проведено повторное обследование Помещения в присутствии заместителя генерального директора Общества, о чем составлен акт обследования от 30.11.2021 № 07-10/974/1. В результате проведенного обследования установлено, что  под объект общественного питания (ресторан «Богема» и бар с сопутствующими помещениями) используется 536,4 кв.м. (18,17 % от общей площади помещения).

24.12.2021 Комитет письмом  № 01-26-718/21-0-2 уведомил Общество об отказе в включение в Перечень  на 2021, 2022 года, поскольку  Объект не соответствует  требованиям, установленным  ст.378.2 НК РФ и статьей 1-1 Закона № 684-96.

Полагая, что  отказ  Комитета  противоречит требованиям действующего законодательства и  нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой  инстанции  отказал в удовлетворении требований.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Согласно статье 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 2). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (пункт 2).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу пункта 2 статьи 378.2 НК РФ законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи НК РФ.

Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса).

Как следует из материалов дела  Комитет  произвел обследование  здания 07.09.2021 в результате которого установил, что Обществом фактически  использование  объекта для  размещения  объектов  общественного питания  составляет менее 20%, что исключает включение объекта в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется  как кадастровая стоимость на 2022 год.

Повторное обследование  объекта  произведено Комитетом 30.11.2021.

Акты обследования  от 07.09.2021 и от 30.11.2021, содержащие фотоматериалы, предоставлены в материалы дела.

В результате проведенного обследования установлено, что помещение расположено на пяти этажах с мансардой, фактически используется для размещения: отеля «Богема» (гостиничные номера с сопутствующей инфраструктурой, фитнес-зал, сауна, кабинеты сотрудников, вовлеченных в гостиничную деятельность, МОП, вспомогательные, хозяйственно-бытовые помещения) площадью 2416,4 кв.м. (81,83 % от общей площади Помещения);  объектов общественного питания (ресторан «Богема» и бар с сопутствующими помещениями): ч.п. 48, 50, 52, 53, 59, 60, 61, 62, 63,64, 65,66, 67, 68, 72,73, 74, 75,76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 87, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 98, 116, 125, 126 площадью 536,4 кв.м. (18,17 % от общей площади помещения). 

Оспаривая  выводы  Комитета  Общество представило в материалы дела   заключение  кадастрового инженера  Чугуновой И.И., в котором отражено, что  кадастровый инженер  01.10.2021 обследовал на основании договора от 23.09.2021  помещения, принадлежащие  Обществу и установил, что  площадь помещений, используемых  для организации  общественного питания составляют 591,5 кв.м.(помещения площадью  51,9 кв.м.  расположены в подвальном  этаже, помещения  площадью 435,3 кв.м.  расположена на 1 этаже здания, помещения  площадью 104,3 кв.м.  расположены на 2 этаже  здания).

В рассматриваемом  случае Комитетом  при обследовании  сделан вывод о том, что помещения №№ 47 (венткамера), 49 (коридор), 51 (тамбур), 54 (лестница), 70 (коридор), 71 (тамбур), 85 (мусоросборная камера), 86 (коридор), 96 (коридор), 97 (санузел), 99 (кабинет), не используются  Обществом в целях размещения объекта общественного питания, не являются вспомогательными помещениями по отношению к помещениям под объекты общественного питания, а фактически используются   в целях деятельности отеля.

При этом, лестницы, коридоры, санузлы, кабинет используются  как  места общего пользования, что исключает включение  помещений  в состав  помещений, фактически используемых  в целях организации  объекта общественного питания.

Признание  помещений № 47 (венткамера 13,6 кв.м. – 0,46%) и № 85 (мусоросборная камера 7,3  кв.м. – 0,24%) фактически используемых  для организации объекта общественного питания, не изменяет вывода Комитета  о том, что фактическое использование составляет менее 20%.

При этом, апелляционный суд считает необходимым отметить, что заключение кадастрового инженера  не может быть признано доказательством,  свидетельствующим о фактическом использовании  помещений в целях  организации объекта общественного питания, поскольку исходя из буквального толкования положений статьи 378.2 НК РФ допустимым доказательством фактического использования здания (строения, сооружения) является полученный в установленном порядке документ, подтверждающий реальное использование не менее 20 процентов его общей площади.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Кодекса вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Кодекса высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.

Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, истец не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность его исковых требований.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022 по делу N А56-11835/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух   месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Горбачева

Судьи

М.В. Будылева

 Л.П. Загараева