ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-21344/2022 от 22.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 августа 2022 года

Дело № А26-1490/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Денисюк М.И., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от  заявителя: ФИО2, паспорт; ФИО3, по доверенности от 05.04.2021;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-21344/2022 )   ООО "Кааламский нерудный комбинат" на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от .06.2022 по делу № А26-1490/2022 (судья Васильева Л.А. ), принятое

по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат"

к  Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия

о признании незаконным бездействия,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кааламский нерудный комбинат" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением  о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) в продлении срока лицензии ПТЗ 80029 ТЭ до полной отработки месторождения «Кейносет» до 09.10.2097 и обязании Министерство устранить нарушение прав Общества путем продления срока лицензии на пользование недрами   ПТЗ 80029 ТЭ до 09.10.2097.

Решением от 01.06.2022 суд первой инстанции заявленные требования Общества удовлетворил в полном объеме. Суд признал незаконным, как не соответствующее Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по рассмотрению по существу заявки ООО "Кааламский нерудный комбинат"  от 23.11.2021 № 22 (вход. № 16619 от 01.12.2021) на внесение изменений в  подпункт 4.2 пункта 4 «Условий пользования недрами» лицензии ПТЗ 80029 ТЭ - о  продления срока действия лицензии на срок,  необходимый для полной отработки месторождения - до 09.10.2097 (на 75 лет).Обязал Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Кааламский нерудный комбинат" путем принятия решения о продлении либо об отказе в продлении  срока действия лицензии на право пользования недрами ПТЗ 80029 ТЭ.

Не согласившись с решением суда от 01.06.2022 в части способа устранения нарушенного права, ООО "Кааламский нерудный комбинат" обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просило обжалуемый судебный акт в указанной части изменить, обязав  Министерства продлить срок действия лицензии на пользование недрами ПТЗ 80029 ТЭ до 09.10.2097. Исключить из мотивировочной части решения абзацы 3,7, 11 страницы 5 и часть 2 абзаца 2 страницы 6, как противоречащие требованиям статей 16, 69, 268 АПК РФ. Податель жалобы также полагает, что судом первой инстанции не дана оценка правомерности действиям Министерства в запросе дополнительных документов, не предусмотренных действующим законодательством, как и обязанности Общества по их предоставлению.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Кааламский нерудный комбинат" предоставлена лицензия ПТЗ 80029 ТЭ на право пользования недрами для добычи габбро-норитов на месторождении «Кейносет»,  расположенном в Сортавальском районе Республики Карелия, для производства щебня предоставлена 04.12.2008 со сроком действия до 08.10.2022 (с учетов внесения изменений в условия пользования недрами) в рамках процедуры переоформления лицензии при переходе права пользования недрами от ООО «БИГ» (лицензия ПТЗ 00625 ТЭ) к ООО "Кааламский нерудный комбинат".

01.12.2021 от ООО "Кааламский нерудный комбинат" в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия поступила заявка от 23.11.2021 № 22 (вх. № 16619 от 01.12.2021) на внесение изменений в  подпункт 4.2 пункта 4 «Условий пользования недрами» лицензии ПТЗ 80029 ТЭ - о  продления срока действия лицензии на срок,  необходимый для полной отработки месторождения - до 09.10.2097 (на 75 лет).

К заявке от ООО "Кааламский нерудный комбинат" приложило  краткий отчет  недропользователя, обоснование испрашиваемых сроков, выписка из проекта строительства карьера, копии согласования проекта. 

Комиссия по вопросам пользования участками недр местного значения на заседании 24.12.2021 рассмотрела вышеуказанное заявление  и пришла к выводу о том, что анализ документов, имеющихся в распоряжении Комиссии, свидетельствует об их недостаточности для рассмотрения заявки ООО "Кааламский нерудный комбинат" по существу и принятия решения по вопросу внесения изменений в подпункт 4.2 пункта 4 «Условий пользования недрами» лицензии ПТЗ 80029 ТЭ в части продления срока действия лицензии на срок, необходимый для полной отработки месторождения - до 09.10.2097 (на 75 лет),

Комиссия  сочла возможным вернуться к рассмотрению данного вопроса после представления заявителем документа, подтверждающего факт готовности ООО "Кааламский нерудный комбинат" к началу промышленной разработки месторождения строительного камня на месторождении «Кейносет»,  а именно - согласованного в установленном порядке Плана развития горных работ на 2022 год.

 Кроме того, по результатам анализа материалов лицензионного дела Комиссией установлено истечение срока действия горноотводного акта от 29.07.2016 № 3.

Руководствуясь положениями части третьей статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Комиссия  сочла необходимым обратиться в адрес ООО "Кааламский нерудный комбинат" по вопросу представления в адрес Министерства горноотводного акта, оформленного в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465 «Об утверждении правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» и Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 508 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».

Письмом от 29.12.2021 №23133/МПРиЭ-и  Министерство  уведомило Общество о результатах рассмотрения его обращения  от 23.11.2021.

 Полагая, что заявка от  23.11.2021 не была рассмотрена Министерством по существу, ООО "Кааламский нерудный комбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции заявленные требования ООО "Кааламский нерудный комбинат" удовлетворил.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Кааламский нерудный комбинат" и отмены решения суда от 01.06.2022 ввиду следующего.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10  Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.

Согласно части пятой статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством

Согласно статье 10.1 Закона о недрах предоставление участков недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия такими полномочиями, включая выдачу и переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения, в силу Закона Республики Карелия от 26.10.2007 N 1122-ЗРК "О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия" и Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 Мо367-П, наделено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Осуществление Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения подпадает под понятие государственной услуги, приведенное в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (названная позиция изложена в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2019 N 75-АПГ18-10).

В пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Процедура оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Карелия утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 10.10.2012 N 310-П и не регламентирует порядок принятия решения об отказе во внесении изменений в лицензию на недропользование.

Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, определены вышеупомянутым Административным регламентом.

В частности, порядок рассмотрения заявочных материалов по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий и принятия соответствующих решений по таким заявкам установлен в пунктах 51 - 58 Административного регламента и предусматривает, что в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом Роснедр (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий (пункт 51).

В случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственное за лицензирование, в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий территориальный орган Роснедр уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа и с поручением проинформировать об этом заявителя в течение 5 дней с момента поступления уведомления в территориальный орган Роснедр (пункт 52).

В случае принятия Комиссией решения об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию должностное лицо структурного подразделения территориального органа Роснедр, ответственного за лицензирование, направляет заявителю в течение 7 дней уведомление об отказе во внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами с указанием причин такого отказа (пункт 53).

Таким образом, Комиссия Министерства является надлежащим уполномоченным органом по рассмотрению заявок.

Судом первой инстанции установлено, что  Комиссией Министерства по результатам рассмотрения обращения Общества от 23.11.2021 №22 направлено Обществу  письмо от 29.12.2021 №23133/МПРиЭ-и, из содержания которого следует, что для рассмотрения вопроса, связанного с внесением изменений в лицензию ПТЗ 80029 ТЭ в части продления срока ее действия по существу следует предоставить в адрес Министерства документы, подтверждающие факт готовности Общества к возобновлению промышленной разработки месторождения строительного камня Кейносет в объемах, предусмотренных согласованной в установленном порядке проектной Документацией (234,0 тыс.куб.м горной массы в год), а именно согласованный план развития горных работ на 2022 год.

Кроме того Комиссия  Министерства указала, что учитывая продление срока действия лицензии на основании приказа Министерства от 15.07.2021 №1518 и истечение срока действия Горноотводного акта №3 от 29.07.2016 Обществу надлежит также предоставить документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода (горноотводный акт), оформленные в соответствии с требованиями постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465 «Об утверждении правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.12.2020 № 508 «Об утверждении требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».

Общество, обращаясь с настоящим заявлением, сослалось на  неполучение уведомлений об отказе во внесении изменений в лицензию по заявке от  23.11.2021, а также на  отсутствие у Общества обязанности предоставлять Министерству испрашиваемые им документы, поскольку   продление срока действия лицензии в силу  части 3 статьи 10 Закона о недрах  осуществляется по инициативе недропользователя независимо от наличия согласия  органа, предоставившего лицензию.

Министерство в свою очередь указало, что поскольку действие  горноотводного акта истекло 31.12.2020, проведя анализ деятельности Общества в части разработки месторождения (формы статистической отчетности по форме 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых»), имеющихся в распоряжении Министерства, Комиссия пришла к выводу о необходимости для рассмотрения заявки от 23.11.2021 № 22 запросить у Общества документы, подтверждающие факт готовности Общества к началу промышленной разработки месторождения, а именно согласованного в установленном порядке Плана развития горных работ на 2022 год и горноотводного акта, оформленного в соответствии с установленными требованиями. Таким образом, Министерству для принятия решения о продлении срока действия лицензии в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством о недрах, необходимо располагать сведениями об отсутствии нарушений условий лицензии, в связи, с чем и была запрошена дополнительная информация у Общества.

Вместе с тем, Комиссия Министерства, придя к выводу о необходимости  получения дополнительной информации о деятельности Общества, при рассмотрении заявки и оценки действий Общества за весь период пользования недрами не  установило  конкретных сроков  предоставления (получения) такой информации, в связи, с чем фактически приостановило оказание государственной услуги Обществу.

Таким образом, довод подателя жалобы о необходимости удовлетворить заявленное требование Общества об обязании Министерства продлить срок действия лицензии на пользование недрами ПТЗ 80029 ТЭ до 09.10.2097 необоснован, поскольку фактически государственная услуга Обществу оказана не была, в связи, с чем суд первой инстанции правомерно обязал Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Кааламский нерудный комбинат" путем принятия решения о продлении либо об отказе в продлении  срока действия лицензии на право пользования недрами ПТЗ 80029 ТЭ, принимая во внимание, что предметом спора явилось именно бездействие Министерства по непринятию такого решения.

При этом, суд не может подменять собой административный орган, в полномочия которого входит оценка представленных документов и принятие по ним решения.

Учитывая предмет заявленных требований, судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 201 АПК РФ правильно избран способ защиты нарушенного права, а указанные подателем жалобы решения по делам №26-5153/2016 №26-4475/2020, №А26-3005/2021 не являются преюдициальными для разрешения настоящего спора.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактических основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения принятого по делу решения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы. Излишне уплаченная на основании платежного поручения от 16.06.2022 №5 государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 01 июня 2022 года по делу №  А26-1490/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кааламский нерудный комбинат» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Кааламский нерудный комбинат» из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

 Н.О. Третьякова