ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-21413/2022 от 19.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 октября 2022 года

Дело № А21-13236/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.

судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,

при участии:

от заявителя: Сацкевич Е.С. по доверенности;

от ответчиков: Лысенкова У.А. по доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21413/2022) ГП КО «Водоканал» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.05.2022 по делу № А21-13236/2021, принятое

по заявлению государственного предприятия Калининградской области «Водоканал»

к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

об оспаривании предписания,

установил:

государственное предприятие Калининградской области «Водоканал» (далее – ГП КО «Водоканал», Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным предписания № 04-72 от 07.12.2021.

Решением суда от 20.05.2022 в удовлетворении заявления Предприятию отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, заявителем подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на процессуальные нарушения, допущенные Управлением в части нарушения сроков проведения проверки. Также Предприятие указывает, что фильтрат, образующийся на полигоне и попадающий в сети заявителя, не является отходом производства и потребления, а относится к сточным водам.

 В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представителем Предприятия уточнена апелляционная жалоба, заявитель просит отменить решение суда только в части отказа в признании недействительными пунктов 1 и 3 Предписания.

Уточнения жалобы приняты судебной коллегией.

В судебном заседании представитель Предприятия уточненную жалобу поддержал; представители Управления выразили несогласие с доводами жалобы, представители письменный отзыв.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения прокурора от 15.10.2021 № б/н Управлением в соответствии с решением от 14.10.2021 № 187-ВВ (учетный номер № 98210023734501216237) в отношении Предприятия проведена выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований, в том числе предъявляемых к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) в области охраны окружающей среды, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

- код объекта НВОС 27-0239-001331-П «Насосная станция перекачки НСП), III категория, категория риска - умеренная (5);

- код объекта НВОС 27-0139-000322-П «Канализационные очистные сооружения (КОС)», I категория, категория риска - высокая (2).

В результате внеплановой выездной проверки, в период времени с 18 октября 2021 по 07 декабря 2021 года (с учетом решения о приостановлении срока проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 09.11.2021), с привлечением специалистов ФГБУ ЦЛАТИ были проведены отборы проб сточных вод, а также природных вод, поступающих в Калининградский залив.

Согласно акту внеплановой выездной проверки от 07.12.2021 установлено, что между ГП КО «Водоканал» и МБУ «Чистота» ГО «Город Калининград» заключен договор от 15.05.2020 № 6098 на оказание услуг водоотведения, в рамках которого МБУ «Чистота» осуществляет передачу образуемого фильтрата в централизованные системы водоотведения.

Согласно заключению экспертной организации ФГБУ ЦЛАТИ от 02.12.2021 № 10-142-21-ЭА по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний сточных и природных вод, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ. Сведения о средних концентрациях исследуемых показателей сточных и природных вод ГП КО «Водоканал» приведены в Таблицах 1, 2 экспертного заключения.

Управлением установлено, что ГП КО «Водоканал» выдана Лицензия от 03.08.2021 № (78)-390020, в соответствии с которой лицензиат имеет право осуществлять деятельность только по транспортированию отходов III-IV классов опасности, при этом в перечне отходов, с которыми лицензиат имеет право осуществлять лицензионную деятельность, фильтрат как отход отсутствует.

В представленной ГП КО «Водоканал» статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год (Канализационные очистные сооружения (КОС) ГП КО «Водоканал», адрес: 236013, г. Калининград, Балтийское шоссе, д. 127) юридическое лицо не указывает сведения об образовании отхода – «Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» ФККО 73910112394.

В связи с этим 07.12.2021 Управлением ГП КО «Водоканал» выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до 05.03.2022.

Пунктом 1 Предписания установлено нарушение ГП КО «Водоканал» обязательных требований законодательства Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности в части обращения с отходом IV класса опасности (сбор, транспортирование, обезвреживание) – «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» ФККО 73910112394 и выполнения соответствующих видов работ с указанным отходом, не предусмотренных Лицензией от 03.08.2021 № (78)-390020-Т/П, выданной ГП КО «Водоканал».

Пунктом 3 Предписания установлено нарушение ГП КО «Водоканал» обязательных требований законодательства Российской Федерации в области окружающей среды и природопользования, выразившиеся в представлении недостоверных сведений, содержащихся в форме федерального  статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), в части не внесения сведений об обращении в отходом IV класса опасности - «фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» ФККО 73910112394.

Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным. Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о том, что фильтрат является отходом и Предприятие ведет деятельность по его обращению в отсутствие лицензии.

Исследовав материалы дела, оценив доводы уточненной апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене в связи с неправильным применением и толкованием судом норм материального права.

В силу части 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ; транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Пунктом 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ определено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 416-ФЗ организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов такой системы в соответствии с требованиями Закона.

С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации внесены дополнения и изменения в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Название блока 7 ФККО «Отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов» дополнено словами «за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты».

В связи с этим отнесение фильтрата к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если фильтрат удаляется путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, его следует считать сточными водами и обращение с ним регулируется нормами водного законодательства.

Из материалов дела следует, что между ГП КО «Водоканал» и МБУ «Чистота» городского округа «Город Калининград» заключен договор № 6098 от 15.05.2020 на оказание услуг водоотведения - прием сточных вод рекультивированного полигона ТБО, расположенного в мкр. А. Космодемьянского, г. Калининграда, по ул. Балтийское шоссе (далее - договор № 6098 от 15.05.2020).

В рамках указанного контракта ГП КО «Водоканал» осуществляет оказание услуг водоотведения.

Из пояснений представителя ГП КО «Водоканал» следует, что принятые сточные воды, попадая в централизованную систему водоотведения, направляются на очистные сооружения г. Калининграда, расположенные по адресу: ул. Балтийское шоссе, 127. Далее, после прохождения полного цикла очистки и обеззараживания, сточные воды сбрасываются в Калининградский залив на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Также заявителем в материалы дела представлена копия письма ООО «ТехноТерра» от 14.10.2022 исх. №5-32. Согласно указанному письму ООО «ТехноТерра» в рамках контракта, заключенного с МБУ «Чистота» Городского округа «Город Калининград», обязалось выполнить разработку проектной документации на систему сбора первичной очистки фильтрата, образуемого от рекультивированного полигона твердых коммунальных отходов и его удаление в систему канализации или сброс фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов. Так, в результате рекультивации полигона ТКО выполнено устройство дренажной траншеи, в которой проложен дренажный трубопровод для сбора фильтрата из тела полигона, расположенный по периметру полигона. Выпуск из дренажного трубопровода осуществляется в резервуар сбора фильтрата объемом 50 м3, расположенный в низшей точке рельефа - южной части участка. Вывоз фильтрата из резервуара сбора фильтрата планировался по мере накопления на полигоне отходов в пос. Барсуковка, однако в связи с невозможностью осуществления вывоза фильтрата организован отвод фильтрата посредством временного трубопровода в городскую канализационную систему ГП КО «Водоканал».

Таким образом, образующийся фильтрат не связан с деятельностью заявителя, ГП КО «Водоканал» осуществляет лишь прием в централизованную систему водоотведения фильтрата от полигона в составе сточных вод и обеспечивает его очистку на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект, следовательно, принимаемый с рекультивированного полигона фильтрат следует считать сточными водами,  обращение с которыми регулируется нормами законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

Поскольку фильтрат не относится к отходам и является сточными водами, то выводы суда и Управления о нарушении ГП КО «Водоканал» законодательства в области лицензирования отдельных видов деятельности  в части обращения с отходами IV класса опасности – «Фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный» и выполнения соответствующих видов работ с указанным отходом, не предусмотренных лицензией, являются несостоятельными.

Доводы Управления о том, что транспортирование ГП КО «Водоканал» фильтрата как отхода подтверждается решением Центрального районного суда г. Калининграда от 17.12.2021 по делу №2-5186/2021, являются необоснованными.

Из решения Центрального районного суда г. Калининграда от 17.12.2021 по делу №2-5186/2021 не следует, что ГП КО «Водоканал»  осуществляет транспортировку такого вида отхода как фильтрат. Более того, указанным решением именно деятельность МБУ «Чистота» городского округа «Город Калининград» в части сброса с рекультивированного полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в пос. им. А. Космодемьянского г. Калининграда, в централизованные системы водоотведения, признана не соответствующей проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 20.09.2016г. № 30-Э, от 29.10.2018г. № 25-Э. На администрацию городского округа «Город Калининград» и МБУ «Чистота» возложена обязанность обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных проектной документацией на систему сбора первичной очистки фильтрата, образуемого от рекультивированного полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в поселке им. А. Космодемьянского г. Калининграда, и его удаление в систему канализации или сброс фильтрата после очистки в водные объекты при соблюдении гигиенических нормативов, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Доводы подателя жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных Управлением, в части нарушения сроков проведения проверки отклоняются апелляционным судом.

Так, проверка проведена в сроки установленные частью 7 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248)-ФЗ.

Внесение изменение в решение о проведении внеплановой выездной проверки от 18.10.2021 № 187-ВВ было обусловлено Указом Президента РФ № 595 от 20.10.2021 «Об установлении нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года», а также Указом губернатора Калининградской области от 25.10.2021 № 88 «О мерах по реализации Указа Президента «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 года».

Приостановление срока проведения контрольно-надзорного мероприятия было осуществлено на основании части 13 статьи 65 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с которой срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный Федеральным законом, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.

Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.

Решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 09.11.2021 № 187-ВВ-ПП проведение выездной проверки приостанавливалось в связи с проведением ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу» - ЦЛАТИ по Калининградской области измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды (на основании письма ФГБУ ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу - ЦЛАТИ по Калининградской области о необходимости проведения лабораторных исследований) с 18.10.2021 по 07.12.2021.

Уведомление о приостановлении срока проведения внеплановой выездной проверки юридического лица направлено заявителю в установленном порядке 09.11.2021 № 05-12/27440 и получено ГП КО «Водоканал».

Информация о проведении и окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия внесена в ФГИС ЕРП (Единый реестр проверок) - учетный номер № 98210023734501216237.

При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой части в связи с неправильным применением норм материального права, пункты 1 и 3 оспариваемого предписания подлежат признанию недействительными.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Управления в пользу Общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в сумме 4 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу на основании платежного поручения №7608 от 21.06.2022.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 20 мая 2022 года по делу №  А21-13236/2021 отменить в части.

Признать недействительными пункты 1 и 3 предписания Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2021 № 04-72 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Взыскать с  Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу Государственного предприятия Калининградской области «Водоканал» 4500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.

Возвратить Государственному предприятию Калининградской области «Водоканал» из федерального бюджета РФ 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

 Н.И. Протас