ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-21041/2022 от 20.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 сентября 2022 года

Дело № А56-118915/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Протас Н.И., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 01.08.2022

от заинтересованного лица: 1) не явился, извещен; 2) ФИО3 по доверенности от 21.02.2022

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-21041/2022 ) Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от .06.2022 по делу № А56-118915/2021 (судья  Ресовская Т.М. ), принятое

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений»  Министерства обороны

к 1) Государственной административно-технической инспекции; 2) Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации

об оспаривании постановления от 09.12.2021 № 6270

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (далее - заявитель, Учреждение, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной административно-технической инспекции (далее – ГАТИ, Инспекция), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ») о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 09.12.2021 № 6270 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 93871 от 26.11.2021, которым Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 11 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 №273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее - Закон № 273-70).

Решением суда от 10.06.2022 заявленные Учреждением требования удовлетворены, постановление ГАТИ от 09.12.2021 № 6270 признано незаконным и отменено.

Не согласившись с вынесенным решением, ГАТИ направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение от 10.06.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований. В обоснование апелляционной жалобы ГАТИ ссылается на то, что именно Учреждение, как правообладатель земельного участка, на котором расположено спорное ограждение, является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку на него возлагается обязанность по содержанию временного ограждения, при этом доказательств передачи спорного земельного участка в пользование иным лицам в материалы дела не представлено;  доказательств того, что содержание земельного участка должно осуществлять ФГБУ «ЦЖКУ» материалы дела не содержат, акты приема-передачи земельного участка заявителем не представлены.

В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва. Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» просил оставить обжалуемое решение суда от  10.06.2022 без изменения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, специалистом ГАТИ 22.11.2021 и 26.11.2021 (с применением средств видеофиксации) проведены осмотры территории по адресу: <...>, лит. В, кад. № 78:31:0111901:6, в ходе которых выявлено нарушение требований по осуществлению мероприятий по содержанию элемента благоустройства, а именно: постоянное ограждение, размещенного в границах земельного участка с кадастровым № 78:31:0111901:6, содержится в неисправном и загрязненном состоянии: секции постоянного ограждения не очищены от посторонних графических изображений; рекламных афиш; растительности в виде мха; секции постоянного ограждения повреждены: отсутствуют элементы секций, поврежден штукатурный слой, отслоение окрасочного слоя, сколы, трещины; стальные секции завалены, отклонены от вертикали.

Данные обстоятельства отражены в акте обнаружения признаков административного правонарушения от 22.11.2021 и протоколе осмотра от 26.11.2021 с приложением материалов фотофиксации и схем.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 26.11.2021 уполномоченным должностным лицом ГАТИ протокола № 93871 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 11 статьи 20 Закона № 273-70. Учреждению вменены нарушения пунктов 1.1, 2.3.2, 6.1, 6.2, 21.1, 21.2, 21.6 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961.

Постановлением ГАТИ от 09.12.2021 №6270 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №93871 от 26.11.2021  Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 20 Закона № 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Учреждение не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил постановление ГАТИ от 09.12.2021 № 6270 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №93871 от 26.11.2021.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права,  суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ГАТИ в связи со следующим.

Пунктом 11 статьи 20 Закона № 273-70 предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к осуществлению мероприятий по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в пунктах 1 - 10 настоящей статьи в виде наложения административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Требования, определяющие порядок содержания и объектов благоустройства и элементов благоустройства, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее — Правила № 961).

В соответствии с пунктом 1.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Согласно пунктам 2.3 Приложения № 5 к Правилам № 961 мероприятия по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства включают уборку объектов благоустройства и элементов благоустройства (пункт 2.3.1) и  ремонт элементов благоустройства (пункт 2.3.2).

Пунктами 6.1, 6.2 Приложения № 5 к Правилам № 961  определено, что ремонт элементов благоустройства должен осуществляться своевременно и осуществляться с учетом сохранения внешнего вида и размещения.

В силу пункта 21.1 Приложения № 5 к Правилам № 961  Содержание произведений монументального искусства, уличной мебели, устройств для вертикального озеленения и цветочного оформления, навесов, беседок, ограждений (далее в настоящем разделе - объект) осуществляется правообладателями земельных участков в границах предоставленных земельных участков, на территориях общего пользования - обеспечивается уполномоченным на содержание лицом.

Согласно пункту 21.2 Приложения № 5 к Правилам № 961 мероприятия по содержанию объектов включают: регулярное визуальное обследование объектов; обеспечение чистоты объектов; обеспечение надлежащего физического или технического состояния и безопасности объектов, в том числе посредством выполнения ремонта.

Факт нарушения вышеуказанных указанных требований Правил № 961 установлен судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом обнаружения признаков административного правонарушения от 22.11.2021 и протоколом осмотра от 26.11.2021 с приложением материалов фотофиксации и схем.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 78:31:0111901:6, расположенный по адресу: <...>, лит. В, относящийся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования «для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения» передан ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» на праве постоянного бессрочного пользования (дата государственной регистрации права – 20.10.2007), в связи с чем административный орган посчитал, что Учреждение является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения.

Вместе с тем, ГАТИ не учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества (пункт 2 статьи 269 ГК РФ).

Из приведенных норм не следует, что закрепление за Учреждением земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования исключает наличие обязанности по содержанию этих объектов у иного лица, наделенного таковой действующим законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1.7 Правил № 961 уполномоченным на содержание лицом может являться лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены действующим законодательством или договором.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 (далее - Положение № 1082), Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения № 1082 Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5 Положения № 1082).

Приказом Минобороны от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (далее – Приказ № 155) создано ФГБУ «ЦЖКУ», которое включено в перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям (приложение № 2 к приказу Минобороны от 23.08.2016 № 520).

Согласно пункту 3 Приказа № 155 одной из основных задач ФГБУ «ЦЖКУ» является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры.

В соответствии с приказом Минобороны России от 22.04.2013 № 305 «Об утверждении положения о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации Министерства обороны Российской Федерации» и Приказом № 155, а также согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» (утвержден приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607) к основным задачам ФГБУ «ЦЖКУ» относятся выполнение работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860 утверждено и введено в действие с 01.04.2018 Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил (далее – Руководство), определяющее общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

В абзаце втором пункта 2 Руководства определено, что коммунально-эксплуатационное обеспечение – это вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя среди прочего техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт фасадов зданий и внутренних территорий и иных мест, находящихся на праве хозяйственного ведения, оперативного управления Вооруженных Сил.

Пункт 6 Руководства содержит перечень коммунально-эксплуатационных органов (организаций) Минобороны России, к которым среди прочих отнесено ФГБУ «ЦЖКУ», основной целью деятельности которого является осуществление содержания объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил (пункт 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ», утвержденного приказом директора департамента имущественных отношений Минобороны от 03.03.2017 №207).

В свою очередь, согласно пункту 6 Руководства заявитель (Учреждение) в число таких органов (организаций) не включен.

В рассматриваемом случае привлечение к административной ответственности обусловлено невыполнением работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и неосуществлением мероприятий по содержанию элемента благоустройства, а именно: постоянное ограждение, размещенное в границах земельного участка с кадастровым № 78:31:0111901:6, содержится в неисправном и загрязненном состоянии.

В свою очередь согласно уставу ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», утвержденному приказом Департамента военного имущества Минобороны от 29.12.2020 № 3133, к полномочиям ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» отнесены учет, а также контроль за использованием и сохранностью имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, и отсутствуют полномочия по содержанию и эксплуатации объектов недвижимости Минобороны.

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие акта передачи спорного земельного участка ФГБУ «ЦЖКУ» не имеет правового значения, поскольку в силу вышеперечисленных нормативных положений на ФГБУ «ЦЖКУ» возложена соответствующая обязанность вне зависимости от наличия (отсутствия) актов передачи ФГБУ «ЦЖКУ» объектов недвижимости (земельных участков) для их содержания.

Таким образом, установив, что Учреждение не наделено ведомственной функцией по содержанию объектов недвижимости Вооруженных Сил Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно заключил, что ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» не является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 11 статьи 20 Закона № 273-70, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление ГАТИ от 09.12.2021 № 6270 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №93871 от 26.11.2021.

Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем правовых оснований для отмены решения суда от 10.06.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 2022 года по делу № А56-118915/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Н.И. Протас

 О.В. Фуркало