ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-20245/20 от 09.03.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

11 марта 2021 года

Дело № А56-9307/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      марта 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Лебедева Г.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 23.04.2019

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 01.02.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-20245/2020 ) ООО "АМ-3 СПб" на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 по делу № А56-9307/2020 , принятое

по заявлению ООО "АМ-3 СПб"

к  МИФНС № 10 по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления и представления

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АМ-3 СПб" (ОГРН: <***>, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 40, лит. А, пом. 19Н; далее – заявитель, Общество, ООО "АМ-3 СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Санкт-Петербургу (ОГРН: <***>, адрес: 190103, Санкт-Петербург, пр-кт Лермонтовский, д. 47, лит. А; далее – заинтересованное лицо, Инспекция, МИФНС № 10 по Санкт-Петербургу) об оспаривании постановления № 01-53/620 от 25.12.2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения и представления № 01-53/621 от 25.12.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением от 08.07.2020 суд первой инстанции требования ООО "АМ-3 СПб" оставил без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и сделаны без учета внесенных Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О лотереях" изменений, согласно которым под действие данного закона подпадают исключительно операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.

В судебном заседании представитель ООО "АМ-3 СПб" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в ходе проверки налоговым органом  установлено нарушение ООО «АМ-3 СПб» требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), выразившихся в непредставлении в Росфинмониторинг в установленные сроки информации о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Деятельность по распространению лотерейных билетов ООО «АМ-3 СПб» осуществляет на основании договора на оказание услуг по распространению лотерей № АМ-3-01-19 от 26.02.2019, заключенного с АО «Технологическая Компания «Центр» ИНН <***>.

Согласно пункту 2.1 Договора Распространитель за вознаграждение, указанное в Приложениях к договору, оказывает услуги Заказчику по распространению Лотерей, а также исполняет иные действия, связанные с исполнением настоящего договора.

В пункте 1.6. Договора установлено, что распространением лотерей является осуществление Распространителем юридических и фактических действий по приему ставок от участников Лотереи, оформлению договоров на участие в Лотерее, а также перечисление денежных средств (выручки), полученных от распространения лотерей, Заказчику.

Также пунктом 3.1.21 Договора установлено, что при оказании услуг по настоящему Договору Распространитель обязан исполнять требования, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По результатам проверки Инспекцией 13.12.2019 составлен протокол 312/38 об административном правонарушении.

Постановлением от 01-53/620 от 25.12.2019 о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

25.12.2019 вынесено представление №01-53/621 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи,  в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ) (далее - Закон N 115) в целях данного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) проведение лотереи - это оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В статье 2 Закона 138-ФЗ раскрыты следующие понятия:

- организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта (пункт 6);

- оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9);

- распространитель - это лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 10).

Получение денежных средств в виде выплаты за участие в лотерее, в том числе, в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша полученного от участия в лотереях относится к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).

Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что организации, осуществляющие деятельность по распространению лотерейных билетов (до принятия Федерального закона от 01.03.2020 N 46-ФЗ), а равно заключившие договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи, являются субъектами, на которых распространяются положения Федерального закона N 115-ФЗ, и обязаны соблюдать все требования указанного Федерального закона, в том числе по использованию Личного кабинета на портале Росфинмониторинга для просмотра Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и доведения его до сведения своих подчиненных лиц, а также по предоставлению такой информации и сведений в Росфинмониторинг.

Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ личный кабинет - это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.

Личный кабинет используется организациями, указанными в части 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей.

Обязанность по предоставлению организациями сведений о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее - проверки), закреплена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ. Согласно указанным нормам закона организации обязаны не реже чем один раз в три месяца осуществлять проверки и информировать о результатах таких проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок установлен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 N 209.

В силу пунктов 3, 4 Положения N 209 информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, представляется в Росфинмониторинг организациями и индивидуальными предпринимателями в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Как установлено налоговым органом и подтверждается материалами дела, ООО "АМ-3 СПб" в нарушение требований статьи 7 Закона N 115-ФЗ не представило информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Суд первой инстанции, установив наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдения административным органом срока привлечения к административной ответственности и отсутствии процессуальных нарушений в ходе производства по делу, не усмотрел оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.

Апелляционный суд приходит к выводу об ошибочности выводов суда, изложенных в обжалуемом судебном акте.

 В соответствии с условиями Договора N АМ-3-01-19 от 26.02.2019, заключенного с АО "Технологическая Компания "Центр", ООО "АМ-3 СПб" являлось лишь распространителем лотерейных билетов, оказывало иные маркетинговые и рекламные услуги при распространении лотерейных билетов, получало вознаграждение за оказанные услуги, при этом условиями указанного Договора на Общество не возлагалась обязанность выплачивать выигрыши по приобретенным лотерейным билетам, обратное Инспекцией не доказано. Более того, административным органом не изучались условия лотереи, договоры об участии в лотерее.

Таким образом, Общество не имело возможность взаимодействовать с лицами, получившими выигрыши по реализованным им лотерейным билетам, а также контролировать их, в связи с чем, вмененное Обществу правонарушение не повлекло какие-либо негативные последствия, не создало угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, учитывая при этом, что обязанность по представлению сведений в Росфинмониторинг возложена Законом N 115-ФЗ также на оператора лотереи.

При таких обстоятельствах апелляционный суд усматривает основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.При этом суд руководствуется официальными разъяснениями, изложенными в пунктах 18, 18.1, 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Апелляционный суд также принимает во внимание, что Федеральным законом от 01.03.2020 N 46-ФЗ внесены изменения в Закон N 115-ФЗ, в частности, в статье 5 Закона конкретизировано, что в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организаторы азартных игр, операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее.

Учитывая изложенное, апелляционный суд соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что на настоящий момент распространители лотерей исключены из сферы контроля и не подпадают под действие Закона N 115-ФЗ.

Более того, в пунктах 1.4 - 4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона N 46-ФЗ от 01.03.2020 определено, что идентификация клиента - физического лица при выплате выигрыша производится на сумму выигрыша, превышающую 15 000 руб., за исключением, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами (то есть осуществляющими выплату вознаграждения) или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция (сделка) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, законодателем более детально регламентированы и конкретизированы положения Закона N 115-ФЗ в отношении субъектов, попадающих в сферу его действия, распространители лотерейных билетов из сферы действия данного закона исключены, вследствие чего оспариваемое постановление в силу положений статьи 1.7 КоАП РФ в любом случае не подлежит исполнению и основания для исполнения требований представления от 25.12.2019 на сегодняшний день также отсутствуют.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2020 по делу № А56-8083/2020.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отмене оспариваемого постановления Инспекции и признании недействительным вынесенного на его основании представления об устранении причин и условий совершения правонарушения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 08 июля 2020 года по делу №  А56-9307/2020 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу N 01-53/620 от 25.12.2019.

Признать недействительным представление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу N 01-53/621 от 25.12.2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Г.В. Лебедев

 О.В. Фуркало