ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-20692/2022 от 15.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1307/2022-393175(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности;
от ответчика: ФИО3 по доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-20692/2022) Санкт-Петербургской таможни на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  31.05.2022 по делу № А56-17771/2022, принятое 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Акзо Нобель Коутингс»  к Санкт-Петербургской таможне 

об оспаривании постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Акзо Нобель Коутингс» (далее –  Общество, заявитель, ООО «Акзо Нобель Коутингс») обратилось в Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании  незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее –  Таможня, таможенный орган, ответчик) от 24.11.2021 о назначении  административного наказания по делу об административном правонарушении №  10210000-3199/2021, предусмотренном статьей 16.14 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с  назначением наказания в виде предупреждения. 

Решением суда от 31.05.2022 оспариваемое постановление признано  незаконным и отменено. 

Не согласившись с указанным решением суда, Таможня обратилась с  апелляционной жалобой. По мнению Таможни, заявитель является надлежащим  субъектом правонарушения, поскольку таможенный представитель в рамках  договора действовал от имени заявителя. Обязанность по представлению  документов внешнеэкономической сделки в равной степени возложена как на  декларанта, так и на таможенного представителя. 

В судебном заседании представитель Таможни жалобу поддержал;  представитель Общества выразил несогласие с доводами жалобы, письменный  отзыв не представил. 


[A1] Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, 11.05.2021 на Янинский таможенный пост  прибыло автотранспортное средство с государственным регистрационным номером  880BTF/454YKT с товаром: «ультрафиолетовая шпаклевка, затвердевающая под  воздействием ультрафиолетовых лучей». 

Согласно товаросопроводительным документам (транзитной декларации №  10218030/110521/0009577 от 11.05.2021, международной товарно-транспортной  накладной от 07.05.2021 № 07051, инвойса от 28.04.2021 № 8561317080)  отправителем товара являлось «Aisance Logistic OU» (Эстонская Республика),  получателем – ООО «Акзо Нобель Коутингс» (Россия), перевозчиком «Bajarwood  OU» (Эстонская Республика). 

Должностным лицом Таможни 11.05.2021 в 16 ч. 16 мин. от перевозчика были  приняты транспортные и коммерческие документы на товар, в 16 ч. 19 мин.  зарегистрировано уведомление № 10210370/110521/0001083 о прибытии товара на  таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС),  экземпляр которого в 16 ч. 20 мин. был вручен перевозчику. Таможенная процедура  таможенного транзита завершена 11.05.2021 в 17 ч. 12 мин. 

На Северо-Западный таможенный пост (Центр электронного декларирования)  Северо-Западной электронной таможни 12.05.2021 была подана декларация на  товары (далее – ДТ) № 10313010/120521/0302787 на товар, перемещавшийся в  адрес ООО «Акзо Нобель Коутингс» по международной товарно-транспортной  накладной от 07.05.2021 № 07051, инвойсу от 28.04.2021 № 8561317080,  уведомление о регистрации ДТ сформировано 12.05.2021 в 20 ч. 32 мин. 

В ходе регистрации документов Таможня установила, что действий по  размещению товара на временное хранение или его декларированию в период с  11.05.2021 17 ч. 13 мин. до 12.05.2021 14 ч. 00 мин. (в течение 8-часвого периода в  соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 152 ТК ЕАЭС) не совершено, что  указывало на наличие признаков административного правонарушения,  ответственность за которое установлена статьей 16.14 КоАП РФ

По факту выявленного нарушения должностным лицом Таможни 25.06.2021,  23.07.2021, 29.10.2021 в отношении Общества составлен протокол об  административном правонарушении по статье 16.14 КоАП РФ

Неоднократное составление протокола об АП связано с устранением его  недостатков таможенным органом. 

 Постановлением Таможни от 24.11.2021 о назначении административного  наказания по делу об административном правонарушении № 10210000-3199/2021  Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной  статьей 16.14 КоАП РФ в виде предупреждения. 

Не согласившись с постановлением таможенного органа, Общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии состава правонарушения,  признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив  правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований  для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены либо изменения  решения суда в силу следующего. 

Статьей 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  нарушение установленных требований и условий помещения товаров на  таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения 


[A2] или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с  товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения  таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за  исключением случаев, предусмотренных другими статьями 16 главы КоАП РФ

В соответствии с подпунктом 1-3 пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса  Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) декларантами товаров,  помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать: 

- являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой  товары перемещаются через таможенную границу Союза; 

- от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце  втором настоящего подпункта; 

- имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, -  если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки,  одной из сторон которой является иностранное лицо; 

- являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с  лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на  таможенной территории Союза; 

 - являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры  таможенного транзита; 

- являющееся организацией, имеющей представительство или филиал,  созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в  установленном порядке; 

- при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров,  перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала; 

- являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через  таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом  государства-члена; 

- имеющее право владения и пользования товарами, если товары  перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между  иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной  процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза  (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры; 

В соответствии со статьей 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное  хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении  товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные),  коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах,  отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения,  либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной  информации, представленной в виде электронного документа. Подача документов  таможенному органу может быть осуществлена в электронном виде. 

Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации  таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на  временное хранение, если иное не установлено ТК ЕАЭС. 

Согласно пункту 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного  транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся 


[A3] (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа  назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных,  антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения  товаров под эту таможенную процедуру. 

На основании пункта 1 статьи 151 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры  таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки  товаров, определенное таможенным органом отправления. 

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 151 ТК ЕАЭС для  завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик  либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном  регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру  таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения  транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в отношении  товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 3 часов с момента  их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени  работы таможенного органа - в течение 3 часов с момента наступления времени  начала работы этого таможенного органа. 

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 152 ТК ЕАЭС в случае если иное не  предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном  регулировании, после регистрации таможенным органом назначения подачи  документов, указанных в пункте 3 статьи 151 ТК ЕАЭС, лица, указанные в  подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные  операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их  таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых автомобильным  транспортом, - не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после  регистрации подачи документов таможенным органом назначения. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Федерального закона от 03.08.2018   № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –  Закон № 289-ФЗ) после регистрации таможенным органом назначения подачи  документов, указанных в части 1 статьи 118 указанного Федерального закона, лица,  указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить  таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение  или их таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых  автомобильным транспортом, не позднее восьми часов рабочего времени  таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом  назначения. 

Согласно пункту 4 статьи 119 Закона № 289-ФЗ срок совершения таможенных  операций, указанных в части 1 статьи 119, исчисляется с момента завершения  таможенного транзита. Согласно пункту 4 Приложения № 1 к Приказу ФТС России от  18.03.2019 № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при  помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного  хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов,  представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи  подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче)  разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного  кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка  выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах,  Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и  лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного  хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков 


[A4] представления отчетности» для помещения товаров на временное хранение  уполномоченное лицо представляет таможенному посту, в регионе деятельности  которого планируется временное хранение указанных товаров (далее - таможенный  пост), транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы,  содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их  отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере  регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного  документа, при условии, что такая предварительная информация содержит  сведения, необходимые для совершения таможенных операций, связанных с  помещением товаров на временное хранение. 

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо,  которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. 

В силу подпункта 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенный представитель -  юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей,  совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или  иного заинтересованного лица. 

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что  оформление товара по ДТ № 10313010/120521/0302787 осуществлялось  таможенным представителем - АО «Вирма ГТК-Сервис» на основании договора от  24.01.2018 № 0055/18-4670. 

Из представленных в материалы дела объяснений АО «Вирма ГТК-Сервис»  следует, что срок помещения товара на временное хранение был пропущен по  техническим причинам, при этом ДТ № 10313010/120521/0302787 была подана и  зарегистрирована таможенным органом 12.05.2021 в 20 ч. 32 мин., товары на склад  временного хранения не помещались. 

В силу пункта 2 статьи 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного представителя  при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями,  установленными международными договорами и актами в сфере таможенного  регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном  регулировании. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 405 ТК ЕАЭС обязанности таможенного  представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором  с представляемым лицом. 

Согласно статье 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных  договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица,  осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в  соответствии с законодательством государств-членов. 

Учитывая, что таможенный представитель на основании Договора совершал от  имени и по поручению декларанта таможенные операции по таможенному  оформлению товаров, обязанности таможенного представителя по помещению  товаров на временное хранение в силу пункта 2 статьи 405 ТК ЕАЭС обусловлены  непосредственно требованиями пункта 1 статьи 152 ТК ЕАЭС и для их выполнения  не требуется какого-либо специального поручения представляемого лица  (декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров). 

Таможенное оформление товаров в рассматриваемом случае осуществлял  таможенный представитель АО «Вирма ГТК-Сервис». 

При этом, таможенным органом в нарушение статьи 26.2 КоАП РФ не  исследованы все имеющие значение для рассмотрения дела об АП обстоятельства,  не установлена субъективная сторона правонарушения в действиях заявителя  применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, не установлено, что именно  бездействие ООО «Акзо Нобель Коутингс» (например, несвоевременная передача 


[A5] таможенному представителю документов на товар и др.) явилось причиной  совершения правонарушения. 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность состава  административного правонарушения является обстоятельством, исключающим  производство по делу об административном правонарушении. 

Между тем, даже если и согласиться с доводами Таможенного органа о том, что  таможенный представитель в рамках договора действовал от имени декларанта и  обязанность по представлению документов внешнеэкономической сделки и  помещению товара на СВХ в равной степени возложена как на декларанта, так и на  таможенного представителя, то учитывая незначительное нарушение срока для  совершения таможенных операций (менее 7 часов), а также отсутствие  доказательств, явно свидетельствующих о пренебрежительном отношении  декларанта его таможенного представителя к своим публичным обязанностям,  апелляционный суд полагает возможным в данном конкретном случае признать  правонарушение малозначительным и освободить Общество от административной  ответственности. 

Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в  судебной практике при рассмотрении дела об административных  правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в  ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа  о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2  статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого  постановления незаконным и о его отмене. 

При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции правомерно  признал незаконным и отменил оспариваемое постановление. Оснований для  отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый  арбитражный апелляционный суд 

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 31 мая 2022 года по делу № А56-17771/2022 оставить без изменения,  апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Л.В. Зотеева 

Судьи М.И. Денисюк 

Н.О. Третьякова