ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
25 августа 2022 года | Дело № А56-31954/2022 |
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Згурская М.Л.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-21018/2022 ) ООО «Дримрум» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от .06.2022 по делу № А56-31954/2022 (судья Раннева Ю.А. ), принятое
по иску ФКУ «Информационные технологии в социальной сфере»
к ООО «Дримрум»
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Федеральное казенное учреждение «Информационные технологии в социальной сфере» (ОГРН <***>; далее – учреждение; истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дримрум» (ОГРН <***>; далее – общество, ответчик) о взыскании 95 303 руб. 05 коп. неустойки по контракту № 0873400004121000001(ИКЗ №2119710088253771 00100100150010000244) от 19.10.2021 за период с 12.11.2021 по 16.12.2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда в виде резолютивной части от 31.05.2022 иск удовлетворен.
22.06.2022 изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что просрочка исполнения обязательств по поставке товара по контракту связана с непредвиденными обстоятельствами, обусловленными угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации и обязательными требованиями для организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности. По мнению подателя жалобы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом» (далее - Постановление № 783) неустойка подлежит списанию.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между учреждением (заказчик) и обществом (поставщик) заключен государственный контракт на поставку офисной мебели от 19.10.2021 №0873400004121000001 (ИКЗ №2119710088253771 00100100150010000244) (далее – контракт), по условиям которого поставщик обязуется поставить офисную мебель для нужд заказчика (товар), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Цена контракта составляет 4 084 416 руб. 44 коп. (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1.1 контракта поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных контрактом и спецификацией (приложение № 1 к контракту).
По условиям пункта 1.1.1 спецификации к контракту поставка товара осуществляется одной партией в течение 15 рабочих дней с даты заключения контракта. Поставка товара частями не предусмотрена.
Таким образом, товар должен был быть поставлен не позднее 11.11.2021.
В нарушение условий контракта товар поставлен заказчику 16.12.2021, что подтверждается актом приема-передачи.
Просрочка поставки товара составила 35 дней.
В соответствии с пунктом 6.3 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает заказчику пени. Пени начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения Контракта) и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
За нарушение срока поставки истцом в соответствии с пунктом 6.3 контракта начислены пени за период с 12.11.2021 по 16.12.2021 в сумме 95 303 руб. 05 коп.
Претензия истца от 23.12.2021 №210242 с требованием оплатить пени оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения учреждения в суд с настоящим иском.
Установив факт нарушения ответчиком срока поставки товара, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с него пени по пункту 6.3 контракта.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Спорный контракт заключен сторонами в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ под государственным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд.
В силу части 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок списания сумм неустоек (пеней, штрафов) установлен Постановлением № 783.
Согласно пунктам 2 и 3 Постановления № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
В соответствии с пунктом 4 Постановления № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 № 305-ЭС17-23242, при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
В соответствии с пунктом 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Постановление №783 в данном случае не подлежит применению, поскольку общество не представило доказательств невозможности исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Апелляционная инстанция не согласна с указанным выводом суда первой инстанции.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора списание начисленной неустойки обусловлено тем, что общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта и контракт был исполнен ответчиком в полном объеме в 2021 году.
Отклонена судом апелляционной инстанции ссылка суда на пункт 7 Постановление №783, в соответствии с которым, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Не совершение ответчиком действий по подписанию акта сверки по начисленной неустойке не может служить основанием для неприменения правил о ее списании.
Следовательно, если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании и (или) отсрочке уплаты начисленных сумм неустойки, то это не препятствует судебной защите интересов поставщика, наделенного законодателем разумными ожиданиями исполнения заказчиком возложенной на него обязанности. Такая защита, в числе прочего, может быть предоставлена судом путем отказа заказчику во взыскании безосновательно не списанной им неустойки.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.04.2018 № 305-ЭС17-23242, наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
Списание начисленной неустойки в связи с ненадлежащим исполнением контракта по настоящему спору является обязанностью истца, начисленная неустойка не подлежит взысканию в судебном порядке, требование о ее уплате основано на неверном толковании норм материального права и нарушает законные интересы ответчика.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене, а заявленные учреждением требования – оставлению без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежал распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2022 по делу № А56-31954/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Информационные технологии в социальной сфере» (ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дримрум» (ОГРН <***>) 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | М.Л. Згурская |