ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-21881/2022 от 06.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

17 октября 2022 года

Дело № А56-108099/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Савиной Е.В., судей  Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

при участии: 

- от истца: ФИО2 (доверенность от 11.04.2022)

- от ответчика: ФИО3 (доверенность о 26.05.2022)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-21881/2022 ) общества с ограниченной ответственностью «Юит Сервис»

на решение  Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2022 по делу № А56-108099/2021 ,

принятое  по иску государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» к  обществу с ограниченной ответственностью «Юит Сервис»

о взыскании

установил:

государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее — Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЮИТ Сервис» (далее — Общество), о возложении обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить Предприятию одновременно на бумажном и электронном носителе следующие сведения по многоквартирным домам (далее – МКД), расположенным в Санкт-Петербурге по адресам: Студенческая ул., д. 24, корп. 1; Студенческая ул. д.26, корп. 2; наб. реки Каменки д. 11, корп.2; наб. реки Каменки д. 7, корп. 2; наб. реки Каменки д.7, корп. 3, следующие сведения: - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон (при наличии), адрес эл. почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; - адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме; - реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии). Предприятие также просило в случае неисполнения решения суда при удовлетворении исковых требований взыскать с Общества 1000 руб. судебной неустойки за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения решения суда в полном объеме; расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании, состоявшемся представитель истца в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил исковые требования в связи с частичным предоставлением ответчиком сведений по многоквартирным домам, просил обязать ответчика представить истцу, а в случае отсутствия – изготовить и передать одновременно на бумажном и на электронном носителе в течение десяти календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу сведения по указанным выше многоквартирным домам: - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения. Реквизиты документа удостоверяющего личность каждого собственника и пользователя жилых помещений в указанных МКД. В случае удовлетворения судом исковых требований полностью или частично истец также просит взыскать с ответчика неустойку в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения решения суда (в случае удовлетворения судом исковых требований истца полностью или частично) и взыскивать 1000 рублей за каждый день непредоставления истребуемых сведений до момента исполнения ответчиком решения суда в полном объеме.

Решением суда от 12.06.2022 заявленные исковые требования удовлетворены в части, на Общество возложена обязанность в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу предоставить в Предприятие одновременно на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирным домам, расположенным в Санкт-Петербурге по адресам: Студенческая ул., д. 24, корп. 1; Студенческая ул. д. 26, корп. 2; наб. реки Каменки д. 11, корп.2; наб. реки Каменки д. 7, корп. 2; наб. реки Каменки д.7, корп. 3, следующие сведения: - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме. В случае неисполнения решения в установленный срок взыскивать 500 руб. за каждый день неисполнения, начиная с 11-го календарного дня до момента исполнения.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.

Указывает, что ООО «ЮИТ Сервис» представило истцу сведения о площадях помещений по конкретным квартирам, реестры собственников, то есть информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, за исключением персональных данных собственников и пользователей помещений в МКД (дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность), которыми Общество не располагало и не могло располагать.

08.09.2022 от истца поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.

03.10.2022 от ответчика представлены доказательства в обоснование апелляционной жалобы, Общество ходатайствует о приобщении к материалам дела запросов в адрес Управления по вопросам миграции Санкт-Петербурга и ответ государственного органа.

Поступившие документы приобщены к материалам дела.

В судебном  заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия расположены многоквартирные дома, находящиеся в управлении Общества. На основании прямых договоров для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан Предприятие оказывает услуги по горячему водоснабжению и отоплению для населения, проживающего в спорных многоквартирных домах, деятельность по управлению которым осуществляет Общество.

Общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, проведенными в форме очно-заочного голосования принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме прямых договоров, содержащих положение о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (протоколы от 04.02.2020, от 25.09.2020, от 27.03.2019, от 26.12.2019) Предприятие письмом от 15.05.2021 № 58-13/23213 обратилось к Обществу, как к управляющей организации, с заявлением о предоставлении сведений, предусмотренных пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее – Правила № 354).

Однако запрашиваемые сведения Общество в полном объеме не предоставило.

Ссылаясь на то, что сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил № 354 необходимы для начисления платы за поставленный коммунальный ресурс, и их непредставление препятствует реализации права Предприятия на истребование задолженности населения в судебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части, требование о предоставлении информации удовлетворил, снизив размер судебной неустойки за каждый день неисполнения решения суда до момента фактического исполнения до 500 руб.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 2 части 2 статьи 161 ЖК РФ).

Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу подпунктов «б», «ж» пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:

- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.

Частью 1 указанной статьи 157.2 ЖК РФ к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.

В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897 пункт 6 Правил № 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.

Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил № 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами «е» и «ж» пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.

При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ.

Абзацы седьмой и восьмой пункта 6 Правил № 354 являлись предметом судебного контроля. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2021 № АКПИ21-732 пункт 6 Правил № 354 признан соответствующим жилищному законодательству, гражданскому законодательству и законодательству в области персональных данных.

Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, Общество обладает или должно обладать сведениями в отношении собственников и нанимателей помещений, указанными в пункте 6 Правил № 354.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что при переходе собственников помещений спорных МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией Общество представило Предприятию сведения о площадях помещений по конкретным квартирам, реестры собственников, протоколы общих собраний собственников помещений, то есть информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (часть 11 статьи 161 ЖК РФ, пункт 6 Правил № 354), за исключением персональных данных собственников и пользователей помещений в МКД (дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность), которыми Общество не располагало.

Пунктом 6 Правил № 354 действительно предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя, в числе прочего, дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, не требующие в соответствии с пунктом 5 части 6 Закона № 152-ФЗ согласия потребителя на передачу персональных данных.

Как указано в статье 3 Закона № 152-ФЗ, персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Устанавливая условия обработки персональных данных, Закон № 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случае, когда обработка этих данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона № 152-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Исходя из содержания части 1 статьи 9 Закона № 152-ФЗ следует, что именно субъект персональных данных (в данном случае собственник или пользователь помещений в МКД) должен своей волей принять решение о предоставлении своих персональных данных Обществу.

Законных инструментов для возложения обязанности на собственника или пользователя помещений в МКД в принудительном порядке (вопреки его воле) предоставить свои персональные данные организации, осуществляющей управление МКД, не предусмотрено.

Предприятие, производя с 2019 года начисление собственникам помещений в МКД платы за оказанные коммунальные услуги, располагает всеми необходимыми для этого сведениями.

Принимая во внимание, что ресурсоснабжающая организация, перейдя на прямые договоры с собственниками помещений МКД, имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору персонифицированных сведений, что и управляющая организация, апелляционный суд полагает недопустимым возложение на Общество обязанности по предоставлению Предприятию персональных данных собственников и пользователей помещений в МКД, которыми Общество не располагает и не имеет законных оснований их получить.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.

Иные сведения, истребуемые истцом, в том числе дата и место рождения потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, не требуются для формирования платежных документов.

В данном случае доказательств, которые бы подтверждали наличие объективных препятствий в реализации права Предприятия на взыскание задолженности с физических лиц в нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом не представлено.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Согласно положениям статьи 110 АПК РФ, ввиду удовлетворения позиции ответчика, изложенной в апелляционной жалобе, расходы по государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы отнесены на истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 12.06.2022 по делу №  А56-108099/2021   отменить.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с государственного унитарного предприятия «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Юит Сервис» 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Савина

Судьи

Н.А. Мельникова

 А.Ю. Слоневская