ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-19844/2022 от 11.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 октября 2022 года

Дело № А56-7286/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Протас Н.И., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 18.10.2021

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-19844/2022 ) ПАО «Россетти Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2022 по делу А56-7286/2022 , принятое

по заявлению ПАО «Россетти Ленэнерго"

к  УФАС по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления

установил:

публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: <***>, адрес: 197227, Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 21, лит. А; далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (ОГРН: <***>, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я В.О. линия, д. 13, лит. А - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 29.12.2021 по делу N 078/04/9.21-1277/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Решением от 20.05.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что ООО «СтройИнвест» (Заявитель) не согласовало возможность использования сетевой инфраструктуры здания, принадлежащей долевым собственникам здания; технологическое присоединение встроенного нежилого помещения в здании, имеющем общее вводно-распределительное устройство (ВРУ) или главный распределительный щит (ГРЩ), осуществляется к сетям Общества опосредованно через ВРУ (ГРЩ) указанного здания; нежилое помещение Заявителя было ранее присоединено к общей электрической сети здания, т.е. энергопринимающее устройство (ЭПУ) объекта не является впервые вводимым в эксплуатацию; Заявитель нарушил процедуру технологического присоединения, предусмотренную пунктами 40(4)-40(10) Правил № 861, которые подлежат применению в случаях опосредованного технологического присоединения к сетям Общества. Учитывая изложенное, по мнению Общества, в его действиях отсутствует нарушение пунктов 11, 105 Правил № 861. 

Определением от 13.09.2022 апелляционный суд отложил судебное разбирательство, обязал УФАС представить материалы административного дела в полном объеме, включая процессуальные документы и переписку участников спорных правоотношений, касающуюся  присоединения к электрическим сетям здания.

В судебном заседании 11.10.2022 произведена замена состава суда, на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судья Фуркало О.В. заменена на судью Згурскую М.Л.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определение апелляционного суда от 13.09.2022 Управлением не исполнено.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в Управление поступило заявление ООО «СтройИнвест» (Заявитель) от 19.07.2021 исх. № 1-т (вх. № 23480/21 от 20.07.2021) в связи с действиями (бездействием) ПАО «Россети Ленэнерго», выразившимися в требовании документов и сведений, не предусмотренных правилами технологического присоединения при осуществлении технологического присоединения нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, лит. А, пом. 4-Н (далее — Объект), в нарушение Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила).

Согласно информации, представленной Заявителем и ПАО «Россети Ленэнерго», Управлением установлено следующее.

Объект расположен в нежилом административном здании с кадастровым №78:06:0002238:1008.

По имеющим у Заявителя сведениям, ранее нежилое помещение к электрическим сетям не присоединялось, электроснабжения, в том числе опосредованного и в порядке субабонентства, не имелось. Никаких документов, подтверждающих осуществление технологического присоединения в отношении нежилого помещения у Заявителя, не имеется. Договор энергоснабжения со сбытовой организацией не заключен, что подтверждается письмом АО «Петербургская сбытовая компания» от 22.06.2021 № 021-27138.

Заявитель   обратился   в   ПАО   «Россети   Ленэнерго»   с   заявкой   на технологическое  присоединение  к электрическим  сетям  энергопринимающих устройств Объекта, принадлежащего ему на праве собственности, с максимальной мощностью 150 кВт, через личный кабинет клиента на сайте Общества.

Заявке присвоен № 21-022220 от 15.04.2021.

Письмами от 14.05.2021 исх. № ЭСКЛ/16-01/7403, от 27.05.2021 исх. № ЭСКЛ/16-01/8260, от 10.06.2021 исх. № ЭСКЛ/16-01/9198 (далее - Письма о требовании) Общество потребовало предоставления документов, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 10 Правил № 861, а также указало на то, что в ходе поведенной проверки выявлено, что ранее в отношении здания, расположенного по адресу: <...>, лит. А осуществлено технологическое присоединение, следовательно, технологическое присоединение встроенного помещения 4-Н осуществляется опосредованно через вводно-распределительное устройство (ВРУ) здания.

Усмотрев в действиях Общества признаки нарушения пункта 11 Правил N 861, выразившихся в требовании о предоставлении сведений и документов, предусмотренных пп. «ж» пункта 10 Правил № 861, должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 18.11.2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Санкт-Петербургского УФАС от 29.12.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 078/04/9.21-1277/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно пункту 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пп. «ж» пункта 10 Правил №861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, к Заявке прилагается копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации).

Согласно абз. 1 пункта 8(4) Правил № 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

Из материалов дела следует и Обществом не оспаривается, что объект Заявителя расположен в нежилом здании не являющимся многоквартирным домом, следовательно, документы, уставленные в пп. «ж» пункта 10 Правил № 861, не должны прилагаться к заявке об осуществлении технологического присоединения Объекта.

Согласно пункту 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.

Вместе с тем, Управлением при вынесении оспариваемого постановления и привлечения Общества к административной ответственности не учтено следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона № 35-ФЗ владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В случае нарушения владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Согласно пункту 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Исходя из вышеуказанного, согласно статье 26 Закона № 35-ФЗ  и пункту 6 Правил № 861 заявитель при подаче заявки на заключение договора обязан указывать факт опосредованного присоединения и величину мощности, обеспеченной через существующую сеть третьего лица.

В соответствии с пунктом 6 Правил №861, технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами.

Согласно пункту 2 Правил № 861 их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств; изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств; присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации; предусмотренные пунктом 41 Правил.

Как следует из материалов дела, Заявитель в нарушение части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ и пункта 2 Правил № 861 при подаче заявки не указал факт ранее состоявшегося опосредованного технологического присоединения и размер существующей мощности.

Факт ранее осуществленного опосредованного технологического присоединения помещения 4-Н к сетям Общества через общие сети здания, находящегося по адресу: <...>, лит. А, подтверждается, в том числе, следующими документами, представленным в материалы дела Обществом: АТП от 21.03.2017 № 221273, в котором в качестве объекта присоединения указано всё здание; 14.03.2018 оформлен отдельный АТП № 260242 в отношении помещения 2-Н здания (помещения ресторана, расположенного на первом этаже здания); из соотношения АТП от 21.03.2017 и АТП от 14.03.2018 следует, что первоначальным объектом присоединения являлись все внутренние помещения всего здания, в том числе помещение Заявителя; Договором энергоснабжения № 41039 от 05.05.2014, заключенным между ООО «Гарант» и АО «ПСК»; Соглашением о порядке компенсации затрат № 0101-2014 от 01.01.2014, заключенным между ООО «Гарант», ЗАО «СМУ-303» (правопредшественник ООО «Сдекреалти»), ЗАО «МСУ-78» (правопредшественник Заявителя); Соглашением о порядке расчетов и компенсации затрат от 03.11.2014, заключенным между ООО «Гарант», ЗАО «СМУ-303», ЗАО «МСУ-78».

Более того, предметом соглашения о порядке расчетов и компенсации затрат от 03.11.2014 является переоборудование существующей сети, объединяющей сети 1, 2 и 3 этажей, заключающееся в отделении сетей 2 и 3 этажа от сети 1 этажа и превращении сетей 2 и 3 этажей в самостоятельные сети, подключенные к сетям сетевой организации независимо друг от друга.

Следовательно, на момент заключения соглашения от 03.11.2014 помещение Заявителя было присоединено к общей сети здания через ГРЩ, находящийся на первом этаже здания.

Апелляционным судом также установлено, что в рамках дела № А56-62729/2021 установлено, что ООО «СдекРеалти» (собственник 2 этажа) и ООО «СтройИнвест» (собственник 3 этажа) подали иск к ООО «Гарант» (собственник 1 этажа) об обязании, в том числе, прекратить воспрепятствование ООО «СдекРеалти» и ООО «СтройИнвест» в подключении к общим сетям нежилого здания: электрической, водопроводной, канализационной, отопительной, вентиляционной, предоставить свободный доступ ООО «СдекРеалти» и ООО «СтройИнвест» в помещения первого этажа здания, в которых расположены технологические узлы подключения к общим сетям здания, в том числе электрической. Таким образом, Заявитель признал тот факт, что его помещение было ранее присоединено к общей электрической сети здания и в отношении данного помещения осуществлялось энергоснабжение.

Таким образом, поскольку Заявителем нарушен порядок подачи заявки, у ПАО «Россети Ленэнерго» отсутствовали правовые основания для выдачи проекта договора заявителю, ввиду чего в действиях ПАО «Россети Ленэнерго» не могли быть установлены признаки нарушения действующего законодательства РФ.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит отсутствие основания для привлечения к административной ответственности, то суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ; пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления от 29.12.2021 по делу N 078/04/9.21-1277/2021.

Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу иного судебного акта об удовлетворении заявленного ПАО «Россети Ленэнерго» требования.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 20 мая 2022 года по делу №  А56-7286/2022 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29.12.2021 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-1277/2021 об административном правонарушении. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.И. Протас

 М.Л. Згурская