ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-2044/14 от 19.03.2014 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 марта 2014 года

Дело №А42-3177/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2014 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульги Л.А.

судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 24.12.2013 № 20, ФИО3 по доверенности от 23.12.2013 № 03/02

от заинтересованного лица: ФИО4 по доверенности от 09.01.2014 № 1

от третьих лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-2044/2014) открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2013 по делу № А42-3177/2013 (судьи Н.Ю Алексина, К.А. Востряков, Л.Е. Беляева), принятое

по иску (заявлению) открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт"

к Управлению по тарифному регулированию Мурманской области

3-е лицо: 1) ОАО "МРСК Северо-Запада", 2) ООО "Арктик-энерго", 3) ООО "Русэнергосбыт"

о признании незаконным решения

установил  :

открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (ОГРН <***>; 119160, Москва, ул. Знаменка, 19; далее - заявитель, Общество, ОАО "Оборонэнергосбыт) в лице филиала "Северный" (184600, <...>) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению по тарифному регулированию Мурманской области (ОРГН 1045100171511; 183006, <...>; далее - Управление) (с учетом принятого судом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным решения об отказе внесения изменений в постановление от 20.06.2011 N 25/1 "О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области". В качестве способа устранения нарушенных прав заявитель просил обязать Управление внести изменения в указанное постановление, приведя его в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, или принять новый акт (с учетом уточнения от 30.09.2013 N ИС-18-05/1662; т. 2, л.д. 126-130).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада"), общество с ограниченной ответственностью "Арктик-энерго" (далее - ООО "Арктик-энерго"), общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" (далее - ООО "Русэнергосбыт").

Решением от 06.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО "Оборонэнергосбыт заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2013 по делу № А42-3177/2013 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права. Общество указывает, на несоответствие постановления № 25/1 пункту 198 Основных положений № 422. По мнению подателя жалобы отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд фактически подменил основания, по которым общество оспаривает решение Управления и не исследовал вопрос о законности (незаконности) действующего Постановления № 25/1 действующему законодательству Российской Федерации. Общество также указывает, что вывод суда о том, что общество при определении границ своей зоны деятельности фактически само отказалось от обслуживания части потребителей, что подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречило пункту 35 Основных положений № 530, не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права. Кроме того, по мнению подателя жалобы, решение основано на доказательствах, не имеющих отношения к рассматриваемому делу.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своих представителей, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

От ОАО "МРСК Северо-Запада" поступил отзыв, в котором общество поддержало позицию Управления, просит оставить оспариваемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно постановлению Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 23.10.2006 N 28/1 (в редакции постановления от 25.04.2012 N 21/3) одним из гарантирующих поставщиков на территории Мурманской области признано ОАО "Оборонэнергосбыт", определенное распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющее энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

Постановлением от 20.06.2011 N 25/1 Управления (в редакции постановления от 25.04.2012 N 23/1) границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Оборонэнергосбыт" согласованы по границам балансовой принадлежности электрических сетей организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и расположенных в административных границах территории Мурманской области, в пределах точек поставки, определенных в отношении потребителей электрической энергии, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с соглашениями об определении зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 04.06.2012 N 371-э ОАО "Оборонэнергосбыт" (Мурманская область) включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

В связи со сменой гарантирующего поставщика на территории Мурманской области с 1 марта 2013 года (лишением открытого акционерного общества "Кольская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Кольская энергосбытовая компания", ОАО "Колэнергосбыт") статуса субъекта оптового рынка на основании решения Наблюдательного совета НП "Совет рынка" от 21 февраля 2013 года N 5/2013 и утратой статуса гарантирующего поставщика, а также присвоением статуса гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Северо-Запада" на основании приказа Минэнерго России от 22 февраля 2013 года N 68) филиал Общества "Северный" обратился в Управление с просьбой о пересмотре зоны его деятельности (заявление от 21.02.2013 N ИС-18-05/305, заявление от 26.02.2013 N 01-07/1236; т. 1, л.д. 43-48).

В данных заявлениях ОАО "Оборонэнергосбыт" указало на прекращение действия соглашения с гарантирующим поставщиком об определении зоны деятельности на территории Мурманской области и просило привести постановление от 20.06.2011 N 25/1 в соответствие с пунктом 198 Основных положений N 442, изложив описание границ зоны согласно Информационному письму ФСТ России от 13.07.2011 N СЕ-5375/14.

Рассмотрев обращение общества, Управление направило ответ от 21.03.2013 N 06-04/613-ВГ, в котором указало, что изменение границ возможно только после расторжения соглашений об определении зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика, заключенных Обществом с ОАО "Колэнергосбыт", ООО "Арктик-энерго" и ООО "Русэнергосбыт", на основании совместного письменного заявления об изменении границ зон деятельности, поданного гарантирующими поставщиками ОАО "МРСК Северо-Запада" и ОАО "Оборонэнергосбыт" в порядке, предусмотренном пунктом 230 Основных положений N 442.

Не согласившись с таким ответом, расцененным обществом как решение об отказе внести изменения в постановление Управления от 20.06.2011 N 25/1, Общество обратилось в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества пришел к выводу о том, что основания для внесения изменений в постановление № 25/1 от 20.06.2011 или принятия нового решения по заявлению Общества у Управления отсутствовали.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы присутствующих в судебном заседании сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Общества не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок определения и изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков содержится в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основных положениях N 442.

Пунктом 2 статьи 21 Закона N 35-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по участию в процедуре назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности, а также утверждение в случаях и в порядке, которые установлены основными положениями функционирования розничных рынков, результатов назначения или замены гарантирующих поставщиков и определения или изменения границ зон их деятельности.

В пункте 4 статьи 21 Закона N 35-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Одним из полномочий органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации является участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности.

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по тарифному регулированию Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 N 311-ПП (далее - Положение N 311-ПП), Управление является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области, а также функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в указанной сфере. Исключением является регулирование цен (тарифов), относящееся к полномочиям других органов исполнительной власти Российской Федерации и Мурманской области, а также органов местного самоуправления.

Пунктом 1.3 Положения N 311-ПП предусмотрено, что Управление в пределах своих полномочий принимает решения самостоятельно. Решения Управления, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на территории Мурманской области.

Главой 2 указанного положения установлены основные задачи и функции Управления, к которым отнесено, в том числе принятие правовых актов по вопросам государственного регулирования цен (тарифов), участие в установленном основными положениями функционирования розничных рынков порядке в назначении или замене гарантирующих поставщиков и определении или изменении границ зон их деятельности на территории Мурманской области (в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения), осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что, Управление обладает правом принятия решений по вопросам определения или изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, и о том, что отказ в принятии соответствующего решения, которым, по сути, является ответ Управления от 21.03.2013 N 06-04/613-ВГ, может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд, является правильным.

Законом N 35-ФЗ установлены следующие принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике:

-обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

-свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

-соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

На момент обращения с заявлением от 21.02.2013 N ИС-18-05/305 границы зоны деятельности Общества, а также иных гарантирующих поставщиков Мурманской области были согласованы и установлены Управлением в постановлении от 20.06.2011 N 25/1 "О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области".

Данный акт принят на основании подпункта "д" пункта 36, пунктов 93 - 96 Основных положений N 530. При этом границы зоны деятельности Общества в постановлении были определены, в том числе в соответствии с соглашениями об определении зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" в качестве гарантирующего поставщика, приложенными к заявлению ОАО "Оборонэнергосбыт" от 23.09.2011 N 05/3833 (в дополнение к заявлению от 24.05.2011 N 05/1601), что не оспаривается заявителем.

Основные положения N 530 признаны утратившим силу в связи с принятием Основных положений N 442, в соответствии с пунктом 198 которых гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу настоящего документа являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика. Этим же пунктом установлено, что границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений N 442.

Постановление от 20.06.2011 N 25/1 Обществом, а также иными заинтересованными лицами не оспаривалось и на момент вступления в законную силу Основных положений N 442 являлось действующим.

Как правильно указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют сведения о расторжении или признании недействительными соглашений об определении зоны деятельности, заключенных в 2011 году ОАО "Оборонэнергосбыт" с другими гарантирующими поставщиками, осуществляющими деятельность на территории Мурманской области.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что Общество при определении границ зоны своей деятельности фактически само отказалось от обслуживания части потребителей, что не противоречило пункту 35 Основных положений N 530, действовавших в спорный период.

Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков, связанное с утратой ОАО "Кольская энергосбытовая компания" статуса гарантирующего поставщика, не может повлиять на границы зоны деятельности Общества, поскольку обслуживание потребителей электрической энергии ОАО "Колэнергосбыт" в полном объеме перешло к новому гарантирующему поставщику - ОАО "МРСК Северо-Запада".

Таким образом, поскольку на момент обращения филиала Общества с заявлением от 21.02.2013 (с дополнением от 26.02.2013) границы зоны деятельности заявителя, как гарантирующего поставщика Мурманской области, были согласованы и установлены действующим постановлением Управления, каких-либо обстоятельств, указанных в разделе XI Основных положений N 442 и свидетельствующих о необходимости изменить границы зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" на территории Мурманской области, не возникло, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для внесения изменений в постановление от 20.06.2011 N 25/1 или принятия нового решения по спорному заявлению Общества у Управления отсутствовали.

Несогласие заявителя с выводами суда и его ссылка на неправильное истолкование судом закона, фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции, и способных повлиять на правильность принятого по делу судебного акта. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей суд оставляет на ее подателе. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату обществу в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК РФ.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.12.2013 по делу № А42-3177/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» - без удовлетворения

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А. Шульга

Судьи

Л.В. Зотеева

А.Б. Семенова