ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-21334/2022 от 10.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 октября 2022 года

Дело № А26-2197/2022

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Денисюк М.И.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-21334/2022 ) Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2022 по делу № А26-2197/2022 (судья Лайтинен В.Э.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 185035, <...>; далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>; далее – ответчик, Предприниматель) о взыскании 155889 руб. 60 коп. субсидии, предоставленной по соглашению от 14.08.2020 № 484.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда в виде резолютивной части от 23.05.2022 в удовлетворении заявленных Министерством требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 10.06.2022.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 10.06.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Министерством требований. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, неправомерно не применил положения Трудового кодекса Российской Федерации (статья 20), указал лишь на то, что в Порядке предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию дополнительных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденном Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.07.2018 № 267-П (далее – Порядок), и в соглашении от 14.08.2020 № 484 отсутствуют сведения о том, каким образом должны быть оформлены трудовые отношения между ответчиком и работниками. Податель жалобы указывает на то, что Министерством правомерно сделан вывод о недостоверности предоставленной Предпринимателем информации в заявлении о предоставлении субсидии сведений о численности работающих (10 человек), а также нарушении пункта 4.3.2 соглашения от 14.08.2020 № 484 в части необеспечения достижения показателя результата предоставления субсидии. Таким образом, по мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что Предпринимателем на отчетную дату 01.01.2021 достигнуто установленное значение показателей результата предоставления субсидии, отсутствует нарушение пункта 32 Порядка, а также пункта 4.3.2 соглашения от 14.08.2020 № 484, в связи с чем отсутствуют основания для возврата субсидии, является ошибочным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющим в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством и ИП ФИО1 (Получатель)  заключено соглашение от 14.08.2020  № 484 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения предметом указанного соглашения является предоставление из бюджета Республики Карелия в 2020 году субсидии в целях компенсации части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на арендную плату за пользование помещениями, не относящимися к жилищному фонду, - на оплату фактически понесенных расходов за оказанные услуги по аренде помещений, не относящихся к жилищному фонду (договор аренды нежилого помещения № 33 от 26.07.2017, договор аренды нежилого помещения № 19 от 01.12.2014, договор аренды нежилого помещения № 91-АП от 29.04.2011) (март-май 2020).

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения субсидия предоставляется в общем размере 155889 руб. 60 коп.

Платежным поручением от 24.08.2020 № 310910 Министерством на счет Предпринимателя перечислены средства субсидии по Соглашению в размере 155889 руб. 60 коп.

Согласно пункту 3.2 Соглашения субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе, условий принятия получателем обязательств по достижению установленных Министерством в соглашении значений показателей результата предоставления субсидии.

В силу пункта 4.3.2 Соглашения Получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результата предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, установленных в соответствии с пунктом 4.1.4.1 соглашения.

Поскольку Предприниматель в заявлении о предоставлении субсидии в графе «численность работников, которым обеспечено сохранение занятости» указал 10 человек, то Приложением № 1 к Соглашению установлен показатель результата предоставления субсидии «численность работников, которым обеспечено сохранение занятости или не прекращение индивидуальным предпринимателем своей деятельности (в случае отсутствия работников)», плановым значением результата, показателя установлено «10 работников». Срок, на который запланировано достижение значений показателей результата предоставления субсидии 01.01.2021.

Предпринимателем 19.01.2021 представлен отчет о достижении установленных значений показателей результата предоставлении субсидии по состоянию на отчетную дату 01.01.2021.

Министерством осуществлена проверка достижения установленных Соглашением значений показателей результата предоставления субсидии по состоянию на 01.01.2021, в ходе которой Министерством получены сведения из ОПФР по Республике Карелия (письмо от 10.03.2021 № 10-14/1785) о том, что количество застрахованных работников ИП ФИО1 в отношении которых должны быть представлены сведения индивидуального персонифицированного учета составило 0 человек.

Предпринимателем представлена в Министерство в подтверждение достижения установленных Соглашением значений показателей результата предоставления субсидии пояснительная записка и договоры оказания услуг, заключенные с индивидуальными предпринимателями.

Министерство посчитало, что договоры оказания услуг с индивидуальными предпринимателями не могут расцениваться в качестве документов, подтверждающих выполнение показателя «численность работников, которым обеспечено сохранение занятости», поскольку индивидуальные предприниматели - исполнители по договору оказания услуг не вступают в трудовые отношения с работодателем, не находятся под его контролем и не могут быть признаны работниками в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, Министерство пришло к выводу о том, что Предпринимателем допущено нарушение пункта 32 Порядка, выразившееся в недостоверности представленной получателем информации о численности работников в заявлении о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии, и пункта 4.3.2 Соглашения в части необеспечения достижения значения показателя результата предоставления субсидии.

На основании пунктов 32 и 35 Порядка Министерство направило в адрес Предпринимателя требование от 06.10.2021 № 16369/18-14/МРЭ-и о возврате 155889 руб. 60 коп. субсидии.

Поскольку требование о возврате субсидии Предпринимателем исполнено не было, Министерство обратилось в суд с настоящим иском, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции от 10.06.2022 в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 2 статьи 16 Закона № 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.

Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.07.2018 № 267-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на реализацию дополнительных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Порядок).

В соответствии с подпунктом «ч» пункта 4 и подпунктом «ч» пункта 21 Порядка субсидия предоставляется в целях возмещения следующих затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы:

 - компенсации части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на арендную плату за пользование помещениями, не относящимися к жилищному фонду.

Согласно подпункту «ч» пункта 22 Порядка субсидия предоставляется в следующем размере:

 - при компенсации части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на арендную плату за пользование помещениями, не относящимися к жилищному фонду, - не более 1 000 000 рублей на одного получателя субсидии и не более 50 процентов от произведенных затрат, указанных в подпункте "ч" пункта 21 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 6 Порядка субсидия предоставляется по итогам конкурсного отбора, за исключением субсидии, предоставляемой в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на добровольную сертификацию продукции.

Согласно пункту 8 Порядка для проведения конкурсного отбора, отбора Министерство создает конкурсную комиссию (далее - Комиссия), утверждает порядок ее работы и состав.Министерство принимает решение о проведении конкурсного отбора, отбора и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://economy.gov.karelia.ru) объявление о проведении конкурсного отбора.

В соответствии с пунктом 9 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Министерство документы, предусмотренные приложением 1 к настоящему Порядку; на каждый вид затрат документы предоставляются отдельно.

Получатели субсидии несут ответственность за достоверность и подлинность представленных ими документов и сведений для получения субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что комиссия в течение 30 рабочих дней со дня завершения приема документов для участия в конкурсном отборе, отборе:

проверяет соответствие субъектов малого и среднего предпринимательства, а также представленных ими документов для участия в конкурсном отборе, отборе требованиям, установленным настоящим Порядком;

оценивает субъектов малого и среднего предпринимательства, а также представленные ими документы на участие в конкурсном отборе, путем присвоения и последующего суммирования баллов по каждому из критериев оценки, установленных пунктом 14 настоящего Порядка;

оценивает субъектов малого и среднего предпринимательства, а также представленные ими документы на участие в отборе;

принимает решение о победителе конкурсного отбора, отбора, которое оформляется протоколом.

Как указано в пункте 14 Порядка документы, поданные субъектами малого и среднего предпринимательства, оцениваются по балльной шкале, в том числе по следующим критериям:

г) количество созданных субъектом малого и среднего предпринимательства рабочих мест на дату подачи документов - 10 баллов за каждое созданное рабочее место, но не более 100 баллов.

Согласно пункту 29 Порядка получателю субсидии должно быть отказано в предоставлении субсидии в случае недостоверности представленной получателем субсидии информации.

В рассматриваемом случае, Предприниматель обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии от 23.06.2020, в котором в графе «численность работников, которым обеспечено сохранение занятости» указала 10 человек.

При этом, в силу положений пунктов 12, 14 и 29 Порядка именно Министерство при решении вопроса о предоставлении Предпринимателю субсидии и определении ее размера должно был осуществить проверку соответствия получателя субсидии требованиям, установленным в Порядке (в том числе проверить сведения о численности работников с целью правильного присвоения баллов для расчета субсидии).

Министерство, проверив заявку Предпринимателя на получение субсидии, установило, что ответчик соответствует требованиям, установленным Порядком для выдачи субсидии, в том числе не установило недостоверности сведений относительно количества созданных Предпринимателем рабочих мест, и принял положительное решение о выдаче Предпринимателю субсидии в размере 155889 руб. 60 коп.

Предпринимателем 19.01.2021 представлен отчет о достижении установленных значений показателей результата предоставлении субсидии по состоянию на отчетную дату 01.01.2021, в котором указано плановое значение показателя – 10 и достигнутое значение результата, показателя по состоянию на отчетную дату – 10.

Предпринимателем представлена в Министерство в подтверждение достижения установленных Соглашением значений показателей результата предоставления субсидии пояснительная записка, в которой Предприниматель указала, что численность работников, которым обеспечено сохранение занятости, не уменьшилось и составило 10 работников, в подтверждение чего ответчиком были представлены договоры оказания услуг, заключенные с индивидуальными предпринимателями до подачи заявки на предоставление субсидии.

В силу пункта 34 Порядка результатом предоставления субсидии является вовлечение различных категорий граждан, включая самозанятых, в сектор малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством создания (регистрации) новых юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В случае если размер субсидии составляет менее 1000000 рублей, показателем результата предоставления субсидии является численность работников, которым обеспечено сохранение занятости, или непрекращение индивидуальным предпринимателем такой деятельности.

В Приложении № 1 к Соглашению также установлено, что показателем результата предоставления субсидии является численность работников, которым обеспечено сохранение занятости или непрекращение индивидуальным предпринимателем своей деятельности (в случае отсутствия работников).

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции ни Порядком, ни Соглашением не установлено каким образом должны быть оформлены отношения между получателем субсидии и его работниками (по трудовому договору или гражданско-правовому договору). Как уже указывалось выше, исходя из положений пунктов 12, 14 и 29 Порядка именно Министерство при решении вопроса о предоставлении Предпринимателю субсидии и определении ее размера должен был осуществить проверку соответствия получателя субсидии требованиям, установленным в Порядке (в том числе проверить сведения о численности работников с целью правильного присвоения баллов для расчета субсидии). Однако при рассмотрении заявления Предпринимателя Министерство не отказало в предоставлении субсидии в связи с представлением Предпринимателем недостоверных сведений о численности работников (ввиду того, что работники привлечены не по трудовым договорам и в отношении них не представлялись  сведения о застрахованных лицах).

При таких обстоятельствах доводы Министерства о нарушении Предпринимателем пункта 32 Порядка, выразившемся в недостоверности представленной получателем информации о численности работников в заявлении о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии, а также пункта 4.3.2 Соглашения в части необеспечения достижения значения показателя результата предоставления субсидии, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что в рассматриваемом случае субсидия была предоставлена не компенсацию выплаты заработной платы работникам, а на компенсацию фактически понесенных расходов за аренду помещений, не относящихся к жилищному фонду, наличие которых истцом не оспаривается.

Таким образом, предусмотренных пунктом 35 Порядка оснований для возврата субсидии не имеется.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Министерством требований.

 Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции от 10.06.2022.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 10 июня 2022 года по делу № А26-2197/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

М.И. Денисюк