ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-20129/18 от 07.07.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

951/2020-177121(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2020 года  Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Хариной И.С.
при участии:
от истца: не явился (извещен);
от ответчика: ФИО1 по доверенности от 20.01.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-20129/2018) АО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  20.06.2018 по делу № А56-10072/2017(судья Терешенков А.Г.), принятое 

по заявлению АО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация" 

к МИФНС № 26 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решения

установил:

Акционерное общество «Интер РАО-Электрогенерация» (далее - Общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с  заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 26 по Санкт- Петербургу (далее - Инспекция) от  07.09.2016 № 638 об отказе в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения. 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 04.09.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017, в удовлетворении заявления  Обществу отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.05.2018  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  04.09.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  20.12.2017 по делу № А56-10072/2017 отменены. Дело направлено на новое 


рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области. 

Решением суда от 20.06.2018 в удовлетворении заявления Обществу  отказано. 

На решение суда АО «Интер РАО-Электрогенерация» подана апелляционная  жалоба, в которой Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм  материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для  дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. 

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  25.09.2018 производство по делу № А56-10072/2017 приостановлено до  рассмотрения по существу дела № А56-34624/2016. 

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  04.06.2020 произведена замена судьи Дмитриевой И.А. на судью Загараеву Л.П. 

Определением от 04.06.2020 апелляционный суд возобновил производство по  делу, поскольку постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 24.01.2020 дело № А56-34624/2016 рассмотрено по существу, судебный акт в  кассационном порядке не оспорен. 

От Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу с учетом  вынесенных судебных актов по делу № А56-34624/2016. 

От Общества поступило заявление о рассмотрение дела в его отсутствие. 

Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени  рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.  Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ). 

В судебном заседании представитель Инспекции против удовлетворения  требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить в силе по основаниям,  изложенным в отзыве. 

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном  порядке. 

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки,  проведенной Инспекцией в отношении уточненной налоговой декларации по налогу  на имущество организаций за 2015 год (корректировка № 1), представленной  Обществом по ТКС 24.03.2016, налоговым органом сделан вывод о необоснованном  применении налогоплательщиком ставки в размере 1,0% в отношении имущества,  отнесенного налогоплательщиком к линиям энергопередачи, а также являющегося  их неотъемлемой технологической частью. 

На основании проведенной проверки Инспекцией 07.09.2016 принято  решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения № 638, согласно которому Обществу доначислен налог на  имущество организаций в размере 809 305 руб. 

Основанием для принятия решений послужил вывод Инспекции о  необоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки в размере  1,0% в отношении спорных объектов основных средств, которые не относятся к  линиям энергопередачи и не являются неотъемлемой их частью, поскольку не  участвуют в процессе распределения и передачи электроэнергии, а необходимы  для производства электрической и тепловой энергии. При этом налоговый орган  сослался на экспертное заключение от 31.08.2015 № 7109/Ц, составленное Центром  независимых судебных экспертиз Российского экологического фонда «ТЕХЭКО», в  котором сделан вывод о том, что спорные объекты основных средств входят в  состав технологического комплекса и находятся в границах балансовой  принадлежности и эксплуатационной ответственности филиала «Северо-Западная 


ТЭЦ», на которых заканчивается процесс производства электрической и тепловой  энергии и начинается процесс их передачи (транспортировки) потребителям по  линиям энергопередачи. 

Общество, не согласившись с указанным решением Инспекции, обратилось в  вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. 

Решением УФНС России по Санкт-Петербургу 16-13/51110@ от 22.11.2016  решение Инспекции оставлено в силе. 

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения  Общества в арбитражный суд с настоящим требованием. 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований,  пришел к выводу о правомерности решения Инспекции. 

Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не  находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим. 

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),  подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрена возможность  налогоплательщика реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что  он представит доказательства, подтверждающие основания, с которыми налоговое  законодательство связывает наличие у налогоплательщика права на льготу. 

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от  19.01.2005 № 41-О положения законодательства о налогах и сборах,  предусматривающие налоговые льготы не подлежат расширительному толкованию. 

В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлениях  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее также -  ВАС РФ) от 14.02.2006 № 11202/05, от 21.03.2006 № 13815/05, от 21.07.2009 №  2518/09, обязанность по представлению доказательств в обоснование  правомерности применения налоговых льгот возлагается на налогоплательщика. 

На основании пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на  имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом  налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ

В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на  имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое  имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование,  распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную  деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных  средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета,  если иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и  вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и  законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие  обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской  Федерации (статьи 14, 372 НК РФ). 

На территории Санкт-Петербурга налог на имущество установлен Законом  Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций»  (далее – Закон № 684-96). 

В пункте 3 статьи 380 НК РФ установлено, что налоговые ставки,  определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении  железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий  энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической  частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014  году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017  году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. 


Согласно пункту 4 статьи 380 НК РФ в случае, если налоговые ставки не  определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение  производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ

В соответствии с Законом № 684-96 налоговые ставки в отношении  железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий  энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической  частью указанных объектов не определены. 

Из материалов дела усматривается, что предметом спора является  обоснованность применения пониженной налоговой ставки в соответствии с  пунктом 3 статьи 380 НК РФ по следующим основным средствам Организации:  Автоматизированная Система Коммерческого Учета Энергоносителей (ОКОФ 14  3313531), Бак аварийного слива горячей воды (ОКОФ 12 4521126), Зал релейных  панелей (ОКОФ 11 4521012), Павильон задвижек (на выходах теплопроводов)  (ОКОФ 114521012); Павильон измерительных диафрагм (ОКОФ 110001150). Заходы  ВЛ 110кВт, литер А.Ю (ОКОФ 124521125). Заходы ВЛ 330кВт, литер А.Ю. (ОКОФ  124521125), Открытое Распределительное устройство - 110кВ, Открытое  Распределительное устройство -330кВ, (ОКОФ 124521010) Система волоконно- оптической линии (ОКОФ 14 3222540), Электрооборудование Заходов ВЛ. 110кВ,  Электрооборудование Заходов ВЛ. 330кВ (ОКОФ 143120189), Электрооборудование  Открытого распределительного устройства 330кВ, включая контрольные и силовые  кабели, Электрооборудование Открытого Распределительного Устройства 110кВ  (ОКОФ 143120100). 

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается  Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504  утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего  пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования,  магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений,  являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в  отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на  имущество организаций (далее - Перечень № 504). 

Указанный Перечень № 504 содержит код ОКОФ (Общероссийский  классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта, а  также графу «Примечание», в которой имеется краткая характеристика  имущественных объектов. 

Согласно Перечню № 504 льготы применяются к имущественному объекту, код  которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов  (если иное не указано в самом Перечне). Льготированию подлежит не только  имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и  имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта,  которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного  объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного  технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду  ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является  закрытым. 

Вместе с тем, право на применение пониженной ставки законодатель  связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с  теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных  карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не  регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение  имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у 


налогоплательщика автоматически возникает право на применение пониженной  ставки в отношении данного имущества. 

Следовательно, для возникновения у налогоплательщика права на  применение пониженной ставки необходимо соблюдение одновременно следующих  условий: 

Применение только кодов ОКОФ для идентификации оборудования, зданий и  сооружений в части их отнесения к разделу Перечня «линии энергопередачи»  приводит к тому, что оборудование электрической части электростанций,  теплофикационных установок потребителей электрической и тепловой энергии  ошибочно может быть отнесено к имуществу, входящему в состав линий  энергопередачи, то есть в состав электрических сетей и сетей тепловых  магистральных. 

В Постановлении № 504 под линиями энергопередачи указаны магистральные  и распределительные электрические сети напряжением от 0,4 до 1500 кВ.  (включающие линии электропередачи, подстанции, распределительные устройства  и другое оборудование) и сети тепловые магистральные (включающие  трубопроводы от источников тепловой энергии, павильоны тепловых сетей,  насосные станции). 

Понятие «линии энергопередачи» в налоговом законодательстве отсутствует,  в связи с чем для уяснения этого понятия необходимо руководствоваться понятиями  и терминами гражданского и других отраслей законодательства Российской  Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ

Согласно положениям статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) услуги по передаче  электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных  действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства  электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.  Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек  поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного  оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах  обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми  организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого  хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии,  объектов по производству электрической энергии, а также объектов  электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам,  осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,  и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на  основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам  электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и  обратившимся к ней лицом. 

В соответствии с абзацем 11 статьи 3 Закона № 35-ФЗ к объектам  электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и  иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для  обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической  энергии оборудование. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая  организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную  сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также  соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать  безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и  исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с  потреблением энергии. 

На основании пункта 4 статьи 539 и пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила о  договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются в том числе к  договору снабжения электрической энергией, а также к отношениям, связанным со  снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть. 

В силу пункта 6 ГОСТ 19431-84. Государственный стандарт Союза ССР.  Энергетика и электрификация. Термины и определения, утвержденного  Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение  (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической  энергией), при этом на основании пункта 21 этого акта потребителем признается  предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная  площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла)  присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую  энергию (тепло). 

Пунктом 27 указанного ГОСТ 19431-84 определено, что электростанция -  энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической  энергии или электрической энергии и тепла. Передают электроэнергию  потребителям электрические сети - совокупности подстанций, распределительных  устройств и соединяющих их электрических линий, размещенные на территории  района, населенного пункта, потребителя электрической энергии. 

Согласно ГОСТ 24291-90. Государственный стандарт Союза ССР.  Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и  определения, утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990   № 3403, линией электропередачи (ЛЭП) называется электроустановка, состоящая из  проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций,  предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами  энергосистемы с возможным промежуточным отбором. 

Из пункта 34 ГОСТ 19431-84 следует, что линия электропередачи (ЛЭП) - это  электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и  предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние. 

В пунктах 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок, утвержденных  приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.05.2003 № 187  (далее – Правила № 187) установлено, что воздушной ЛЭП является устройство для  передачи и распределения электроэнергии по изолированным или  неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и  прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к  стенам зданий и к инженерным сооружениям. За начало и конец воздушной линии  электропередачи принимается место выхода провода из зажима натяжной гирлянды  изоляторов на линейном портале в сторону воздушной линии у открытого  распределительного устройства с линейными порталами. 

Между электрическими и тепловыми магистральными сетями,  электростанциями и источниками тепловой энергии существует четкое  разграничение по балансовой принадлежности и эксплуатационной  ответственности, устанавливаемое в процессе технологического присоединения. 


Это разграничение устанавливается при технологическом подключении  потребителей и производителей Электрической и тепловой энергии к сетям и  фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и  эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций, производителей  и потребителей электрической и тепловой энергии. 

ЛЭП, сети тепловые, входящие в состав оборудования и сооружений  электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии как часть  сетей собственных нужд, не включены в Перечень. 

В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ Р 54202-2010. Национальный стандарт  Российской Федерации. Ресурсосбережение. Газообразные топлива. Наилучшие  доступные технологии сжигания, утвержденным приказом Росстандарта от  23.12.2010 № 982-ст, аббревиатура ТЭЦ обозначает теплоэлектроцентраль,  аббревиатура ГРЭС обозначает государственную районную электрическую станцию  (тепловую конденсационную электростанцию, производящую только электрическую  энергию). 

Электрическая и тепловая энергия, производимые электростанцией,  являются товаром (требуемого качества и обусловленного договором поставки  количества). Она передается покупателю посредством электрических сетей. 

Главой 2.4 Правил № 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к  услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных  Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и  пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству  электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,  принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от  27.12.2004 N 861, установлено разграничение балансовой принадлежности  электросетей, разграничение эксплуатационной ответственности производителя  электроэнергии и сетевой организации, собственником ЛЭП. 

Границей балансовой принадлежности объектов электроэнергетики является  линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку  собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами  основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между  сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии.  Граница балансовой принадлежности электросетей, разграничения  эксплуатационной ответственности ТЭЦ находится в точке выхода провода из  зажима натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале ОРУ в сторону ВЛ. 

На границе балансовой принадлежности заканчивается технологический  процесс генерации электрической или тепловой энергии и осуществляется передача  в сети электрические или сети тепловые магистральные электрической или  тепловой энергии заданного качества и требуемого количества с необходимым  коммерческим учетом транспорта до потребителей. 

Согласно разделу 2 «Передача электроэнергии» Правил устройства  электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской  Федерации от 20.05.2003 № 187, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к  услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и  пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству  электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,  принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, 


утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004   № 861, установлено разграничение балансовой принадлежности электроустановок,  разграничение эксплуатационной ответственности филиала Общества «Северо- Западная ТЭЦ» и сетевых организаций - открытого акционерного общества  «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», являющегося  собственником линий электропередачи Л-473, Л-417, Л-477, Л-476, а также  открытого акционерного общества энергетики и электрификации филиала открытого  акционерного общества «Ленэнерго» Пригородные электрические сети, на  обслуживании которого находятся ЛЭП - ВЛ 110 кВ Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ  Лахтинская-7. Граница балансовой и эксплуатационной ответственности  электроустановок ТЭЦ и сетевых организаций установлена на расстоянии 0,5 м от  точки выхода проводов ВЛ 330 кВ Л-473, Л-417, Л-477, Л-476 и ВЛ 110 кВ  Лахтинская-4 и ВЛ 110 кВ Лахтинская-7 из зажимов натяжных гирлянд изоляторов в  сторону опоры. 

В рассматриваемом случае спорные объекты основных средств филиала  Общества «Северо-Западная ТЭЦ», исходя из их функционального назначения и  характеристик, являются оборудованием, обеспечивающим производство  (выработку), преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения  эксплуатационной ответственности ТЭЦ и сетевых организаций (т.е. до начала  линий электропередачи), и находятся в зоне балансовой и эксплуатационной  ответственности ТЭЦ. 

В материалы дела не представлены доказательств того, что спорное  имущество входит в состав ЛЭП или является их технологической частью. 

Схемы электрических соединений станции, инструкции по эксплуатации  основных средств, технические паспорта, не подтверждают использование  имущества в целях передачи энергии, поскольку свидетельствуют лишь об участии  спорного оборудования в едином цикле производства энергии, то есть об отнесении  его к технологической части производства, а не передачи. 

Как правомерно указано судом первой инстанции, само по себе присвоение  имуществу кода ОКОФ, указанного в Перечне № 504 не влечет возникновение права  на применение и пониженной ставки по налогу на имущество организаций. 

Оборудование, здания и сооружения электростанций, источников тепловой  энергии, потребителей электрической и тепловой энергии не может относиться к  оборудованию, зданиям и сооружениям ЛЭП, то есть к электрическим сетям и сетям  тепловым магистральным. Распределение электроэнергии между оборудованием,  направленным на поддержание стабильности работы электростанции,  предназначенное для обеспечения собственных нужд в процессе производства  энергии, находящееся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности  ТЭЦ, не относятся к ЛЭП, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой  технологической частью указанных объектов. 

Следовательно, указанные объекты не относятся к имуществу по смыслу  Перечня № 504, в отношении которого подлежит применению установленные  пунктом 11 статьи 381 НК РФ налоговая льгота, пунктом 3 статьи 380 НК РФ  пониженная ставка по налогу на имущество организации. 

Линии электропередачи, сети тепловые входят в состав оборудования и  сооружений электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии  как часть сетей собственных нужд. Подобные сети собственных нужд  электростанций или потребителей электрической и тепловой энергии не включены в  Перечень № 504. 

В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36- ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и 


о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и  признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской  Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»  (далее - Закон № 36-ФЗ) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям,  а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка  запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или)  оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по  производству и (или) купле-продаже электрической энергии. 

Общество является субъектом электроэнергетики, осуществляющим  производство электрической энергии (и потребление электроэнергии в период ее  избытка в Единой энергетической системе) и не является субъектом  электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющей оказание услуг по  передаче электрической энергии, в связи с чем основные средства филиалов  Общества не могут быть включены в состав льготируемого имущества, так как не  относятся к линиям энергопередачи, а так же сооружениям, являющихся  неотъемлемой технологической частью указанных объектов. С учётом того, что  основным видом деятельности филиала ОАО «Интер РАО-Электрогенерация»«Северо-Западная ТЭЦ» является производство электроэнергии; производство  электроэнергии тепловыми электростанциями, деятельность по обеспечению  работоспособности электростанций; производство пара и горячей воды (тепловой  энергии), в силу указанных ограничений Общество не вправе совмещать  деятельность по передаче электрической энергии и иметь имущество  непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче  электрической энергии, что ещё раз подтверждает невозможность отнесения 132  спорных объектов к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся  неотъемлемой технологической частью указанных объектов. 

Согласно Приложению к распоряжению Комитета по энергетике и  инженерному обеспечению от 23.04.2012 № 51 («Об утверждении схемы и  программы развития электроэнергетики Санкт-Петербурга на 2012-2016 годы»)  указано, что крупнейшими субъектами электроэнергетики, осуществляющими  производство электрической энергии, на территории Санкт-Петербурга являются  ОАО «Территориальная генерирующая компания N 1», филиал «Северо-Западная  ТЭЦ» ОАО «ИНТЕР РАО - Электрогенерация» (далее - Северо-Западная ТЭЦ), ОАО  «Юго-Западная ТЭЦ», ООО «Обуховоэнерго», ООО «ГСР ТЭЦ», ОАО «Научно- производственное объединение по исследованию и проектированию  энергетического оборудования им. И.И.Ползунова». 

Передача и распределение электрической энергии на территории Санкт- Петербурга осуществляется 24 сетевыми организациями, крупнейшими из которых  являются филиал ОАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Северо-Запада, ОАО "Ленэнерго", ОАО  "Санкт-Петербургские электрические сети". 

В соответствии с Перечнем № 504 на основании пункта 3 статьи 380 НК РФ  пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций освобождаются  организации в отношении, в частности, линий энергопередачи, а также сооружений,  являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. 

В отношении объектов имущества, связанного с выработкой энергии, НК РФ  льгота не установлена. 

Доказательства того, что спорное имущество входит в состав линий  электропередач, является их технологической частью, учитывая также его правовой  статус, Общество в материалы дела не представило. 


Обязательным условием для отнесения имущества к подлежащему  льготированию является наличие технологической связи между  энергооборудованием и линией энергопередачи, а не их наименование. 

Объекты, указанные Обществом в качестве льготируемых, несмотря на их  наименование, по их функциональному назначению не соответствуют  наименованию и назначению, указанным в примечании к Перечню № 504. 

Таким образом, правовые основания для применения в отношении спорного  имущества установленной пунктом 3 статьи 380 НК РФ пониженной налоговой  ставки по налогу на имущество организаций отсутствуют. 

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда  Северо-Западного округа по делу № А56-7556/2016 в отношении имущества  Общества за иной налоговый период (2014 год). Арбитражный суд сделал вывод,  что спорное имущество является оборудованием, обеспечивающим выработку,  преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения  эксплуатационной ответственности ТЭЦ, находится в зоне балансовой и  эксплуатационной ответственности станции и не участвует в процессе передачи  электроэнергии потребителям. 

В рамках указанного арбитражного дела проведена экспертиза, согласно  выводам которой процесс производства электрической энергии заканчивается с  выводов генератора на стадии поступления ее на секции шин генераторного  напряжения, далее начинаются процессы распределения и передачи  электроэнергии. 

В заключении судебной экспертизы отмечено, что вырабатывая генератором  ТЭЦ электроэнергия поступает на сборные шины и распределяется между  собственными нуждами электростанции, нагрузкой генераторного напряжения и  энергосистемой. При этом эксперт отметил, что для выдачи электрической энергии  в энергосистему на станции предусматривается необходимое количество  электрических линий, распределительных устройств и подстанций, составляющих  электрическую часть станции. Относительно филиала Общества «Северо-Западная  ТЭЦ» эксперт указал, что часть вырабатываемой электроэнергии расходуется на  собственные нужды электростанции - для питания цепей вторичной коммуникации,  обеспечивающих работу оборудования ОРУ 110 кВ и 330 кВ. Также  вырабатываемая электроэнергия через ОРУ 110 кВ и ОРУ 330 кВ передается через  отходящие воздушные линии на подстанции «Лахтинская-4», «Лахтинская-7»,  «Выборгская», «Восточная», «Северная», «Зеленогорск». 

В соответствии с актом технологического присоединения, определяющим  границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности,  электросетевые комплексы с линиями электропередачи (ЛЭП) 330 кВ: Л-421, Л-422,  Л-476 и Л-477, общей протяженностью 106 км с частью подстанции «Северная», а  также воздушные линии энергопередачи 330 кВ Л473 и Л417 подстанций  «Выборгская» и «Восточная» протяженностью 129,208 км и 53,614 км принадлежат  открытому акционерному обществу «Федеральная сетевая компания Единой  энергетической системы». 

Как следует из пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня № 504, Закона № 35-ФЗ и  отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель  предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего  имущества субъектов электроэнергетики, которыми в силу статьи 3 Закона № 35-ФЗ  являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том  числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и  продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей,  оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому 


управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности),  организацию купли-продажи электрической энергии и мощности, а только  имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи электрической  энергии и обязательное указанное в Перечне № 504. 

Имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря  на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к  подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным пунктом 3  статьи 380 НК РФ

Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает обоснованным вывод  суда первой инстанции о том, что спорные объекты мотивированно отнесены  Инспекцией к оборудованию, обеспечивающему производство и передачу  электроэнергии до точки разграничения эксплуатационной ответственности ТЭЦ, а  не ее передачу потребителям по воздушным электрическим линиям. Инспекция  обоснованно установила отсутствие оснований для отнесения спорного  оборудования к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся  неотъемлемой технологической частью указанных объектов и, следовательно, к  имуществу по смыслу Перечня № 504, в отношении которого применяются  пониженные ставки по налогу на имущество. 

Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах по делам № А56- 34624/2016, А56-20674/2016, А56-43369/2019. 

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении  заявленных Обществом требований. 

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы  проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы  юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на  обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда  первой инстанции. 

На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой  инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение  для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами  доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального  права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или  изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено. 

В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме  электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством  его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее  следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе  могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня  поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд. 

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 20.06.2018 по делу № А56-10072/2017 оставить без изменения,  апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий М.В. Будылева 


Судьи О.В. Горбачева 

 Л.П. Загараева